Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:26, курсовая работа
Актуальность работы: изучение этапов эволюции представлений о качестве важно по ряду причин. Без глубокого осмысления сути, значения и истории возникновения системы менеджмента качества невозможно прогнозировать дальнейшее развитие эволюции представлений о качестве, строить планы на будущее.
Анализ причин активных изменений подходов к менеджменту качества на современном этапе открывает перед человечеством новые возможности развития общества, позволяет крупным компаниям самостоятельно находить принципиально новые подходы к управлению качеством.
7. Повышение качества
8. Внедрение новейших достижений в технике и технологиях.
Ключевыми элементами системы менеджмента качества стали восемь принципов управления качеством.
Ориентация организации на заказчика {потребителя). Организации зависят от своих заказчиков (потребителей), поэтому должны понимать настоящие и будущие их потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Система менеджмента качества (СМК), отвечающая требованиям МС ИСО 9001, должна концентрировать внимание на требованиях заказчика.
В условиях тотального менеджмента качества (TQM) это означает глубокое изучение заказчика, его текущих и будущих потребностей.
Реализация этого
принципа обеспечит рост прибылей производителя
и повышение
Роль руководства
в системе менеджмента
Выполнение этого принципа позволяет определить цели планирования СМК, выделить приоритетные цели и задачи, повысить ответственность руководства за результаты деятельности, обеспечить ориентацию и мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач.
Вовлечение работников
в функционирование системы качества.
Работники на всех должностных уровнях
составляют основу организации, и их
полное вовлечение в деятельность по
качеству дает возможность использовать
способности каждого с
Управление качеством - коллективная деятельность, требующая совместных усилий. Это означает, что весь персонал без исключения, в том числе занимающийся подготовкой кадров и их аттестацией, службы сбыта, юридической, экономической и т.д. должен быть составной частью СМК, а не добавлением к ней. На всех уровнях должны быть определены обязанности и полномочия по качеству: объем программ; технология (методы, правила) их реализации; степень свободы действий персонала в рамках его должностной компетенции.
Реализация этого
принципа обеспечивает стремление персонала
к постоянному улучшению
Любая деятельность, преобразующая входы и выходы, рассматривается как процесс. Структурно модель состоит из четырех блоков (макропроцессов), в каждом из которых сформулированы требования к разным элементам (процессам) системы.
Организация на основе этого принципа определяет процессы проектирования, производства и поставки продукции или услуги. В результате будет обеспечена гарантия удовлетворения требований заказчика, а управление результатами процесса - к управлению самим процессом.
Применение этого
принципа приводит к активному использованию
измерений и четкому
Такой подход позволяет выявить приоритетные направления развития организации, прогнозировать результаты деятельности и оценивать возможности ее улучшения, снижать затраты на производство, сокращая время производственного цикла.
Системный подход к
управлению (менеджменту). При разработке
базовой СМК этот принцип означает,
что организация стремится к
объединению процессов создания
продукции или услуг с
Преимущества данного принципа [12]:
Постоянное улучшение
продукции. Постоянное улучшение продукции
является неизменной целью организации.
Для этого выполняются
Принятие решений,
основанных на фактах. Эффективные
решения базируются на анализе фактических
данных и информации, источниками
которой могут служить
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы. Взаимовыгодные отношения между ними способствуют расширению возможностей каждого из них.
Основной целью
является изменение стратегии
Наиболее важным в этих принципах является необходимость интегрированного подхода, когда вся система менеджмента - руководители, процессы, информация, сотрудники и поставщики работают на качество как единое целое. Вся деятельность поставщика должна быть направлена на максимально полное удовлетворение требований заказчика как настоящих, так и предполагаемых, устанавливаемых на основе маркетинга и изучении самого заказчика.
Можно сделать вывод,
что основополагающими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятия рыночной экономики в своем развитии прошли четыре фазы, каждой из которых соответствуют свои организация производства и внутренние взаимоотношения, характерное отношение к рынку. На первой стадии (фазе) промышленного развития предприятия ориентированы в основном на производство: решалось, что производить, как, в каком количестве, по какой цене продавать. Дополнительное разбиение работы на подзадачи, контракты на основе объема выполненных работ, авторитарный стиль руководства – способ ведения отношений внутри организации, характерный для этой фазы. Применялась рабочая сила с низким уровнем квалификации. Качество было низким и практически неизвестно как понятие.
