Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:14, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть качество и эффективность управленческих решений как технологию оценки, методов и способов его повышения.
Объект исследования: менеджеры-управленцы среднего и высшего звена.
Предмет исследования: управленческие решения.
Введение
1. Сущность управленческого решения
2. Качество и эффективность управленческих решений на каждом этапе принятия управленческого решения
3. Процесс и методы принятия решения
Заключение
Список литературы
Такая процедура позволяет достаточно точно выбрать из спектра возможных вариантов наилучший.
Однако в ряде случаев на первом
месте окажется альтернатива, которая
по многим критериям получила низкие
оценки, это происходит в том случае,
когда критерий, которому присвоен
наивысочайший вес, получает для
данной альтернативы самую высокую
оценку. Поэтому к процедуре «
- установить для ряда факторов
минимально допустимое
- не суммировать, а перемножить оценку критерия и его вес, в результате чего понизятся шансы альтернативы, имеющей низкую оценку по многим критериям [6, 89].
7 этап: реализация выбранного варианта решения
После того как управленческое решение
принято, обрело соответствующую форму
и юридическую силу, наступает
фаза его реализации. Значение ее велико,
так как в конечном итоге именно
степень полноты реализации принятых
решений обеспечивает реальные результаты
и смысл функционирования управляющей
системы. Необходимые предпосылки
для успешного осуществления
решения закладываются еще в
период его подготовки и принятия.
Уже в самом решении должно
быть предусмотрено, кто, где, когда, в
какие сроки и каким образом
выполняет ту или иную часть решения,
как контролируется эта работа. Однако
не следует думать, что указанные
предпосылки автоматически
Исполнителей необходимо обеспечить
ресурсами, которые нужны для
реализации порученной им части работы.
Нужна и система
Хорошо налаженная система учета
и контроля исполнения решений позволяет
обеспечить руководителя необходимой
информацией, без которой невозможно
своевременное преодоление
На ход исполнения решений влияют
различные факторы, и только руководитель
может с точностью определить
действительные причины задержки и
соответствующие меры воздействия.
Нередко в ходе реализации решения
оно должно быть скорректировано. Причинами
существенных корректировок решений
в процессе их реализации могут быть:
плохая организация выполнения решения;
резкое изменение обстановки, вызванное
внешними факторами; недоработанность
самого решения и некоторые другие.
В тех случаях, когда прежнее
решение теряет свою действенность,
оно вместо организующего начала
в какой-то мере превращается в фактор
дезорганизующий. В этом (и только
в этом) случае руководитель обязан
идти на изменение решения. В то же
время следует учитывать, что
начатая реализация решения означает
приведение в движение огромной организационной
машины, и работу ее не следует нарушать
из-за недостаточно существенных корректировок.
Кроме того, чрезмерно быстрые
реакции вышестоящих
В настоящее время используются чаще всего следующие виды контроля:
- наблюдение и личное участие;
- текущая статистика;
- регулярные отчеты и доклады;
- опросы и обсуждения;
- наполняемая исполнителями
- отчетность в экстренных
Типы контроля
1. Предварительный -- до начала выполнения подчиненным работы.
Проверка качества правил внутреннего трудового распорядка, инструкций, трудовых договоров и других нормативных документов. Некачественная работа подчиненного может быть, к примеру, следствием отсутствия или плохой проработки нормативных документов.
2. Текущий -- в ходе выполнения подчиненным работы.
Ведение дневника наблюдений за работником, заведение на каждого работающего информационной карточки с записями нарушений трудовой дисциплины и проявлений активности.
3. Заключительный -- после завершения работ.
Завершая раздел, дадим несколько
простых практических советов о
том, каким образом лучше
- стремитесь направлять
- контролируйте лучше открыто;
- сотрудники должны знать, что именно контролируется;
- необходимо обосновывать
- контроль не должен быть
тотальным, то есть необходимо
ограничиваться существенными
- контроль не должен быть
самоцелью, поэтому необходимо
постоянно помнить о цели
- контроль должен
Таблица 4. Бюрократические и
Бюрократические |
Децентрализованные |
||
Назначение |
Подчинение сотрудников указаниям менеджеров |
Приверженность наемных работников качеству |
|
Приемы |
Правила, системы контроля, иерархия, контролеры, отбор и обучение, технологии |
Корпоративная культура, контроль равных, самоконтроль и социализация |
|
Ожидание результатов |
Минимальные результаты определяются пригодными для измерения стандартами |
Настрой на высокие результаты, ориентация на динамический рынок |
|
Фиксированные индикаторы |
|||
Организационная структура |
Громоздкая структура, контроль
«сверху вниз» Правила и |
Простая структура, взаимовлияние Разделяемые цели, ценности и традиции координации и контроля Власть знаний и опыта Качество -- дело каждого |
|
Вознаграждение |
Базируется на достижениях сотрудника в выполнении рабочих заданий |
Основывается на достижениях группы и долевом распределении между сотрудниками |
|
Участие в управлении |
Формальное и узкое (например, с использованием процедур подачи жалоб) |
Неформальное и широкое, включая контроль качества, дизайн систем и организационное руководство |
|
8 этап. Оценка эффективности решения
Последний завершающий этап в процессе принятия решения заключается в оценке его результатов и определении того, привело ли данное решение к ликвидации выявленной на первом этапе проблемы или нет. В ряде случаев оказывается, что решение привело только к усугублению выявленной проблемы, и весь цикл приходится повторять сначала. Обязательное подведение итогов выполнения решений должно быть законом управления. Итоги должны подводиться в любом случае, независимо от того, выполнено ли решение полностью и в срок или, наоборот, недовыполнено. Подведение итогов выполнения решения завершает цикл разрешения управленческой проблемы. В то же время оно создает исходную базу для нового цикла управления. Подведение итогов фиксирует внимание на новом состоянии системы и позволяет лучше видеть новые проблемы, целеустремленней готовиться к новым управленческим циклам. При оценке эффективности решения можно использовать следующие критерии:
- качество решения;
- согласие с решением тех, кто его будет реализовывать или уже реализовал.
