Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:30, реферат
История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие. Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.
Введение. …………………………………………………………………………………………………….2
Школа научного менеджмента………………………………………………………………….. 5
Административная или функциональная школа управления (классическая школа)…………………………………………………………………………………………………………. 9
Школа человеческих отношений и поведенческих наук…………………………. 12
Школа науки управления или количественный подход. …………………………13
Процессный подход. …………………………………………………………………………………14
Системный подход…………………………………………………………………………………… 17
Ситуационный подход. …………………………………………………………………………….20
Современные модели менеджмента……………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………
Федеральное
агентство по образованию Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине: Основы менеджмента
на тему: Эволюция
менеджмента
Выполнил студент:
Учебная группа №
Преподаватель:
Санкт-Петербург 2011 год
Содержание:
Введение. ………………………………………………………………………………
Школа научного менеджмента…………………………………………………
Административная
или функциональная школа управления
(классическая школа)………………………………………………………………
Школа человеческих
отношений и поведенческих
Школа науки управления или количественный подход. …………………………13
Процессный подход.
………………………………………………………………………………
Системный подход………………………………………………………………
Ситуационный подход.
…………………………………………………………………………….
Современные
модели менеджмента…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
История менеджмента
насчитывает несколько
Третья произошла
во времена правления
Четвёртая относится к XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождением капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может внести значительный вклад в развитие и эффективность производства. Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. Пятая управленческая революция, часто называемой бюрократической, относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.
К концу XIX –
началу ХХ в. Появились первые
работ по научному обобщению
накопленного опыта и
.
Школа научного менеджмента.
Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву считают
Ф. У. Тейлора,
который начал свои научные
эксперименты по управлению
М. Вебером.
Ему принадлежит мысль, что
если каждый служащий в
Теория Макса Вебера, по сути, является идеологией бюрократии. Однако, это не означает, что бюрократия как форма организации возникла лишь в период, когда появилась эта теория. Бюрократия была свойственна практически всем формам автократического управления в древние, средние века и сохранилась до нашего времени. Бюрократия, в непредвзятом понимании её сущности, является довольно жизненной и мощной формой организации и имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительное главным образом связано с чёткой регламентацией основных функций, задач, обязанностей и полномочий не только каждого подразделения в структуре управления, но и каждого исполнителя, что, безусловно, придаёт процессу управления в целом большую согласованность и организованность. Отрицательные стороны бюрократии связаны с тем, что практически не оставляет пространства для творчества и свободы выбора в случае изменения ситуации. А ведь любой регламент, инструкция, положение ограничены, не отображают всего многообразия жизненных ситуаций. Документ устаревает, по существу, в момент, когда в его тексте ставится последняя точка. Это делает бюрократическую организацию менее гибкой и потому менее жизненной. Как это ни парадоксально, бюрократическая организация не только не повышает ответственность отдельно взятого чиновника, хотя расписывает все его обязанности, а, напротив, снижает его ответственность в конкретных ситуациях, позволяя «прятаться» за букву инструкции.
Важный вклад
в научное управление внесли
супруги Френк и Лилиан Гилберт, которые
с помощью изобретённых ими специальных
часов – микро хронометров в сочетании
с кинокамерой выявили и описали 17 основных
элементарных движений кисти руки. Это
позволяет определить сколько, какие именно
движения выполняются при определённых
трудовых операциях и сколько времени
занимает выполнение каждого движения
и всей операции. Суть подхода состояла
в том, чтобы свести трудовые операции
к меньшему числу основных движений и
исключить ненужные или бесполезные действия.
Утверждению научного менеджмента способствовал Г. Гантт. Низкую производительность труда рабочих он объяснял тем, что задачи и методы работы формулируются на основании старого опыта без необходимого научного обоснования того, что нужно делать. Различие между старым и новым подходами состояло в способах планирования и распределения задач, а также способах поощрения рабочих (работников) за их выполнение. Г. Гантт обновил систему постановки задач перед работниками и распределения поощрений за их выполнение. Если система Тейлора позволяла платить всем работникам сдельно одинаково, то по системе Г. Гантта работники могли заслужить премию в дополнение к сдельной оплате. Если им удавалось перевыполнить дневную норму. Этим подчеркивалась роль человеческого фактора в производстве. Стало ясно, что оплату работников необходимо привести в соответствие с её результатами не только с помощью дневной оплаты, но и сверхнормативными результатами с помощью премий. По мнению Д. Гвишиани учение Ф. Тейлора, или, как его называют, «тейлоризм» - это:
. Создание научного
фундамента, заменившего старые, традиционные,
практически сложившиеся
. Отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
. Сотрудничество
между администрацией и
. Равномерное распределение
труда и ответственности между
администрацией и рабочими.
Административная
или функциональная
школа управления (классическая
школа).
Работы Ф. Тейлора
и его последователей
Если сторонники
научного менеджмента
Они сформулировали
принципы административного
. Планирование –
постановка подлежащих
. Организация –
создание формальной структуры
для разделения управленческих
работ между подразделениями,
определения функций и
. Комплектование штата – подбор и подготовка кадров, создание необходимых условий для трудовой деятельности;
. Руководство – постоянная функция принятия решения и их оформление;
. Координация –
обеспечение согласованности в
работе всех подразделений
. Отчётность –
обеспечение информацией
. Составление бюджета
– составление финансовых
Наиболее важной частью управления А. Файоль считал администрирование, которое основывается на 14 общих принципах: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направлений (целей), подчинённость личных интересов общим, вознаграждение персонала (оплата), оптимальная централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность кадров, инициатива, корпоративный дух. Эти принципы наряду с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.
Главная заслуга А. Файоля , наряду с прочими, состоит в том, что он впервые высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, носящую универсальный характер, по сути, положив начало профессиональному менеджменту. Его исследования не только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению проблем управления на два направления:
1. Организация и
управление непосредственно
2. управление производственными
системами (теория управления
производством).
Школа
человеческих отношений
и поведенческих наук.
Школы научного
менеджмента и
(функционального)
управления формировались без
должного учёта влияния