Этика менеджера предприятия ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение этики менеджмента в ресторане быстрого обслуживания «Жар-Пицца» и проведение его экономического анализа.
Исследуемая в курсовой работе проблема достаточно широко представлена в теоретических обоснованиях отечественных исследователей, таких как А.К.Семенов, Е.Л. Маслова, М.М.Максимцова, Г.А.Бондаренко, Г.В.Савицкой, Р.Н.Ботавина, В.К.Белолипецкий. При выполнении работы были использованы материалы бухгалтерской статистической отчетности ресторан быстрого обслуживания «Жар-Пицца» за 2007-2010 годы.
Для достижения цели курсовой работы были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи.
Теоретические задачи:
1) раскрыть определение понятия этики менеджмента, история и правила этики менеджмента;
2) проанализировать состояние этики менеджмента на предприятии ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца»;
3) рассмотреть эффективность программы адаптации персонала;
4) обосновать сущность и содержание этики менеджмента;
5) проанализировать основные экономические показатели деятельности ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца».
Практические задачи:
1) проанализировать и описать специфику экономической деятельности ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца»;
2)описать разработку системы адаптации в ресторане быстрого обслуживания «Жар-Пицца»;
3) сделать выводы по данной курсовой работе.
Объект исследования – этика менеджмента.
Предмет исследования – этические взаимоотношения между персоналом в ресторане быстрого обслуживания «Жар-Пицца».
Базой для написания курсовой работы выступило ресторан быстрого обслуживания «Жар-Пицца».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………..6
1.1 История зарождения этики менеджмента………………………………….6
1.2 Понятие и сущность этики менеджмента…………………………………14
1.3 Правила этики в деятельности менеджера предприятия ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца»………………………………………..18
2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЖАР-ПИЦЦА» …………………………………………24
2.1 Организационно-правовое положение предприятия «Жар-Пицца» …….24
2.2 Основные экономические показатели сети ресторанов быстрого питания «Жар-Пицца» ……………………………………………………………………25
2.3 Анализ кадрового потенциала сети ресторанов быстрого питания «Жар-Пицца» ………………………………………………………………………….32
3. СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ЖАР-ПИЦЦА»…………………………………………………………………………36
3.1 Анализ состояния этики менеджмента, дисциплинарная политика «Жар-Пицца» ………………………………………………………………………….36
3.2 Разработка и внедрение системы адаптации в «Жар-Пицца»…………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………48

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 79.71 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этика в  работе менеджера

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………..3                                                                                                   

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………..6

 1.1 История зарождения этики менеджмента………………………………….6

 1.2 Понятие и сущность этики менеджмента…………………………………14

 1.3 Правила этики в деятельности менеджера предприятия ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца»………………………………………..18

2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ЖАР-ПИЦЦА» …………………………………………24

 2.1 Организационно-правовое положение предприятия «Жар-Пицца» …….24

 2.2 Основные экономические показатели сети ресторанов быстрого питания «Жар-Пицца» ……………………………………………………………………25

 2.3 Анализ кадрового потенциала сети ресторанов быстрого питания «Жар-Пицца» ………………………………………………………………………….32

3. СОБЛЮДЕНИЕ  ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ЖАР-ПИЦЦА»…………………………………………………………………………36

 3.1 Анализ состояния этики менеджмента, дисциплинарная политика «Жар-Пицца» ………………………………………………………………………….36

 3.2 Разработка и внедрение системы адаптации в «Жар-Пицца»…………..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………48 

