Эволюция управленческой мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы состоит в следующем: Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..….3
1.Особенности классической школы управления в России…………………..……5
1.1Предыстория формирования…………………………………………………...….5
1.2 Советская школа управления………………………………………………..……..6
2.Особенности школы человеческих отношений в России………………….……..12
3. Системный подход к менеджменту в России…………………………………….18
4. Перспективы менеджмента в России……………………………………...………22
Заключение……………………………………………………………….……………28

Работа содержит 1 файл

образец курсавой.docx

— 77.39 Кб (Скачать)

   Так  же значимыми работами  являлись  книги Д.М. Гвишиани: «Социология  бизнеса» и «Организация и  управление»17. Последняя служила своеобразной энциклопедией западной управленческой мысли. В ней изложены история возникновения, основные персоналии и положения научных школ менеджмента, таких, как классическая модель организации, школа человеческих отношений, школа социальных систем, социотехнический подход, эмпирическая школа. В «Организации и управлении» освещались практически не известные тогдашнему читателю воззрения Ч.Барнарда, Ф.Селзника, Г.Саймона, А.Гоулднера, А.Этциони, Р.Дабина, П.Друкера18. В центре оказывались проблемы синергии, логика возникновения и соотношения формального и неформального в организации, проблемы равновесия и баланса, идентификации работника с организацией, модели выживания организации, рациональные и естественные модели в организации.

   В работе  С.Эпштейна достаточно подробно  описана социальная философия  Э. Мэйо, ранние организационно-романтические  концепции неформальной регуляции  организационного поведения.

В работе О. Жеманова этот материал дополнялся изложением двух принципов организации Д.Макгрегора (модели организации X и Y), описанием экспериментов в Филадельфии, Калифорнии, экспериментов        К. Левина и более поздних - по участию работников в прибылях.

  Алексей Капитонович Гастев (1882-1938), видный деятель в Советской России, организатор и директор Центрального института труда (1920-1938), член Совета по научной организации труда при НК РКИ СССР, участник революционного движения (член РСДРП с 1901 г.)19.

  А.К. Гастев выдающийся ученый, научные  труды которого, особенно повлияли на российскую модель управления. Для  педагогической концепции  А.К. Гастева  характерно во многом иное, альтернативное понимание целей и задач педагогики и самого образования.

  Прежде  всего, в противовес школьной классической педагогии Гастев видел задачу создания новой индустриальной педагогики в широком смысле слова, направленной на воспитание профессионально устремленной личности, разработку социальной и трудовой технологии воспитания, формирование новой трудовой культуры и производственного поведения. Он выступал против неоправданной идеологизации воспитания, за общечеловеческий тип трудовой личности.

  Трудовому типу личности должны быть присущи  такие качества: наблюдательность, изобразительность (умение изображать, отображать и фиксировать в слове, в письме, в графике и фотографии), воля (готовность к действию, способность  к переключению), двигательная культура (культура тела, трудовых, спортивных, бытовых движений), владение режимом (времени, жизни, труда), искусство отдыха и восстановления сил, умения и культура организатора, политехнизм20.

  У Гастева речь шла не просто о педагогике профессионального обучения (хотя и  о ней тоже), но прежде всего о  воспитании человека для индустрии  и с помощью индустрии, о формировании психологии работающего человека. Познакомившись с достижениями цивилизованного мира в области техники и труда, Гастев был убежден, что можно импортировать оборудование, но нельзя импортировать профессиональную, организаторскую и трудовую культуру его обслуживания.

  Профессионализация  личности как социализированный  процесс для А.К. Гастева - это владение трудовой (в широком смысле слова) и производственной культурой, новая культурная установка. При всем разноречии трактовки термина культура, для Гастева это прежде всего «техническая и социальная сноровка»21, которая становится реальностью не через школу и народное просвещение, а через новых агентов культуры, которыми выступают как учреждения и организации (заводы, лаборатории, армия, скауты, милиция, спорт...), так и люди “двигательной культуры” - организаторы, наблюдатели (сыщики, журналисты и т.п.), монтажеры (строители, врачи и др.). Для Гастева культура - это не овладение высотами цивилизации, а тренировка, тренаж, сноровка, что также стало объектом серьезной критики.

