Эволюция практики и теории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития менеджмента 4
1.1. Древний период 4
1.2. Индустриальный период5
1.3. Период систематизации менеджмента 6
1.4. Информационный период 6
Глава 2. Формирование основных подходов к теориям менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Административная школа 11
2.3. Школа «человеческих отношений» 13
2.4. Школа поведенческих наук 14
2.5. Школа науки управления 15
2.6. Научные подходы к менеджменту 17
2.6.1. Процессный подход 17
2.6.2. Системный подход 19
2.6.3. Ситуационный подход 20
Глава 3. Современный менеджмент на примере ОАО «ГАЗПРОМ» 22
3.1. Общая характеристика компании 22
3.2. Применение основных теорий менеджмента на предприятиях ОАО «ГАЗПРОМ» 23
3.3. Совершенствование корпоративного управления 29
3.3.1. Развитие системы внутреннего контроля 29
3.3.2. Разработка кодекса корпоративной этики 29
3.3.3. Организация мониторинга эффективной деятельности 30
3.3.4. Оптимизация структуры владения активами 31
3.4. Следование современных научно-технических достижений 32
3.5. Поддержание рынка акций 38
3.6. Единая информационная система предприятия 39
Заключение 42
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 100.41 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


      Уфимский  государственный нефтяной технический  университет

 

 

 

Кафедра экономики и управления на предприятиях нефтяной и газовой промышленности

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Эволюция развития теории и практики менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА -2012

Содержание


Введение

3

Глава 1. Основные этапы развития менеджмента

4

1.1. Древний период

4

1.2. Индустриальный период

5

1.3. Период систематизации менеджмента

6

1.4. Информационный период

6

Глава 2. Формирование основных подходов к теориям менеджмента

9

2.1. Школа научного управления

9

      2.2. Административная школа

11

      2.3. Школа «человеческих отношений»

13

      2.4. Школа поведенческих наук

14

      2.5. Школа науки управления

15

      2.6. Научные подходы к менеджменту

17

2.6.1. Процессный подход

17

2.6.2. Системный подход

19

               2.6.3. Ситуационный подход

20

Глава 3. Современный менеджмент на примере ОАО «ГАЗПРОМ»

22

3.1. Общая характеристика  компании

22

3.2. Применение основных  теорий менеджмента на предприятиях  ОАО «ГАЗПРОМ» 

23

3.3. Совершенствование корпоративного управления

29

          3.3.1. Развитие системы внутреннего контроля

29

          3.3.2. Разработка кодекса корпоративной этики

29

          3.3.3. Организация мониторинга эффективной деятельности

30

          3.3.4. Оптимизация структуры владения активами

31

3.4. Следование современных научно-технических достижений

32

3.5. Поддержание рынка акций

38

3.6. Единая информационная система предприятия

39

Заключение

42

Список использованных источников

43


 

ВВЕДЕНИЕ


Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет  избежать противоречий и ошибок, встречающихся  на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим и  будущим. Анализ прошлого позволяет  лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать  будущее развитие.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя  труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки  составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Цель данной курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:

1.Выявить основные стадии  развития науки управления и  проследить попытки классификации  подходов и школ менеджмента.

2.Рассмотреть возникновение,  формирование и содержание различных  школ управления.

3.Изучить современные  модели менеджмента на примере  конкретного предприятия.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. Древний период

Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и  организации совместного труда  существовали на стадии первобытнообщинного  строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами  рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов  деятельности того периода.

Примерно в 9-7 тысячелетии  до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники, писцы и пр.).

Одним из первых, кто  дал характеристику управления как  особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. «Главная задача - поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний»

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления. Так же он говорил о необходимости специализации производственных процессов.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы  не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют  процесс накопления знаний в области  управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, анализируя события, развивающиеся в древнем периоде, можно охарактеризовать их, как зарождение менеджмента как науки.

 

    1. Индустриальный период (1776-1890)

Наибольшая заслуга  в развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит  Адаму Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние  на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи  управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот  в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже  тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

 

    1. Период систематизации менеджмента (1856-1960)

Менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. В течение долгого времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что  мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики  как первичного типа производства и  необходимость обеспечения работой  больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью  всех работников. Для этих целей  обучали лучших работников - обучали  для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом  веке. 

 

1.4 Информационный период (1960 г. по настоящее время)

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы  управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают  управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание  труда, человека и ЭВМ потребовали  пересмотра структурных элементов  организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые  элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование  решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение  оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически  во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов  анализа. Так называемый системный  подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

Главная идея системной  теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась  идея открытой системы управления. Организация как открытая система  имеет тенденцию приспосабливаться  к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация  должна иметь систему различных форм структурного деления:

  • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
  • систему власти;
  • систему логического принятия решений.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней и  внутренней среды организации. Используя  ситуационный подход, менеджеры могут  понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Таким образом, мы охарактеризовали основные этапы развития менеджмента.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ТЕОРИЯМ  МЕНЕДЖМЕНТА

 

Для понимания изменений, произошедших в менеджменте за последние 100—150 лет, целесообразно рассмотреть основные научные школы менеджмента. Целесообразно отметить их положительные и отрицательные черты, а также различные подходы к управлению.

 

2.1 Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)

Возникновение современной  науки управления относится к  началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Информация о работе Эволюция практики и теории менеджмента