Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель данной курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития менеджмента 4
1.1. Древний период 4
1.2. Индустриальный период5
1.3. Период систематизации менеджмента 6
1.4. Информационный период 6
Глава 2. Формирование основных подходов к теориям менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Административная школа 11
2.3. Школа «человеческих отношений» 13
2.4. Школа поведенческих наук 14
2.5. Школа науки управления 15
2.6. Научные подходы к менеджменту 17
2.6.1. Процессный подход 17
2.6.2. Системный подход 19
2.6.3. Ситуационный подход 20
Глава 3. Современный менеджмент на примере ОАО «ГАЗПРОМ» 22
3.1. Общая характеристика компании 22
3.2. Применение основных теорий менеджмента на предприятиях ОАО «ГАЗПРОМ» 23
3.3. Совершенствование корпоративного управления 29
3.3.1. Развитие системы внутреннего контроля 29
3.3.2. Разработка кодекса корпоративной этики 29
3.3.3. Организация мониторинга эффективной деятельности 30
3.3.4. Оптимизация структуры владения активами 31
3.4. Следование современных научно-технических достижений 32
3.5. Поддержание рынка акций 38
3.6. Единая информационная система предприятия 39
Заключение 42
Список использованных источников 43
При выборе учитывались такие
показатели, как соответствие направлений
вузовских исследований технологическим
приоритетам компании, результативность
научно-инновационной
Помимо этого «Газпром» сотрудничает со следующими вузами и образовательными учреждениями: Тюменский государственный нефтегазовый университет; Уфимский государственный нефтяной технический университет; Новоуренгойский техникум газовой промышленности ОАО «Газпром».
Работники «Газпрома» посещают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей, что позволяет компании развиваться в инновационном ключе.
Более 3 тыс. работников дочерних
обществ и организаций «
В дочерних организациях «Газпрома» работают 2 318 кандидатов и 198 докторов наук.
В ООО «Газпром ВНИИГАЗ» и ОАО «Газпром промгаз» организованы и действуют аспирантуры по 11 научным специальностям. В ООО «Газпром ВНИИГАЗ» созданы два диссертационных совета, которые принимают к защите диссертационные работы на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по 6 научным специальностям.
Работникам дочерних обществ «Газпрома», получающим послевузовское профессиональное образование в аспирантурах и докторантурах, «Газпром» также предоставляет различные гранты.
Кроме того, дочерние общества
«Газпрома» взаимодействуют с
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Процесс управления состоит
из четырех взаимосвязанных
Каждая из данных функций имеет место в управлении компанией.
Планирование осуществляется в нескольких направлениях:
В зависимости направления деятельности и от вида планирования, осуществляются другие функции в процессном подходе.
Рассмотрим на примере КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
По состоянию на 31 декабря
2011 г. списочная численность
При этом списочная численность работников основных обществ. Группы «Газпром» по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа составила 219,3 тыс. человек.
Основными направлениями кадровой работы компании являются:
Сегодня на предприятиях группы
«Газпром нефть» трудятся около 59 тысяч
человек в 24 регионах России, а также
странах ближнего и дальнего зарубежья.
Компания рассматривает своих
Система мотивации работников Группы, сочетающая в себе материальное и нематериальное стимулирование, направлена на привлечение и удержание квалифицированного персонала, повышение заинтересованности работников в результатах труда.
Системы оплаты труда, действующие в обществах Группы «Газпром», предусматривают установление должностных окладов и тарифных ставок с учетом квалификации и деловых качеств, текущее премирование за результаты производственной деятельности работников, доплаты и надбавки в зависимости от условий труда и объема выполняемых работ, единовременное премирование (в том числе за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства, внедрение новой техники, экономию энергоресурсов, открытие новых залежей углеводородов), а также выплату вознаграждения по итогам работы.
Для стимулирования высшего
управленческого звена ОАО «
В целях стимулирования работников Группы «Газпром» реализована система поощрения их государственными наградами Российской Федерации, наградами Минэнерго России и ОАО «Газпром». Система корпоративных наград значительно повысила престижность морального поощрения и вызвала позитивный резонанс в дочерних обществах.
Контролирующими ведомствами в компании являются департаменты.
В Администрацию ОАО «Газпром» входят:
Каждый из них осуществляет подведомственные им направления деятельности компании.
3.3 Совершенствование корпоративного управления
3.3.1 Развитие системы внутреннего контроля
В соответствии с решением
Совета директоров ОАО «Газпром»
от 28 октября 2008 г. № 1292 в Газпроме проводится
работа по созданию функционально централизованной
модели организации системы
В 2011 г. проводилась работа по совершенствованию координации деятельности организаций Группы Газпром, оказывающих существенное влияние на показатели консолидированной отчетности, а также ревизионных комиссий дочерних и зависимых обществ.
В рамках внедрения функционально централизованной модели системы внутреннего аудита при участии Департамента внутреннего аудита сформированы ревизионные комиссии в дочерних и зависимых обществах ОАО «Газпром», в состав которых включены представители Департамента внутреннего аудита, а также начальники подразделений внутреннего аудита дочерних и зависимых обществ[7].
3.3.2 Разработка Кодекса корпоративной этики
В ОАО «Газпром» осуществляется
разработка, обсуждение и согласование
внутренними заинтересованными
сторонами Кодекса
3.3.3 Организация мониторинга эффективности деятельности
Задача по организации
мониторинга эффективности
Проект призван обеспечить
представление на регулярной основе
руководству ОАО «Газпром»
В 2011 г. в рамках проекта
завершена разработка и обеспечено
согласование с субъектами мониторинга
(структурными подразделениями и
дочерними обществами ОАО «Газпром»)
системы КПЭ, корпоративной модели
данных, а также регламента сбора
данных, расчета КПЭ и формирования
отчетности. Разработанная система
КПЭ предназначена для
По ряду объектов мониторинга начата опытная эксплуатация КХД на базе КПЭ. В системе формируются:
В настоящем году планируется завершить опытную эксплуатацию по всем объектам мониторинга эффективности и ввести КХД на базе КПЭ в постоянную эксплуатацию[2].
3.3.4 Оптимизация структуры владения активами
В ОАО «Газпром» в целях
повышения эффективности