  Свою  концепцию А.К. Гастев называл “педагогикой тренировки”. Ее можно отнести к  рефлексологическому направлению  педагогики 20-х годов . Для ее обоснования, помимо достижений мировой и отечественной  науки и практики в области  организации труда и производства, технологии и профессионального  обучения, ЦИТом был вовлечен в  научный оборот огромный материал по психологии, физиологии, психофизиологии, биологии, рефлексологии, биомеханике, психотехнике, педологии, естественно  трудовой педагогике.

  Социально-педогогическая технология ЦИТа была разработана в  конце 20-х гг. для проектирования рабочего состава крупнейших заводов-новостроек (Уралмашстроя, Сталинградского и  других тракторных заводов, Нижегородского автозавода и др.). В ЦИТе наряду с  общей методологией проектирования был составлен универсальный  алгоритм сбора, анализа и отбора исходных материалов по изучению производства. Он включал в себя характеристику завода, карты организации труда  по цехам, схемы рабочих типов, квалификационные характеристики персонала, методику подготовки и расстановки рабочих по рабочим  местам, материалы по организации  учебно-установочных цехов, систему  подготовки рабочих и их производственный инструктаж на рабочих местах, систему экспертизы и сдачу продукции заказчику. Вся система ЦИТа подчинялась универсальной формуле: расчет - установка - обработка - контроль - обслуживание (Р-У-О-К-О)22. Будучи универсальной и функциональной, формула в разных условиях наполнялась различным содержанием (под обработкой, например, понимались и процесс производства и процесс обучения). Таким образом, реализовывалась идея подготовки и адаптации определенных, заданных производством рабочих. ЦИТ принципиально отвергал идею приспособления производства к личности, эргономический подход. Ему были чужды идеи социальной охраны личности от агрессии техники.

  Педагогическая  концепция технологизации профессионального  обучения была связана и с общей  методологией ЦИТа, и с ее социально-педагогическими  аспектами. Здесь нашла психолого-педагогическую интерпретацию теория трудовых установок, установочный метод Гастева, который впервые ввел понятие установки. Он выделял культурные, биологические (психофизиологические) и организационно-вещевые установки, имея в виду ценностные ориентации личности, систему предписаний, способствующих созданию путем тренажа устойчивых комплексов движений, организационно-технические факторы (оргустановки) и заводскую среду, создающие систему объективных предписаний. Очевидно, что это понятие не несло в себе принятого в современной психологии смысла, однако включало бихевиористский, рефлексологический подход к формированию поведения человека.

  Педагогическая  технология ЦИТа опиралась на вполне определенную концепцию образования  и воспитания. Открытия конца XIX - начала XX в. в области биологии и психофизиологии (пластичность нервной системы, упражняемость, теория условных рефлексов, дрессура и  др.), вскрывая действительные резервы  личности, привели Гастева к выводу о возможности их использования  для радикального повышения трудовых потенций, вплоть до генетического, биохимического и хирургического вмешательства  в природу человека. О восприятии человека как объекта воздействия говорит факт отождествления педагогики в «человеководством»23.

  В своем стремлении жестко детерминировать  и технологизировать процесс  профессионального обучения Гастев пришел к идее программированного профессионального  обучения, в котором субъективное искусство инструктора заменяется объективными воздействиями вещной среды и предписаний, создающих и корректирующих формирование цепей реакций работника. Идея машинизации воспитания путем детерминации деятельности с помощью инструкций, водителей, шаблонов, направителей, тренажеров получила окончательное завершение в конструкции «социально-инженерной машины»24, выстроенной в ЦИТе. Речь шла об обучении ученика “в особой машине, где все установки ученика определяются не окриками и указаниями инструктора, а железными и деревянными деталями машины”. Ученик в ней закреплен как объект обучения, как “элемент” самой машины. Это еще раз подтверждает, что концепция была концепцией как безмашинного, так и машинного программированного обучения, основанного на идеях “обратной связи”, алгоритмизации и программирования.