Условно параметр «эффективность решения» может быть представлен в виде следующей формулы: ЭР = ПЧК,
где П -- степень принятия решения исполнителями, К -- качество, то есть оценка профессиональной стороны решения. Принятие решения (П) понимается как положительная реакция на него со стороны исполнителей. Качественная сторона решения (К) заключается в:
- выборе лучшей альтернативы
из тех, что предлагает
- учете возможностей самих
Если все управленческие решения
сгруппировать по этим двум критериям,
то станет очевидным, что многие из
них нужно принимать
- своевременность;
- адекватность изменениям
- адекватность возможностям
- подготовленность;
- мера достижения целей
- экономичность способов
3. Процесс и методы принятия решения
Процессы принятия решений, понимаемые
как выбор одной из нескольких
альтернатив, пронизывают всю человеческую
жизнь. Большинство решений
Однако в управлении принятие решений
- это более систематизированный
процесс. Принятие решений в организации
представляет собой сознательный выбор
из имеющихся вариантов или
В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной организации, и ее фактическим состоянием. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.
Таким образом, нами установлен тот факт, что чем точнее определена проблема, тем правильнее может быть принято решение. Но необходимо еще учесть и влияние ситуативных факторов на процесс принятия решений. Условия ситуации и другие факторы оказывают влияние на саму технологию принятия решения, предопределяют ее. Поэтому далее рассмотрим классификацию проблем и соответствующих им решений.
Принять решение - сравнительно легко, все сводится к выбору направления действий. Трудно принять «хорошее» решение. Принятие решения - процесс психологический, а человеческое поведение не всегда логично.
Можно выделить ряд факторов, влияющих на процесс принятия решения [4, 58].
- Личностные оценки и
- Среда, в которой данное
- Время принятия решения.
- Информационные ограничения.
- Поведенческие ограничения.
- Возможные негативные
- Взаимозависимость решений.
- Социальные, нравственно-этические факторы и др.
Наиболее существенную роль в процессе принятия управленческих решений играют методы, используемые менеджерами для их принятия. Обычно выделяют три группы таких методов: волевые, математические и эвристические. Волевые (интуитивно-волевые, логические) методы принятия решений используются в тех случаях, когда проблема достаточно проста, ситуация часто повторяется в практике управления, а исходная информация изложена в качественной форме (описательной, нецифровой). Решение принимается путем относительно несложных размышлений руководителя, использующего для этого свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Оформляется такое решение, как правило, в виде письменного или устного распоряжения. В наибольшей степени волевые методы принятия решений принимаются на нижних уровнях управления организацией - в первичных коллективах, но не исключается их использование в необходимых случаях и на более высоких ступенях управления.
Математические методы принятия решений используются в сложных, но хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной (т.е. цифровой) форме и имеется возможность провести любые необходимые расчеты. Круг этих методов достаточно широк: сюда относятся и достаточно простые арифметические расчеты материальных балансов и затрат по технологическим процессам, и проведение исследований, и системный анализ, и математическое моделирование. Известны модели линейного и динамического программирования, управления запасами, теории игр и др. Эвристические (поисковые) методы все более широко применяются в практике современного менеджмента. Они основаны на методологии творческого, как правило, коллективного, коллегиального мышления. Они применяются в ситуациях, характеризующихся большой новизной, высокой степенью неопределенности и риска, разнообразием и в то же время недостаточной полнотой и достоверностью исходной информации, которая может быть выражена и в качественной, и в количественной форме. Чаще всего такие проблемы возникают на уровне руководства организацией (не менее 50% проблем здесь именно таковы), но для принятия решений менеджеры-руководители должны привлекать работников всех уровней, а в некоторых случаях - всю организацию в целом. Результат применения эвристических методов может быть двояким:
Информация о работе Качество и эффективность управленческих решений