После второй мировой войны постепенно возрастает благосостояние, производственные мощности увеличиваются и становятся сравнимыми с запросами. Возрастает покупательная способность за счет увеличения доходов потребителей. Внутри предприятий внимание перемещается от производства к сбыту (фаза 2): ключевое слово – «продажа», продать все, что произведено, принуждая людей покупать. Спрос вырос, конкуренция незначительна, стоимость труда низкая, предприятиям нет необходимости беспокоиться о качестве.
На третьей стадии, в 70-х годах, предприятия претерпевают культурную революцию, вызванную необходимостью отличить себя от конкурента. В те годы конкуренция возросла и стала более агрессивной. С другой стороны, потребитель стал более требовательным, уделяя больше внимания характеристикам товара. Перед тем как принять решение о покупке. Компаниям необходимо было исследовать рынок, чтобы понять, какие продукты нужны. Предприниматели под влиянием ряда факторов были вынуждены думать не только о своих внутренних нуждах, но также и о нуждах потребителей.
Компании в это время
претерпевают различные организационные
изменения, в основном связанные
с дальнейшим сдвигом к сбыту,
а персонал начинает изменять свое
отношение к работе, стремясь иметь
другие взаимоотношения с
В 80-е годы компании концентрируют свое внимание на проблеме падения прибыли (фаза 4) в основном из-за удорожания обеспечения качества, так как возросли дополнительные издержки на брак, пере- и доработку продукции, которая не прошла значительный контроль. Некоторые компании попытались внедрить кружки качества, следуя японской модели, но попытки вовлечь людей в решение проблемы качества на каждом организационном уровне не всегда удавались.
Несмотря на первые неудачи, предприятия стали планировать качество в рамках жизненного цикла товара (ЖЦТ), привлекая к этой работе все отделы компании (отдел сбыта, НИОКР, производственный и т.д.). Такой подход привел к тому, что сформировались две стратегические функции для достижения конечных целей. Первая – определение целевого рынка, выявление нужд и запросов, для того чтобы выявить продукцию, которая наилучшим образом удовлетворяет ожидания потребителей.
Руководство и управление применительно к качеству подразумевает разработку политики и целей в области качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества. Всеобщий менеджмент качества (TQM) является одной из форм менеджмента качества, основанной на участии всего персонала организации.
Развитие философии качества, постоянный поиск новых подходов в обеспечении высокого качества привел к формированию методологии, получившей название Total Quality Management. Появление TQM связано с новой (организационной) парадигмой управления, порожденной развитием рыночных отношений, уходом от традиционной (механистической) парадигмы управления, которая доминировала на протяжении сотен лет.
Парадигма – концептуальная модель системы управления, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности: переход от частного к общему вероятному, а затем от общего вероятного – к новому частному. Парадигма управления в широком смысле слова рассматривается как модель постановки и исследования проблемы, принятая в качестве образца и доминирующая на протяжении определенного исторического периода.
Традиционная (механистическая) модель
управления предполагала решение обособленных
проблем, их абстрагирование от других
проблем. Внимание менеджера было сосредоточено
практически только на экономических
целях, связанных с быстрым
Новая (организационная) модель управления
представляет собой органичное взаимодействие,
взаимовлияние элементов
Концепция TQM зародилась в Японии в 50–е гг. XX в. в ответ на глобальное экономическое и социальное давление. Японцы первыми оценили важность понимания нужд потребителя и необходимость систематического подхода к анализу его ожиданий путем значительного улучшения качества. В практическом смысле TQM – комплексный подход постепенного и систематического улучшения результатов во всех сферахдеятельности организации. Но это не просто новый подход – это особый «образ жизни» организации, главной чертой которого является процесс преобразований, нацеленный на качество. В настоящее время в мире существует много подходов, основанных на принципах TQM и включающих различные технологии процесса преобразований. Появляются новые подходы. По своей сути TQM – это общий организационный подход для удовлетворения потребителей и их ожиданий.
С 70–х гг. XX в. опыт Японии в управлении качеством стали изучать во всем мире. Однако надо принять во внимание, что специфика TQM в Японии обусловлена национальными традициями и социально—экономическими особенностями развития ее экономики в послевоенный период. В конце XX – начале XXI в. концепция TQM интенсивно развивалась в разных странах. Можно выделить несколько основных «школ» TQM: японскую, европейскую, американскую. У специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется TQM. Основными признаются следующие восемь: