Эволюция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:30, реферат

Описание работы

История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие. Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………………………………….2
Школа научного менеджмента………………………………………………………………….. 5
Административная или функциональная школа управления (классическая школа)…………………………………………………………………………………………………………. 9
Школа человеческих отношений и поведенческих наук…………………………. 12
Школа науки управления или количественный подход. …………………………13
Процессный подход. …………………………………………………………………………………14
Системный подход…………………………………………………………………………………… 17
Ситуационный подход. …………………………………………………………………………….20
Современные модели менеджмента……………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Эволюция менеджмента0.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

Характеристики общей  теории систем:

     -  Компоненты  системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.

     - Границы  системы - это разного рода  материальные и нематериальные  ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.

     -Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического (конфликтного) характера.

     -Вход  — преобразование — Выход.  Организационная система в динамике  представляется в качестве трёх  процессов. Взаимодействие их  даёт цикл событий. Любая открытая  система имеет цикл событий. При системном подходе важное значение приобретает изучение характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа», «процесса» («преобразования») и характеристик «выхода». При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры «выхода», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременными. На «выходе» в итоге должна быть конкурентоспособная продукция либо услуги. Затем определяют параметры «входа», т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, трудовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровня рассматриваемой системы (уровня техники, технологии, особенности организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И, наконец, не менее важное значение приобретает исследование параметров «процесса», преобразующего ресурсы в готовую продукцию.

  

Также существуют детерминированные  вероятностные системы:

1- Детерминированные системы характеризуются тем, что в них можно точно определить поведение составляющих  ее элементов. Для этого необходимо знать состояние системы в данный момент и способ оработки информации об этой системы.

2- Для вероятностной системы характерно то, что по известным точному состоянию системы и программе обработки информации еще нельзя точно предсказать будущее состояние системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Ситуационный подход.

 Традиционные  школы управления заложили научный  фундамент менеджмента. Применение теоретических знаний на практике рассматривалось как искусство управления, которое постигается опытом работы. Ситуационный подход внёс значительный вклад в теорию управления, раскрыв возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации и путях их решения.

 Ситуационный  подход не отвергает достижения  других подходов и школ управления. В нём сохранены основные концепции  и подходы, которые применимы  ко всем организациям. Но признавая,  что общий процесс управления  одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые  используются на практике для  достижения целей предприятия. Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Производственные системы, как системы открытого типа, имеют входные и выходные каналы, которые позволяют взаимодействовать с внешней средой. Согласно ситуационному подходу вся организация внутри предприятия есть ответ на различные по природе воздействия факторов внешней среды. Ситуация –центральный момент этого подхода. Она означает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия. Число факторов внешней среды, воздействующих на производственную систему, столь велико, что из этого многообразия выделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов, влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не более десятка факторов внутренних и внешних переменных, существенно значимых для успешного управления предприятием.

    Ситуацию  можно охарактеризовать внутренними  и внешними переменными (факторами). Внутренние переменные включают  цели, структуру, задачи, технологию  и персонал. Они являются результатом  деятельности руководителей. Факторы внешней среды разделяются на факторы прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, законы, профсоюзы) и косвенного воздействия (состояние экономики, политическая ситуация, социокультурные факторы, научно-технический прогресс, важные международные события).    Внешние факторы находятся вне контроля руководства организации, но руководители вынуждены реагировать на их изменения, чтобы адаптировать организацию к этим изменениям. Успех управления в значительной степени зависит от того, насколько правильно руководители понимают ситуацию, и какие действия в соответствии с этим предпринимают. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Современные модели менеджмента.

Выделяют четыре основные модели менеджмента: японская, американская и западноевропейская, русская. Существование различных  моделей менеджмента обусловлено  объективными различиями в национальной культуре, развитии экономики, политики, корпоративной культуры предприятий. Определённые традиции и привычки накладывают  отпечатки на сферу деловых отношений. Однако существуют исторически сложившиеся  модели, которые определяют основную стратегию принятия решений.

Американская модель менеджмента.

