Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение эволюций концепций менеджмента.
Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть классическую школу управления;
2) исследовать основные постулаты школа человеческих отношений;
3) изучить основные современные концепции менеджмента.
Введение 3
Глава 1. Классическая школа 4
Глава 2. Теория человеческих отношении в управлении (Э.Мейо) 10
Глава 3. Современные концепции менеджмента 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Ситуационный подход составил одну из основ активно разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления, одним из основоположников которой является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф.
Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков, последствий и реальных возможностей применения, чтобы достичь или наименьших отрицательных результатов, или наибольшего положительного эффекта. Поскольку все переменные, влияющие на организацию, определить невозможно, для практических целей рассматриваются лишь наиболее значимые из них[17].
Ситуационный подход может быть проиллюстрирован на примере действий пожарной команды. В зависимости от того, что именно горит, последняя применяет самые различные способы тушения огня: воду, углекислоту, песок, встречный огненный вал и т.п.
В настоящее время менеджмент должен учитывать, что технологии различных отраслей промышленности развиваются не параллельно, не обособленно, - они пересекаются и взаимно влияют друг на друга. Соответственно, и политика менеджмента не может строиться на неизменной технологии.
Во-вторых, усилится внимание к организационной культуре, а также разнообразным формам демократизации, участию рядовых работников в прибылях и осуществлении управленческих функций. Это значит, что грань между начальником и подчиненными на всех уровнях управленческой иерархии сгладится. Вместе с тем любая организация будет иметь свою специфическую структуру. Ведь совершенная структура - не самоцель, а обязательное условие, без которого невозможно повысить производительную силу труда, добиться решения определенных задач в конкретных обстоятельствах. Без четкой управленческой иерархии, без усилий единого руководителя достигнуть поставленных целей никогда и никому не удавалось и не удастся.
В-третьих, количественно и качественно станет более значительной социальная составляющая менеджмента, возрастет его совместная с бизнесом социальная ответственность.
И, наконец, четвертая тенденция связана с глобализацией экономики, с ускорением интернационализации производства и, соответственно, распределением, обменом, потреблением товаров и услуг. При этом следует учитывать, что новый этап интернационализации хозяйственной жизни отмечен внедрением информационно-коммуникационных технологий. Как следствие, рациональный менеджмент начал уступать место менеджменту на основе информатики. В информационном обществе прибыль компаний возрастает не при помощи специализации функциональных навыков, присущей индустриальному обществу, а благодаря гибкости и интегрированности бизнес-процесса, что достигается более тесным общением между его участниками[18].
В отличие от традиционно жесткой функциональной специализации, организационное устройство компаний в XXI ст., возможно, получит форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не будет принято, если оно не предусмотрит интеграции и координации целого ряда функций. В результате значительно усилится демократизация компаний, а их структура будет характеризоваться разнообразием иерархий управления, гибкостью власти, слабым или умеренным соблюдением правил и процедур, децентрализацией принятия решений. Ориентировочно каждая компания будет иметь вдвое меньшее количество уровней менеджмента, чем сегодня.
Как свидетельствует проведенное изучении эволюции концепций менеджмента, разработанные в прошлом административные принципы управления в чистом виде становятся неэффективными, сегодня необходимое новое, более гибкое и разнообразное управления, которое основывается на системно-ситуационном подходе к решению хозяйственных проблем. Непонимание руководством фирмы эволюционных изменений, которые происходят в закономерностях общественного производства, чаще всего приводит к тому, что много компаний «консервируют» сформированную систему управления (даже довольно эффективную), «консервируя» тем самым и ошибочное чувство уверенности в адекватном будущем. Как правило, это рано или поздно приводит к тому, что они не замечают изменений, которые происходят в предпринимательской среде, и, как следствие, не могут своевременно отреагировать на падение спроса на их продукцию вследствие изменения рыночной конъюнктуры, сталкиваясь из-за этого с серьезными проблемами. Примером может быть история развития наибольших компаний мира, таких как «Форд», «Крайслер», «Тексас инструмент», и др.
Вместе с тем, руководство фирм, которое постоянно «сверяет» действенность используемой системы управления с реальной ситуацией на микро- и макроуровнях, осознает и своевременно пересматривает те или другие подходы, методы, принципы и направления хозяйственной деятельности, в конечном итоге постоянно добивается высокой конкурентоспособности. Примером этого могут быть такие фирмы, как «ІBM», «Тойота», «Електролюкс» и др.
1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2005
2. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации. – М., 2009
3. Друкер П.,. Макьярелло Дж. А. Менеджмент. – СПб., 2010
4. Зельдович Б. З. Менеджмент. – М., 2007
5. Касаев Б. С., Тебекин А. В. Менеджмент организации. – М., 2008
6. Лапыгин Ю. Н. Стратегический менеджмент. – М., 2007
7. Литвак Б. Г. Наука управления. Теория и практика. – М., 2011
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – СПб., 2009
9. Резник С. Д. , Коротков Э. М. Менеджмент организации: учебные и производственные практики. – М., 2009
10. Стюарт М. Мифы о менеджменте. – М., 2010
[1] Касаев Б. С., Тебекин А. В. Менеджмент организации. – М., 2008. С. 64
[2] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – СПб., 2009. С. 112
[3] Стюарт М. Мифы о менеджменте / Пер. И. Румянцева. – М., 2010. С. 78
[4] Литвак Б. Г. Наука управления. Теория и практика. – М., 2011. С. 86
[5] Зельдович Б. З. Менеджмент. – М., 2007. С. 94
[6] Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М., 2005. С. 144-145
[7] Стюарт М. Указ. соч. С. 80
[8] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Указ. соч. С. 114
[9] Стюарт М. Указ. соч. С. 81
[10] Там же. С. 84
[11] Касаев Б. С., Тебекин А. В. Менеджмент организации. – М., 2008. С. 67
[12] Виханский О.С., Наумов А. И. Указ. соч. С. 118
[13] Виханский О.С., Наумов А. И. Указ. соч. С. 119
[14] Стюарт М. Указ. соч. С. 87
[15] Касаев Б. С., Тебекин А. В. Указ. соч. С. 99
[16] Друкер П.,. Макьярелло Дж. А. Менеджмент. – СПб., 2010. С. 112
[17] Резник С.Д. , Коротков Э.М. Менеджмент организации: учебные и производственные практики. – М., 2009. С. 40
[18] Стюарт М. Указ. соч. С. 105