  Недостатком школы человеческих отношений является отсутствие комплексности исследования, изучение какого-то одного элемента организации, поиск единого пути решения управленческих проблем, он так же присущ и классической школе управления. Этот недостаток стал причиной возникновения нового направления  в эволюции управленческой мысли – школы социальных систем, возникшей в конце 50-х годов. 
 
 
 
 
 

 

3. Системный подход к менеджменту в России.

  Теория  систем впервые была применена в  точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в  конце 50-х гг. явилось важнейшим  вкладом школы науки управления. Системный подход — это не набор  каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к  организации и управлению25. Система—это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого26. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации27. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления-техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.

  Модель  организации как открытой системы. Организация получает из внешней  среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей  деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации. В СССР разработкой системного подхода занимались: В.Г.Афанасьев, П.Н.Лебедев, Г.Х.Попов, Ю.А.Тихомиров, В.Г.Подмарков, Г.С.Яковлев, Ц.Я.Ямпольская. Афанасьев понимает систему как совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интеграционных качеств, не свойственных образующим её частям, компонентам, связь между компонентами настолько тесна и органична, что изменение одних из них вызывает то или иное изменение других, а нередко и системы в целом28. Необходимость системного подхода к решению теоретических и практических проблем – по мнению В.Г.Афанасьева – «диктуется самой жизнью и, прежде всего, высокой степенью интеграции образовательных процессов», где, как никогда ранее, « всё связано со всем», когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда « сами проблемы приобретают системный, комплексный характер»29.

  Рассмотрим  системный подход к менеджменту  на примере пищевого предприятия. Основной принцип менеджмента пищевого предприятия заключается в результативном руководстве деятельностью коллектива, направленной на непрерывное улучшение качества процессов и продукции.

  Системный подход основан на рассмотрении деятельности пищевого предприятия как совокупности бизнес-процессов, в которых выделены внутренние и внешние связи, коренным образом влияющие на эффективность, результативность и стабильность30. В такой системе выявляются ее общие и частные функции. Первые направлены на планирование выпуска продукции, прогнозирование объема продаж, разработку новых продуктов, повышение экономической, организационной и производственной эффективности процессов посредством контроля, учета и анализа. Специфические стороны деятельности предприятия связаны с частными функциями менеджмента.

  Эффективность функционирования бизнес-процессов  пищевого производства во многом зависит от соблюдения широко известных восьми принципов всеобщего управления качеством, главные из которых - удовлетворенность потребителя и непрерывность улучшения процессов и продукции.

  Современные тенденции в развитии менеджмента  пищевых предприятий также основываются на этих принципах, базовые из которых следующие:

  •  менеджмент организации должен основываться не на интуитивных решениях руководства, а на анализе достоверной информации, полученной с помощью современных научных методов;

  • сочетание иерархического и функционального принципов управления, при котором обеспечивается, с одной стороны, вертикаль власти при лидерстве руководителя, а с другой - делегирование полномочий на нижние уровни и развитие горизонтальных функциональных связей; 
 

  • опора на кадры, особенно на средний персонал пищевого предприятия, для которого организуется постоянная учеба, повышение квалификации;

  •  тесное взаимодействие с поставщиками, создание экспертной системы анализа, оценки и выбора, проведение аудита на предприятиях, снабжающих сырьем, вспомогательными материалами и т. п.

  К одной из важнейших подсистем менеджмента пищевого предприятия относится планирование и контроль производства, в рамках которых разрабатываются стратегические и оперативные планы выпуска продукции.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли в России