Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:30, реферат
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие. Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.
Введение. …………………………………………………………………………………………………….2
Школа научного менеджмента………………………………………………………………….. 5
Административная или функциональная школа управления (классическая школа)…………………………………………………………………………………………………………. 9
Школа человеческих отношений и поведенческих наук…………………………. 12
Школа науки управления или количественный подход. …………………………13
Процессный подход. …………………………………………………………………………………14
Системный подход…………………………………………………………………………………… 17
Ситуационный подход. …………………………………………………………………………….20
Современные модели менеджмента……………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………
Характеристики общей теории систем:
- Компоненты системы (элементы, подсистемы). Любая система, независимо от открытости, определяется через её состав. Эти компоненты и связи между ними создают свойства системы, её сущностные характеристики.
- Границы системы - это разного рода материальные и нематериальные ограничители, дистанцирующие систему от внешней среды. С точки зрения общей теории систем, каждая система выступает частью бóльшей системы (которая называется сверхсистемой, суперсистемой, надсистемой). В свою очередь, каждая система состоит из двух или более подсистем.
-Синергия (от греческого - вместе действующий). Это понятие используется для описания явлений, при котором целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое. Система функционирует до тех пор, пока отношения между компонентами системы не приобретают антагонистического (конфликтного) характера.
-Вход
— преобразование — Выход.
Организационная система в
Также существуют детерминированные вероятностные системы:
1- Детерминированные системы характеризуются тем, что в них можно точно определить поведение составляющих ее элементов. Для этого необходимо знать состояние системы в данный момент и способ оработки информации об этой системы.
2- Для вероятностной
системы характерно то, что по известным
точному состоянию системы и программе
обработки информации еще нельзя точно
предсказать будущее состояние системы.
Ситуационный подход.
Традиционные
школы управления заложили
Ситуационный
подход не отвергает
Ситуацию
можно охарактеризовать
Современные модели менеджмента.
Выделяют четыре
основные модели менеджмента: японская,
американская и западноевропейская,
русская. Существование различных
моделей менеджмента
Американская модель менеджмента.
Наличие рынка как
основного механизма
Японская модель менеджмента.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.
Японский метод управления отличается от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления:
1-Гарантия занятости
и создание обстановки
2-Гласность и ценности
корпорации. Когда все уровни
управления и рабочие начинают
пользоваться общей базой
3-Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем.
4-Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества.
5-Постоянное присутствие
руководства на производстве. Чтобы
быстро справится с
6-Поддержание чистоты
и порядка. Одним из
Западноевропейская модель менеджмента.
Европейский менеджмент отличается от американского в незначительной степени. Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями.
В Европе, как и
в США, очень важную роль в экономике
играют мелкие и средние предприятия.
Этим обусловлены и некоторые
особенности европейского менеджмента.
Для мелких фирм более настоятельной
является потребность в выживании,
поэтому необходимо более быстрое
реагирование на любое, даже самое незначительное
изменение ситуации, к которому необходимо
приспособиться. Одно из существенных
отличий европейского менеджмента
от менеджмента американского