Наличие рынка как  основного механизма экономических  отношений между его субъектами вынуждает управленцев действовать  в условиях высокой конкуренции  Второй особенностью стало то, что  формирование модели менеджмента в  США происходило на основе индустриального  общества, движущей силой которой  являлась промышленность. На базе этого  основной предпринимательства стала  корпорация. В целом же американская модель менеджмента построена на основах классической школы.Основная стратегия фирм состоит в непрерывном росте и специализации производства, поэтому для американской модели управления характерен механизм явного и постоянного контроля. Для неё также характерна высокая степень индивидуализма. Свобода личности предопределяет индивидуальное принятие решений: решение, принятое руководителем, ни в коем случае не подлежит обсуждению и является обязательным для выполнения. Вследствие этого наступает не коллективная, а индивидуальная ответственность за результаты выполненной работы. Тем не менее, в рамках одного уровня управления внедряется принцип производственной демократии, т.е. соучастие работников в принятии решений, если это затрагивает их личные интересы. Им предоставляется право самостоятельно собирать всю необходимую информацию, выбирать нужный способ или приём, с целью выполнения главных задач и планов. Иногда работники создают рабочие группы и прочие объединения для решения разнообразных задач. Ещё одной важной характеристикой является то, что у работников отсутствует преданность своей компании, что способствует достаточно высокому показателю текучести кадров. Некоторые из них успевают сменить до десяти компаний за время своей работы. Поэтому найм производится на относительно непродолжительное время и все об этом знают, устраиваясь на работу. Американская модель менеджмента – идеальная модель для карьеристов. Она обеспечивает быстрое развитие и продвижение работника в рамках компании. Вместе с тем работник может развиваться специализированно, т.е. выстраивать горизонтальную карьеру.  Таким образом, особенности исторического развития США, развития её экономики и политики, деловых взаимоотношений с помощью американской модели менеджмента обеспечили индивиду карьерный рост  и развитие  в профессиональном плане.

Японская модель менеджмента.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Японский метод  управления отличается от методов, используемых в большинстве стран Европы и  Америки прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

По мнению японского  специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления:

1-Гарантия занятости  и создание обстановки доверительности.  Такие гарантии ведут к стабильности  трудовых ресурсов и уменьшают  текучесть кадров. Стабильность  служит стимулом для рабочих  и служащих, она укрепляет чувство  корпоративной общности, гармонизирует  отношения рядовых сотрудников  с руководством. Освободившись от  давящей угрозы увольнения и  имея реальную возможность для  продвижения по вертикали, рабочие  получают мотивацию для укрепления  чувства общности с компанией.  Стабильность так же способствует  улучшению взаимоотношений между  работниками управленческого уровня  и рядовыми рабочими, что, по  мнению японцев, совершенно необходимо  для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность  количественного увеличения управленческих  ресурсов, с одной стороны, и  сознательного направления вектора  их активности на цели более  значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии  обеспечивает система пожизненного  найма - явление уникальное и  во многом непонятное для европейского образа мысли.

2-Гласность и ценности  корпорации. Когда все уровни  управления и рабочие начинают  пользоваться общей базой информации  о политике и деятельности  фирмы, развивается атмосфера  участия и общей ответственности,  что улучшает взаимодействие и повышает производительность.

3-Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем.

4-Управление, ориентированное  на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества.

5-Постоянное присутствие  руководства на производстве. Чтобы  быстро справится с затруднениями  и для содействия решению проблем  по мере их возникновения японцы  зачастую размещают управляющий  персонал прямо в производственных  помещениях.

6-Поддержание чистоты  и порядка. Одним из существенных  факторов высокого качества японских  товаров являются чистота и  порядок на производстве. 

Западноевропейская  модель менеджмента.

Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.

В Европе, как и  в США, очень важную роль в экономике  играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые  особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной  является потребность в выживании, поэтому необходимо более быстрое  реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому необходимо приспособиться. Одно из существенных отличий европейского менеджмента  от менеджмента американского состоит  в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность  может касаться и производственных, и финансовых решений, а также  инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США. 

Информация о работе Эволюция менеджмента