Эволюция практики и теории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития менеджмента 4
1.1. Древний период 4
1.2. Индустриальный период5
1.3. Период систематизации менеджмента 6
1.4. Информационный период 6
Глава 2. Формирование основных подходов к теориям менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Административная школа 11
2.3. Школа «человеческих отношений» 13
2.4. Школа поведенческих наук 14
2.5. Школа науки управления 15
2.6. Научные подходы к менеджменту 17
2.6.1. Процессный подход 17
2.6.2. Системный подход 19
2.6.3. Ситуационный подход 20
Глава 3. Современный менеджмент на примере ОАО «ГАЗПРОМ» 22
3.1. Общая характеристика компании 22
3.2. Применение основных теорий менеджмента на предприятиях ОАО «ГАЗПРОМ» 23
3.3. Совершенствование корпоративного управления 29
3.3.1. Развитие системы внутреннего контроля 29
3.3.2. Разработка кодекса корпоративной этики 29
3.3.3. Организация мониторинга эффективной деятельности 30
3.3.4. Оптимизация структуры владения активами 31
3.4. Следование современных научно-технических достижений 32
3.5. Поддержание рынка акций 38
3.6. Единая информационная система предприятия 39
Заключение 42
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 100.41 Кб (Скачать)

Второе направление школы  науки управления связано с развитием  точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой  школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801–1877).

Первая в стране Лаборатория  экономико-математических методов  была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической  теории в связи со статистикой  и математикой», в которую входили  известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование  моделей. Модели приобретают важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

 

2.6  Научные подходы к менеджменту

Во второй половине XX в. в менеджменте сложились и получили большое распространение следующие подходы к управлению:

  • процессный (с конца 50-х годов);
  • системный (с середины 70-х годов);
  • ситуационный (80-е годов).

 

2.6.1 Процессный  подход 

Эта концепция, означающая крупный  поворот в управленческой мысли. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

Каждая управленческая функция  тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии  взаимосвязанных действий. Процесс  управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления состоит  из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля (рис 2.6.1.1).

Рис 2.6.1.1 - Функции управления

 

1.Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих  целей. По своей сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1.Где мы находимся в  настоящее время?

2.Куда мы хотим двигаться? 

3.Как мы собираемся  сделать это? 

Планирование – это  один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление  усилий всех членов организации к  достижению ее общих целей.

2.Организация. Организовывать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации.

Поскольку в организации  работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять  каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и  работу по управлению.

3.Мотивация. Задача мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

4.Контроль – это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Третья фаза, где предпринимательские действия, если это необходимо, подвергаются коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.                                                                           

Четыре функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации [4].

 

2.6.2 Системный подход

Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущим составляющим ее элементам. Простая система ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимоувязанных целей. В настоящее время системный подход можно считать универсальной методологией менеджмента, сутью которой является формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Этот метод получил  широкое распространение в современной  теории менеджмента. Например, за рубежом для оценки качеств менеджера его без предупреждения отправляют в длительную командировку. Если во время его отсутствия предприятие работает успешно, это является позитивной оценкой деятельности менеджера. Однако часто во время отсутствия менеджера высшего звена деятельность предприятия становится менее эффективной. Это свидетельствует о том, что менеджер оказывал влияние не на всю систему в целом (т.е. не обеспечивал стратегическое развитие предприятия), а ежедневно сам занимался текущими вопросами, не доверяя их менеджерам среднего звена.

Сущность  системного подхода к управлению — мысленный охват всех явлений как единого целого, их объективная оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

 

2.6.3 Ситуационный подход 

Данный  подход к управлению, так же как и системный, скорее способ мышления, чем набор конкретных действий.

Этот  метод разработан в Гарвардской  школе бизнеса (США) и предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуационного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Если  процессный и системный подходы  целесообразнее применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности, то ситуационный подход чаще используется в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1—2 мин необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения. Ситуационный подход носит не шаблонный характер, он воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Этот подход подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.

 

Проанализировав все  школы, можно сказать, что в настоящее время в развитии менеджмента просматриваются три наиболее важные тенденции.

  1. Некоторый возврат к прошлому — осознание значения материальной, технической базы современного производства. Это вызвано усилением влияния технического прогресса на достижение целей предприятия, роли производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.
  2. Усиление внимания к организационной культуре, к различным формам демократии, участие рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций.
  3. Усиление международного характера управления. В последние десятилетия в практике зарубежного менеджмента произошли существенные изменения, которые отечественные управленцы должны внимательно изучить и многое внедрить на российских предприятиях с учетом особенностей переходного периода и национальной специфики.

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

3.1 Общая характеристика  компании

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания, основанная в 1989 году. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%.

ОАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

 «Газпром» располагает самыми  богатыми в мире запасами природного газа. На «Газпром» приходится 15% мировой и 78% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов  за рубежом.


«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть, протяженность которой превышает 161 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17%.

Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» лидером  среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

3.2 Применение основных теорий менеджмента на предприятиях ОАО «ГАЗПРОМ»

  1. Научный подход

Как нами было указано раннее, научный подход в менеджменте характеризуется следующими чертами:

  • отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и обучение;
  • специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение;
  • система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности;
  • учет и контроль проводимых работ;
  • разделение административной и исполнительной работы; введение института мастеров, руководящих работниками;
  • сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений;
  • равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами;

Кадровая политика компании базируется на подборе высококвалифицированных  специалистах. Понимая, что путь к профессионализму начинается с качественного обучения, «Газпром» уже несколько лет реализует специальные программы сотрудничества с ведущими профильными вузами. Сотрудничество заключается в целевой подготовке специалистов и совершенствовании образовательных программ с тем, чтобы минимизировать затраты на адаптацию молодых специалистов на новых рабочих местах. «Газпром» нацелен на опережающую подготовку персонала для реализации стратегических проектов и применения инновационных технологий, а также на привлечение лучших выпускников и повышение квалификации своих сотрудников.

Программой инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года определены 9 российских вузов, выбранных  компанией в качестве опорных. Среди  них: Казанский государственный технологический университет; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

Российский государственный  университет нефти и газа им. И. М. Губкина; Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; Томский политехнический университет; Ухтинский государственный технический университет.

Информация о работе Эволюция практики и теории менеджмента