Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа
Качество продукции – это совокупность характеристик, отражающих её способность удовлетворить установленные и предполагаемые потребности заказчиков, клиентов, покупателей и общества в целом.
Качество: степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
Процессы общего руководства качеством в СМК
Высшее руководство организации, согласно требованиям стандарта, должно нести ответственность за следующие процессы:
- создание СМК, идентификацию процессов и связей между ними,
- формирование организационной структуры управления,
- формулировку Политики в области качества,
- планирование развития СМК,
- определение целей в области качества для организации и для всех ее уровней управления,
- назначение представителя
руководства, ответственного
- создание и поддержание
каналов обмена информацией
- периодический анализ проблем в области качества и прочих вопросов
функционирования СМК.
Структура процессов и связи между ними могут быть представлены в виде карт процессов, где выходы предыдущих процессов используются, как входы следующих, где определены исполнители операций и виды записей, оформляемых при выполнении работ.
11. Структура системы менеджмента качества. Процедуры управления ресурсами.
Организации для функционирования требуются ресурсы, которые подразделяют, обычно, на группы: человеческие, информационные, материальные, энергетические, временные, финансовые. Организация, заявляющая о своих обязательствах по производству определенных продуктов и услуг, должна определить, какие ресурсы ей нужны для создания качественной продукции. А определив требования к ресурсам,
руководство организации должно нести ответственность за приобретение и поддержание ресурсов в работоспособном состоянии.
Стандарт ISO 9001 не устанавливает требований к ресурсам. Он определяет, какие процессы должны быть организованы для ресурсного обеспечения:
- подготовка персонала к выполнению работ, влияющих на качество продукции;
- поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры (зданий, рабочего
пространства, оборудования, инструментов);
- управление производственной средой (условиями труда, которые могут
повлиять на качество продукции).
12. Структура системы менеджмента качества. Процессы жизненного цикла продукции.
Процессы жизненного цикла продукции в составе СМК
Жизненный цикл продукции - концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
13. Структура системы менеджмента качества. Процессы измерений, анализа, улучшения.
В СМК используются данные о состоянии продукции (на всех стадиях жизненного цикла), производственных процессов, системы управления, удовлетворенности потребителей.
- Методы измерений, контроля и тестирования.
- Методика аудитов качества
- Удовлетворенность потребителей
*Социологические методы (анкетирование, опросы, потребительские конференции) Изменения в конфигурации продукции, в составе предлагаемых услуг, в имидже организации.
14. Разновидности
систем управления
Организационные структуры систем управления могут быть различными. Стандарт
не устанавливает требований к их конфигурации.
Различают несколько
типовых организационных
группы: иерархические и органические.
1. ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
- Линейная (Руководитель, Заместители по видам деятельности, Подразделения)
- Линейно-штабная
- Дивизионная
2. ОРГАНИЧЕСКИЕ (ИЛИ АДАПТАЦИОННЫЕ) ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
- Кросс-функциональная
- Матричная
Иерархические системы управления более строго регламентированы.
Обеспечивается персональная ответственность исполнителей за выполнение их
функций и быстрая реакция на управленческие решения. Но усложнена связь между
исполнителями по горизонтали. Система не поддается трансформации при изменении
внешних условий.
Органические системы адаптивны к внешним условиям (к изменению требований
рынка и др.). Но повышается уровень требований к квалификации исполнителей.
Регламентирование взаимодействий затруднено.
СМК базируется на существующей
организационной структуре
использует установленные в ней взаимосвязи и каналы передачи информации.
15. Структура
документации системы
В СМК предусмотрено применение двух групп документов:
1) руководящие документы
(внутреннего и внешнего
2) записи о выполненных
работах и о полученных
Внутренние руководящие документы создаются, в основном, на этапе разработки СМК. Это, в первую очередь, Политика в области качества – декларация руководства о принципах управления качеством. Основным документом, описывающим СМК, структуру процессов и содержащим прочие данные об организации, которые могут интересовать потребителей, является Руководство по качеству (Quality Manual). Названные документы предназначены для демонстрации СМК внешним заинтересованным сторонам. Для организации работ в подразделениях, обычно, требуются рабочие инструкции, программы работ, планы качества. При их реализации оформляются записи, используемые, как
свидетельства выполненных работ, а также, для анализа качества и эффективности СМК.
Стандарт требует, чтобы
в организации имелись
16. Внутренние аудиты качества.
Аудит качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.
