Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Все это в полной мере относится к современной науке управления. Она утвердилась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.
В данной работе мной была осуществлена попытка показать эволюцию взглядов на теорию менеджмента, проследить генезис теорий, взгляды их представителей на решение стратегических задач.

Содержание

Введение.

1. Понятие и содержание управления. Функции управления.
2. Развитие теории и практики менеджмента.
3. Характеристика предприятия ООО «Сладкий мир».
4. Особенности реализации управленческих функций на предприятии ООО «Сладкий мир».
5.Разработка предложений по применению идей, содержащихся в управленческих концепциях первой половины ХХ века, которые можно без корректировки применить сегодня на практике.

Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Контроль  над сотрудниками осуществляется систематически, в течение рабочего дня, самим  директором. Что позволяет поддерживать дисциплину и порядок в компании. На предприятии отсутствует совет директоров, и все решения по развитию организации принимаются непосредственно директором. Что подчеркивает единоначалие и единство руководства, и не позволяет личным интересам сотрудников вставать выше интересов всей организации. Хотя директор относится к желаниям и советам сотрудников с лояльностью, и учитывает их просьбы, что положительно влияет на производительность, и улучшает условия и микроклимат рабочего места.

Постоянное  увеличение числа клиентов, а так  же новые связи с точками продаж требуют непрерывного роста объема производства. Но, не смотря на это за всю историю работы предприятия, никогда увеличение производства не было за счет улучшения системы управления. Расширение предприятия происходило «дедовскими» методами, за счет увеличения штата и рабочей площади, а так же закупки нового оборудования. Что не дает полностью использовать потенциал как отдельно взятых сотрудников, так и всей организации в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Особенности реализации  управленческих функций  на предприятии  ООО      «Сладкий мир». 

На основе анализа предприятия «Сладкий мир», можно сделать вывод, что организация применяет некоторые из принципов управления, выделенные Ф.У. Тейлором:

  • профотбор;
  • разделение функций;
  • система материального стимулирования;
  • учет и контроль проводимых работ;
  • сотрудничество руководства с рабочими в вопросах практического нововведения.
 

Не смотря на то, что эти принципы применены  весьма специфично для данной организации и ко многим важным составляющим этих принципов уделено недостаточно внимания, тип управления данной организации наиболее близок к подходу школы классического научного управления. Так же об этом свидетельствуют ошибки управления организации, изложенные в последней главе, характерные именно для этой школы управления. 

При использовании  подхода на основе той или иной школы управления могут возникнуть проблемы связанные со структурными и количественными изменениями  в организации. В связи с увеличением объемов производства, старые методы управления организацией не позволяют контролировать все процессы, протекающие в организации, что негативно влияет на производительность сотрудников, и требует реструктуризации системы управления. Основные ошибки, связанные с управлением данной организации можно сформулировать так: сведение стимулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей и невнимание к человеческому фактору.

5. Разработка предложений  по применению  идей, содержащихся в управленческих концепциях первой половины ХХ века, которые можно без корректировки применить сегодня на практике. 

Я ставлю перед собой цель, определить подход какой из школ менеджмента, лучше  всего подходит организации на данном этапе развития ее производства, и позволит в полной мере использовать потенциал организации. 

На мой  взгляд, наиболее подходящей для данной организации системой управления была бы школа человеческих отношений. Так  как производительность на данном предприятии  в большей степени зависит от личной мотивации каждого из сотрудников, и их взаимодействия. 

Основываясь на практике представителей школы человеческих отношений, в частности на «Хоуторнских экспериментах», я выделил четыре этапа реструктуризации управления: 

  1. Улучшение взаимодействия работников, путем создания небольших, неформальных групп. На основе опыта Мэйо, и его «Хоуторнских экспериментов», следует полагать, что микроклимат естественно возникаемый в малой группе, благотворно скажется на производительности труда. Для этого необходимо разграничить пространство в цехах легкими перегородками, разделяющими один этап производства от другого, что помимо прочего, создаст чувство защищенности у сотрудников, но не будет нагнетать благодаря легкости материала. Закрепить за созданными помещениями, группы людей, сработавшимися друг с другом, и имеющими хорошие взаимоотношения. Образованный благоприятный микроклимат в небольших группах создаст хорошую атмосферу в организации в целом.
 
  1. Делегирование полномочий связанных с контролем  производства, с отдельными лицами в каждой из малых групп, предрасположенными к лидерству с высокими коммуникативными способностями и имеющими авторитет в малой группе. Эти сотрудники будут исполнять роль менеджеров. Доверие данным работникам среди сотрудников будет определяться неформальными взаимоотношениями, созданными еще до образования малых групп. Дополнительным инструментом для улучшения взаимодействия новоиспеченных менеджеров с сотрудниками, может быть достигнуто периодическим проведением курсов по улучшению коммуникации и общению с подчиненными. Еще одним инструментом для достижения этой цели, может стать небольшое количество средств, выделяемых ежемесячно, которое менеджер будет тратить на группу, а возможно порой и на отдельных членов, для достижения еще более тесных и теплых взаимоотношений. При этом необходимо постоянно прослеживать отношение всех членов группы к менеджеру, это может выясняться на основе закрытых, ежеквартальных тестов, о результатах которых будет известно только руководству и на основе которых можно корректировать работу менеджера или рассматривать на эту должность другого сотрудника.
 