ВВЕДЕНИЕ

  Долговременная выживаемость и развитие фирмы зависят не только от ее прибыльности, они включают в себя справедливое отношение к работникам, достойную оплату и безопасность их труда, высокое качество продукции и услуг, сохранение окружающей среды, правдивость рекламы, соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками, участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма, а также в благотворительной деятельности, доступ общественности и государственных органов ко всем видам информации о делах фирмы. В результате современная фирма становится социально-экономической организацией, в которой этические нормы являются важнейшим регулятором внутрифирменных и межфирменных отношений, а также отношений внутри общества в целом. Этика управления может рассматриваться также в контексте теории цивилизованного становления общества, согласно которой это развитие состоит из этапов, характеризующихся определенным уровнем развития человека (потребностей, способностей, знаний и умений), народонаселения, технологических и экономических способов производства, социально-политических отношений, духовного воспроизводства (науки, культуры, образования, этики и религии). Цивилизационный подход, в различие от формационного и техногенного, считает первоисточником общественного развития не классовую борьбу и изменение в производительных силах, технике и технологии, а развитие самого человека, его духовного мира. Известны различные классификации цивилизаций. Так, А. Тойнби выделил 21 цивилизацию, которые существовали в человеческой истории, сменяя друг друга. По А. Тойнби, в середине XX в. выделялось 5 живых цивилизаций: западное общество, православно-христианское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России, исламское общество, индуистское общество, дальневосточное общество. С. Хантингтон в конце XX в. выделял 8 цивилизаций: западную, православную, китайскую, исламскую, индуистскую, японскую, латиноамериканскую и африканскую. Цивилизационный подход к развитию общества позволяет выделить ментальную составляющую этики менеджмента, т. е. совокупность определяющих ее геополитических, национальных, исторических, религиозных и социокультурных факторов[11 стр.50].

  Курсовая работа состоит из 3х разделов: введения, заключения, списка использованных источников и литературы.

  Целью данной курсовой работы является изучение этики менеджмента в ресторане быстрого обслуживания «Жар-Пицца» и проведение его экономического анализа.

  Исследуемая в курсовой работе проблема достаточно широко представлена в теоретических обоснованиях отечественных исследователей, таких как А.К.Семенов, Е.Л. Маслова, М.М.Максимцова, Г.А.Бондаренко, Г.В.Савицкой, Р.Н.Ботавина, В.К.Белолипецкий. При выполнении работы были использованы материалы бухгалтерской статистической отчетности ресторан быстрого обслуживания «Жар-Пицца» за 2007-2010 годы.

  Для достижения цели курсовой работы были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи.

  Теоретические задачи:

  1) раскрыть определение понятия этики менеджмента, история и правила этики менеджмента;

  2) проанализировать состояние этики менеджмента на предприятии ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца»;

  3) рассмотреть эффективность программы адаптации персонала;

  4) обосновать сущность и содержание этики менеджмента;

  5) проанализировать основные экономические показатели деятельности ресторана  быстрого обслуживания «Жар-Пицца».

 Практические задачи:

  1) проанализировать и описать специфику экономической деятельности ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца»;

  2)описать разработку системы адаптации в ресторане быстрого обслуживания «Жар-Пицца»;

  3) сделать выводы по данной курсовой работе.

 Объект исследования – этика менеджмента.

 Предмет исследования – этические взаимоотношения между персоналом в ресторане быстрого обслуживания «Жар-Пицца».

 Базой для написания курсовой работы выступило ресторан быстрого обслуживания «Жар-Пицца». 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

  1.1 История зарождения этики менеджмента

  Экономика, управление и этика относятся к фундаментальным характеристикам жизни общества. При этом экономика создает материальные основы жизнедеятельности. Управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Так по оценке классика современного менеджмента Питера Друкера успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Этика формирует цивилизованные правила поведения людей, ведения хозяйства и управления. В истории развития общества принято выделять ряд этапов, на которых формы, содержание, соотношение и взаимодействие экономики, управления и этики менялись. Существуют различные классификации этапов общественного развития. Длительное время, особенно в марксистской литературе, господствовала формационная теория деления общества по признакам его классовости и способа производства, определяемого уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Это была так называемая "пятичленка", включающая первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общество. Сегодня это деление изжило себя. Если первые 4 из перечисленных 5 видов общества в той или иной степени соответствуют материалистическому пониманию истории, то коммунистическое общество оказалось порождением идеалистической теории. Историческое развитие, как окончательно стало ясно в XX в., пошло другим путем, в котором смена классов перестала быть определяющим это развитие фактором. Считается, что роль ключевого фактора общественного развития перешла к техническому прогрессу, на основе которого образовалась другая классификация общественного развития. Сообразно этой классификации выделяют традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Традиционное общество было основано на примитивной технике и технологии. Для него было характерно преобладание семейных, клановых отношений. Соответственно традиционное управление основывалось на родовых и семейных традициях, разделении труда по полу и возрасту, личной зависимости, передаче власти по наследству. В категорию традиционных обществ попадали как первобытно-общинные, так и рабовладельческие и феодальные общества. Отдельные черты традиционных обществ (клановость, семейственность, наследование власти) сохранились до настоящего времени. Технический переворот, начавшийся в XVII-XVIII вв., ознаменовал переход от медленно развивающихся традиционных обществ к индустриальному обществу. Экономика индустриального общества получила наименование рыночной (капиталистической). В соответствии с ней сформировался особый тип управления — менеджмент, основанный на самоуправлении хозяйствующих субъектов и государственном регулировании развития экономики. Основой рыночной экономики является свободное предпринимательство, т. е. инициативная деятельность, направленная на насыщение рынка товарами и получение прибыли. В мировой практике рыночной экономики выделяется, по крайней мере, четыре управленческие функции предпринимателя: 1. Новаторство в технике, технологии, организации, коммерции, финансах и других видах деятельности. 2. Соединение ресурсов земли, труда и капитала в едином процессе предпринимательской деятельности. 3. Принятие решений в бизнесе. 4. Риск своими и заемными средствами, временем, трудом, деловой репутацией. Современное понимание предпринимательства отождествляет его с деятельностью по организации и осуществлению смелых, важных и трудных проектов, направленных на развитие существующего способа производства путем внедрения изобретений, использования новых технических, экономических и организационных возможностей. Это отличает предпринимательство от бизнеса как общего направления деловой деятельности [1стр.110]. Определяющее влияние на формирование рыночной экономики, особенно в ее западном варианте, оказал протестантизм и его этика. Протестантизм — третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в период Реформации в XIV в. Главное отличие протестантизма от католицизма и православия состоит в учении о непосредственной связи Бога и человека. Протестантизм отрицает примат духовной власти над светской, противопоставление духовенства мирянам, придерживается упрощенного культа, придает первостепенное значение нравственному началу, пробуждает в человеке чувство личного достоинства и буржуазно-индивидуалистические представления. Это отмечал Макс Вебер, подчеркивая связь "протестантской этики" с "духом капитализма". Одновременно М. Вебер считал, что "капитализм западного вида мог возникнуть только в западной цивилизации" [5 стр.223].Для протестантской этики высшими качествами человека являются трудолюбие, скромность в жизни, бережливость, честность, добросовестность, благотворительность. Согласно этой этике практичность, богатство и труд являются священными. В процессе своего формирования и развития рыночная экономика и ее менеджмент выработали определенные ценностные установки. К ним относятся:

-      прагматизм, т. е. ориентация на эффективность и полезность;

-    индивидуализм, принцип которого применительно к деятельности фирмы в рыночной экономике, сформулированный А. Смитом, гласит: "...дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе";

-     свобода деятельности и потребления;

- рациональность, включающую свободный рынок, свободный от принуждения труд, монетарную систему, рациональную технику, технологию и управление, учет человеческого фактора;

-   признание конкуренции как свойства, изначально присущего человеку;

-   взаимное доверие, честность и верность слову как необходимые условия ведения дел;

-    компромиссы между субъектами рыночной экономики (собственниками, предпринимателями, менеджерами, работниками, продавцами и покупателями, производителями и потребителями), обеспечивающая учет взаимных интересов.

На практике достижение компромисса включает в  себя ответы на шесть вопросов: 1. Что  я отдаю? 2. Что ты отдаешь? 3. Что  я получаю? 4. Что ты получаешь? 5. Какие  у меня альтернативы? 6. Какие альтернативы у тебя? Наряду с общими убеждениями, характерными для рыночной экономики  и ее менеджмента, существуют частные  принципы деятельности отдельных фирм, отражающие их специфику, организационную  культуру, а также личность их создателя. Например, Г. Форд (старший) придерживался  следующих пяти убеждений:

-      На первом месте стоит качество.

-      Постоянное совершенствование в значительной степени влияет на наш успех.

-      Участие работников в деле и прибыли — наш стиль работы.

-     Торговцы и поставщики — наши партнеры.

-      В деле нашей социальной и общественной значимости нет компромиссов.