Аудиты качества проводятся лицами, которые не несут непосредственной ответственности за проверяемые участки.. При этом желательно взаимодействие с персоналом проверяемых участков.
Внутренний аудит может быть направлен на различные объекты оценки:
-АУДИТ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
-АУДИТ ПРОЦЕССОВ
-АУДИТ ПРОДУКЦИИ
17. Сертификация систем менеджмента качества.
Для получения конкурентного преимущества организации целесообразно не только внедрить, но и сертифицировать СМК.
Этап работ по сертификации СМК |
Результат |
1. Поиск органа по сертификации, отвечающего требованиям по области аккредитации |
Получение анкеты от органа по сертификации |
2. Согласование условий предоставления сертификационных услуг |
Договор между организацией – заказчиком и органом по сертификации |
3. Аудит адекватности документов СМК |
Заключение о соответствии документов СМК требованиям стандарта ISO 9001 |
4. Согласование программы сертификационного аудита |
Программа сертификационного аудита с указанием аудиторов, сроков, мест проверки и проверяемых вопросов |
5. Вступительное собрание группы аудиторов и руководства проверяемой организации |
Согласование условий аудита, сопровождающего лица от проверяемой организации |
6. Проведение проверок, предусмотренных программой аудита и контрольными листами аудиторов |
Протоколы о несоответствиях |
7. Заключительное собрание. Обсуждение результатов аудита и конкретных несоответствий |
Отчет ведущего аудитора с заключением о возможности (невозможности) сертифицировать СМК |
8. Работы по устранению несоответствий (корректирующие действия) – при необходимости |
Отчеты о выполненных корректирующих действиях |
9. Оформление сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001. |
Сертификат соответствия. Включение СМК в регистр. Договор об инспекционных проверках со стороны органа по сертификации в течение срока действия сертификата (3 года) |
18. Технологии Всеобщего менеджмента качества (TQM).
QAW SAS BMK IIS QPC ECM TML IQA QTW QCC TQE AMC MCS SPC QC QFD IPM JIT FMEA …
19. Управление
затратами на обеспечение
Система строится на базе британского стандарта BS 6143 «Руководство по экономике качества».
Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:
- затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов, т.е. затраты, связанные с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь (затраты на предупредительные мероприятия или предупредительные затраты);
- затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
- внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
- внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери);
_сумма всех этих затрат дает Общие Затраты на Качество.
А. ЗАТРАТЫ НА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1) Управление качеством
2) Управление процессом
3) Планирование качества другими подразделениями
4) Контрольное и измерительное оборудование
5) Обеспечение качества поставок
6) Аудит системы качества
7) Программа улучшения качества
8) Обучение вопросам качества
В. ЗАТРАТЫ НА КОНТРОЛЬ
1) Проверки и испытания
2) Проверки и испытания поставляемых материалов
3) Материалы для тестирования и проверок
4) Контроль процесса
5) Прием продукции заказчиком
6) Проверка сырья и запасных частей
7) Аудит продукта
С. ВНУТРЕННИЕ ЗАТРАТЫ НА ДЕФЕКТ
1) Отходы
2) Переделки и ремонт
3) Анализ потерь
4) Взаимные уступки
5) Снижение сорта
6) Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков
D. ВНЕШНИЕ ЗАТРАТЫ НА ДЕФЕКТ
1) Продукция не принятая потребителем
2) Гарантийные обязательства
3) Отзыв и модернизация продукции
4) Жалобы
20. Соотношение
процессов менеджмента
Процедура системы менеджмента качества |
Процедура системы экологического менеджмента |
Ответственность руководства |
- Экологическая политика. - Экологические аспекты на предприятии. - Нормы законодательства в области экологии. - Соглашения и обязательства о предотвращении загрязнений. |
Система документации |
Документирование процедур экологического менеджмента и их взаимосвязи. - Программа(ы) экологического управления. |
Управление проектированием |
Внесение экологических требований в проекты новых видов деятельности и новой (или видоизмененной) продукции. |
Управление данными о качестве |
Ведение базы данных о деятельности в области охраны окружающей среды |
Внутренний аудит качества |
- Планирование и проведение периодических внутренних аудитов процедур экологического управления. - Оформление отчетов об экологическом аудите. |
Контроль и испытания |
- Обеспечение экологического мониторинга необходимыми методами и средствами. - Разработка и поддержание процедур для выявления потенциальных аварийных ситуаций. |