  1. Мотивация. Данная система предполагает непосредственную заинтересованность в благоприятном  микроклимате и как результат  производительности, всех сотрудников, и в особенности менеджеров. Дополнительной мотивацией, для сотрудников могут быть как материальные поощрения в виде премий, выходных, оплачиваемых отпусков и прочего, так и нематериальные, как благодарность, публичное поощрение начальства и прочее. Данные поощрения следует применять к менеджерам в соответствии с результатами производительности малой группы, а к прочим сотрудникам в соответствии с личной выработкой.
 
  1. Последним «штрихом» в реструктуризации управления на основе школы человеческих отношений будет изменение физических факторов влияющих на психологическое состояние сотрудников. Изменение окружающей среды, сюда включают улучшение освещения, нормализация температурных условий, чистота помещения. Создание корпоративного духа среди сотрудников, путем совместного времяпрепровождения на различные праздники. Определение оптимального времени отдыха для каждой смены. Определение удобной для самих сотрудников системы оплаты. Определение наиболее благоприятной пищи подаваемой в столовой, и время ее потребления. А так же практика сокращения рабочего дня.
 

Таким образом, в каждом из сотрудников  будут активизированы характерные  для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых является стремление человека к постоянной связи  со своими товарищами по работе. А основным звеном нашей организации станут менеджеры, в лице которых руководство фирмы видит заинтересованного в успехе предприятия сотрудника, стимулирующего остальных, а прочие работники организации видят помимо коллеги, настоящего друга, с которым им будет приятно провести время так же и в неформальной обстановке. 

Для анализа  подходов основных школ была изучена компания «Сладкий мир», изучив принципы которой стало ясно, что управление в этой организации осуществляется на основе административной (классической) школы менеджмента. Моей целью было, определение подхода, наиболее подходящего для данного предприятия, который бы позволил наиболее эффективно использовать потенциал организации. Мною были выдвинуты предложения по совершенствованию системы управления, на основе школы человеческих отношений. Я выбрал подход этой школы, так как считаю, что в данной организации именно люди и их психологическое состояние, как ничто иное, на прямую воздействуют на производительность предприятия, на ее количественные и качественные показатели. 

Накопленный к концу двадцатого века мировой  опыт в области управленческой деятельности свидетельствует о том, что в  мире складывается новая культура управленческой деятельности, в основе которой - использование инновационных методов в процессе достижения социального результата.  

Возрастает  значение не только целевых ориентиров, но и используемых способов, приемов, операций, процедур подготовки и принятия управленческих решений, организации контроля над их выполнением.  

Процессу  трансформации подверглись все сферы общественной жизни» в том числе и система управления, которая с вхождением в мировое управленческое поле и приобщением к мировой управленческой культуре должна преодолеть сложившиеся стереотипы в управлении, ставшие неэффективными в новых социально-экономических и политических условиях.  

Специфика вышеобозначенных управленческих проблем и направлений находится в исследовательском поле социологической науки, а психологическая составляющая данной проблематики позволит получить комплексное и наиболее глубокое знание о природе социального управления, его закономерностях функционирования и развития. 

Заключение. 

В настоящее  время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.  

Всё чаще использование менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный  эффект при относительно минимальных  затратах. Задача менеджмента, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.  

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы: 

1. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. 

Значительное  влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,

Э. Мэйо и др. 

2. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

Во второй главе работы были представлены взгляды на управление различных школ, каждая из которых с течением времени находила новые пути решения главных управленческих задач, и дополняла опыт предшествующих ей взглядов. 

 Процесс  накопления знаний и опыта  о менеджменте не прекращается  ни на секунду, за последние десятилетия на основе основных школ были построены новые теории и практики, которые используют самые технологически развитые организации во всем мире. Такое большое количество точек зрения объясняется различием в культуре разных стран, инновациями, пришедшими с научно технологическим процессом и специфика производства.  

Основной  особенностью управленческой мысли  становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования  системы управления, выработка позиции  по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям. 

На основе всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что нельзя применять  один подход к управлению для всех компаний, отнюдь организация управления дело сугубо индивидуальное для каждого  предприятия, так как обуславливается множеством факторов. 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2005 – 463 с.
  2. Большаков А. Менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 – 160 с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 4-е изд., прераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007 – 670 с.
  4. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003 - 624 с.
  5. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум. – М.: Инфра-М, 2006 – 545 с.
  6. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Курс лекций. – М.: «Доброе слово», 2006 – 64 с.
  7. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2002 – 560 стр.
  8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебник для вузов. – 5-е изд. – М.: Академ. Проект: Трикста, 2006 – 560 с.
  9. Кредисов А.И. История учений менеджмента – Киев: ВИРА-Р, 2000 – 336 стр.
  10. Менеджмент. Ричард Л. Дафт. – 6-е изд.- Питер, 2008 – 864 с.
  11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Даю, 2003
  12. Основы менеджмента. Под ред. Вачугова Д.Д. – 2-е изд., прераб. И доп. – М.: Высшая школа, 2007 – 376 с.
  13. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2008 – 240 с.
  14. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 – 556 с.
  15. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 222 с.
  16. Энциклопедия менеджмента. Питер Ф. Друкер. Издательский дом «Вильямс», 2007 – 432 с.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли