Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:24, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Введение……………………………………………………………………………..….3
1.Особенности классической школы управления в России…………………..……5
1.1Предыстория формирования…………………………………………………...….5
1.2 Советская школа управления………………………………………………..……..6
2.Особенности школы человеческих отношений в России………………….……..12
3. Системный подход к менеджменту в России…………………………………….18
4. Перспективы менеджмента в России……………………………………...………22
Заключение……………………………………………………………….……………28
Так же значимыми работами являлись книги Д.М. Гвишиани: «Социология бизнеса» и «Организация и управление»17. Последняя служила своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли. В ней изложены история возникновения, основные персоналии и положения научных школ менеджмента, таких, как классическая модель организации, школа человеческих отношений, школа социальных систем, социотехнический подход, эмпирическая школа. В «Организации и управлении» освещались практически не известные тогдашнему читателю воззрения Ч.Барнарда, Ф.Селзника, Г.Саймона, А.Гоулднера, А.Этциони, Р.Дабина, П.Друкера18. В центре оказывались проблемы синергии, логика возникновения и соотношения формального и неформального в организации, проблемы равновесия и баланса, идентификации работника с организацией, модели выживания организации, рациональные и естественные модели в организации.
В работе
С.Эпштейна достаточно
В работе О. Жеманова этот материал дополнялся изложением двух принципов организации Д.Макгрегора (модели организации X и Y), описанием экспериментов в Филадельфии, Калифорнии, экспериментов К. Левина и более поздних - по участию работников в прибылях.
Алексей Капитонович Гастев (1882-1938), видный деятель в Советской России, организатор и директор Центрального института труда (1920-1938), член Совета по научной организации труда при НК РКИ СССР, участник революционного движения (член РСДРП с 1901 г.)19.
А.К.
Гастев выдающийся ученый, научные
труды которого, особенно повлияли
на российскую модель управления. Для
педагогической концепции А.К. Гастева
характерно во многом иное, альтернативное
понимание целей и задач
Прежде всего, в противовес школьной классической педагогии Гастев видел задачу создания новой индустриальной педагогики в широком смысле слова, направленной на воспитание профессионально устремленной личности, разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой трудовой культуры и производственного поведения. Он выступал против неоправданной идеологизации воспитания, за общечеловеческий тип трудовой личности.
Трудовому типу личности должны быть присущи такие качества: наблюдательность, изобразительность (умение изображать, отображать и фиксировать в слове, в письме, в графике и фотографии), воля (готовность к действию, способность к переключению), двигательная культура (культура тела, трудовых, спортивных, бытовых движений), владение режимом (времени, жизни, труда), искусство отдыха и восстановления сил, умения и культура организатора, политехнизм20.
У Гастева речь шла не просто о педагогике профессионального обучения (хотя и о ней тоже), но прежде всего о воспитании человека для индустрии и с помощью индустрии, о формировании психологии работающего человека. Познакомившись с достижениями цивилизованного мира в области техники и труда, Гастев был убежден, что можно импортировать оборудование, но нельзя импортировать профессиональную, организаторскую и трудовую культуру его обслуживания.
Профессионализация личности как социализированный процесс для А.К. Гастева - это владение трудовой (в широком смысле слова) и производственной культурой, новая культурная установка. При всем разноречии трактовки термина культура, для Гастева это прежде всего «техническая и социальная сноровка»21, которая становится реальностью не через школу и народное просвещение, а через новых агентов культуры, которыми выступают как учреждения и организации (заводы, лаборатории, армия, скауты, милиция, спорт...), так и люди “двигательной культуры” - организаторы, наблюдатели (сыщики, журналисты и т.п.), монтажеры (строители, врачи и др.). Для Гастева культура - это не овладение высотами цивилизации, а тренировка, тренаж, сноровка, что также стало объектом серьезной критики.
Свою
концепцию А.К. Гастев называл “педагогикой
тренировки”. Ее можно отнести к
рефлексологическому
Социально-педогогическая технология ЦИТа была разработана в конце 20-х гг. для проектирования рабочего состава крупнейших заводов-новостроек (Уралмашстроя, Сталинградского и других тракторных заводов, Нижегородского автозавода и др.). В ЦИТе наряду с общей методологией проектирования был составлен универсальный алгоритм сбора, анализа и отбора исходных материалов по изучению производства. Он включал в себя характеристику завода, карты организации труда по цехам, схемы рабочих типов, квалификационные характеристики персонала, методику подготовки и расстановки рабочих по рабочим местам, материалы по организации учебно-установочных цехов, систему подготовки рабочих и их производственный инструктаж на рабочих местах, систему экспертизы и сдачу продукции заказчику. Вся система ЦИТа подчинялась универсальной формуле: расчет - установка - обработка - контроль - обслуживание (Р-У-О-К-О)22. Будучи универсальной и функциональной, формула в разных условиях наполнялась различным содержанием (под обработкой, например, понимались и процесс производства и процесс обучения). Таким образом, реализовывалась идея подготовки и адаптации определенных, заданных производством рабочих. ЦИТ принципиально отвергал идею приспособления производства к личности, эргономический подход. Ему были чужды идеи социальной охраны личности от агрессии техники.
Педагогическая
концепция технологизации профессионального
обучения была связана и с общей
методологией ЦИТа, и с ее социально-педагогическими
аспектами. Здесь нашла психолого-
Педагогическая технология ЦИТа опиралась на вполне определенную концепцию образования и воспитания. Открытия конца XIX - начала XX в. в области биологии и психофизиологии (пластичность нервной системы, упражняемость, теория условных рефлексов, дрессура и др.), вскрывая действительные резервы личности, привели Гастева к выводу о возможности их использования для радикального повышения трудовых потенций, вплоть до генетического, биохимического и хирургического вмешательства в природу человека. О восприятии человека как объекта воздействия говорит факт отождествления педагогики в «человеководством»23.
В
своем стремлении жестко детерминировать
и технологизировать процесс
профессионального обучения Гастев
пришел к идее программированного профессионального
обучения, в котором субъективное
искусство инструктора
Недостатком
школы человеческих отношений является
отсутствие комплексности исследования,
изучение какого-то одного элемента организации,
поиск единого пути решения управленческих
проблем, он так же присущ и классической
школе управления. Этот недостаток
стал причиной возникновения нового
направления в эволюции управленческой
мысли – школы социальных систем,
возникшей в конце 50-х годов.
3. Системный подход к менеджменту в России.
Теория
систем впервые была применена в
точных науках и в технике. Применение
теории систем в менеджменте в
конце 50-х гг. явилось важнейшим
вкладом школы науки
Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации. В СССР разработкой системного подхода занимались: В.Г.Афанасьев, П.Н.Лебедев, Г.Х.Попов, Ю.А.Тихомиров, В.Г.Подмарков, Г.С.Яковлев, Ц.Я.Ямпольская. Афанасьев понимает систему как совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интеграционных качеств, не свойственных образующим её частям, компонентам, связь между компонентами настолько тесна и органична, что изменение одних из них вызывает то или иное изменение других, а нередко и системы в целом28. Необходимость системного подхода к решению теоретических и практических проблем – по мнению В.Г.Афанасьева – «диктуется самой жизнью и, прежде всего, высокой степенью интеграции образовательных процессов», где, как никогда ранее, « всё связано со всем», когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда « сами проблемы приобретают системный, комплексный характер»29.
Рассмотрим системный подход к менеджменту на примере пищевого предприятия. Основной принцип менеджмента пищевого предприятия заключается в результативном руководстве деятельностью коллектива, направленной на непрерывное улучшение качества процессов и продукции.
Системный подход основан на рассмотрении деятельности пищевого предприятия как совокупности бизнес-процессов, в которых выделены внутренние и внешние связи, коренным образом влияющие на эффективность, результативность и стабильность30. В такой системе выявляются ее общие и частные функции. Первые направлены на планирование выпуска продукции, прогнозирование объема продаж, разработку новых продуктов, повышение экономической, организационной и производственной эффективности процессов посредством контроля, учета и анализа. Специфические стороны деятельности предприятия связаны с частными функциями менеджмента.
Эффективность функционирования бизнес-процессов пищевого производства во многом зависит от соблюдения широко известных восьми принципов всеобщего управления качеством, главные из которых - удовлетворенность потребителя и непрерывность улучшения процессов и продукции.
Современные
тенденции в развитии менеджмента
пищевых предприятий также
• менеджмент организации должен основываться не на интуитивных решениях руководства, а на анализе достоверной информации, полученной с помощью современных научных методов;
•
сочетание иерархического и функционального
принципов управления, при котором обеспечивается,
с одной стороны, вертикаль власти при
лидерстве руководителя, а с другой - делегирование
полномочий на нижние уровни и развитие
горизонтальных функциональных связей;
• опора на кадры, особенно на средний персонал пищевого предприятия, для которого организуется постоянная учеба, повышение квалификации;
• тесное взаимодействие с поставщиками, создание экспертной системы анализа, оценки и выбора, проведение аудита на предприятиях, снабжающих сырьем, вспомогательными материалами и т. п.
К одной из важнейших подсистем менеджмента пищевого предприятия относится планирование и контроль производства, в рамках которых разрабатываются стратегические и оперативные планы выпуска продукции.