Принципы  компании IBM, сформулированные ее основоположником Томасом Уотсоном, гласят:

-      Каждый человек заслуживает уважения.

-      Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.

-      Добиваться совершенства во всем.

Данные  принципы вошли в Кодекс поведения IBM, согласно которому ее работникам запрещено  дурно отзываться о конкурентах, борьбу за покупателя рекомендуется  выигрывать только за счет качества товаров  и услуг, а не путем использования  чужих слабостей. Кодекс советует не хвастаться размерами компании, ее успехами и положением, количеством  средств, расходуемых на исследования и разработки. Положение о том, что компания должна управляться  социально-этическими принципами, а  не конкретным человеком стало одним  из постулатов современного менеджмента. Если на Западе определяющее влияние  на этику рыночной экономики и  ее менеджмент оказывает протестантизм, то на Востоке, в особенности в  Японии, на экономику, управление и  общество в целом сильное влияние  оказывала и до сих пор оказывает  философия Конфуция, представляющая одно из ведущих идейных течений  в древнем Китае. Центральное  место в учении Конфуция занимают: гармония развития, человеколюбие, верность государству, долгу, деление на старших  и младших, уважение к старшим, сыновья  почтительность. Взоры Конфуция повлияли на внутреннюю текстуру японских фирм, порядок принятия управленческих решений, формы стимулирования труда, практику приема на работу. Современная японская фирма изнутри представляет собой  пирамиду, состоящую из множества  малых групп, каждая из которых состоит  из старших и младших. Отношения  старших и младших строятся таким  образом, что старшие проявляют заботу о младших, а те в свою очередь отвечают благодарностью и радостью эффективно работать. Ориентация управления на группу определяет коллективную ответственность, заинтересованность работников в успехе организации в целом, а не только конкретного рабочего места, моральное и материальное стимулирование по коллективным результатам. Продвижение по службе осуществляется по принципу старшинства. Принятие управленческих решений в Японии выделяется от подобной практики на Западе, где коллективные решения принимаются большинством голосов. В Японии действует более сложный процесс принятия решений, состоящий в нахождении консенсуса, т. е. согласия участников принятия решений. Принятый порядок принятия коллективных решений ("ринги") учитывает не только мнение большинства, но и защищает интересы оказавшихся в меньшинстве, позволяет сохранить им свое лицо. Семейно-клановый характер японских фирм проявляется в практике приема на работу. Так около одной трети всех фирм использует пожизненный найм работников, которые обеспечиваются жильем и работой и в свою очередь берут на себя обещание добросовестно трудиться, а в случае производственной необходимости менять рабочее место и даже место жительства. Принципы японского менеджмента в более полном виде были сформулированы основателем компании Matsushita Electric Коносукэ Мацуситой. Эти принципы включают постулаты веры, т. е. то, во что верит компания, и этические стандарты, характеризующие то, как реализуется вера компании. Постулатами веры Matsushita Electric являются семь установок:

-     потребитель превыше всего;

-    получение прибыли путем служения обществу;

-     самостоятельное управление;

-    сосуществование и совместное процветание;

-      участие в управлении всех сотрудников фирмы;

-      честная конкурентная борьба на рынке;

-      люди впереди, т. е. превыше продуктов.

Соответственно  выделяется семь этических стереотипов:

-     вклад в общественное развитие;

-      справедливость и честность;

-      сотрудничество и командный дух;

-     совершенствование;

-      учтивость и скромность;

-      адаптация к ситуации;

-      признательность.

  Индустриальное общество в своем развитии прошло, по крайней мере, два этапа — массового производства и массового сбыта.Основными задачами менеджмента на рубеже массового производства были:

1.   Обеспечение высоких темпов роста  промышленного производства.

2.   Снижение издержек производства.

3.    Производство ограниченного ассортимента  стандартной продукции. 

Условиями, в которых менеджмент решает эти  задачи, были конкуренция, осуществляемая путем подавления, банкротства и  поглощения, и невмешательство государства  в деятельность фирмы. К началу 30-х  гг. XX в. спрос на основные потребительские  товары стал близок к насыщению. Разразился мировой экономический кризис. Усилилась  роль государственного вмешательства  в экономику. Стало формироваться  маркетинговое направление в менеджменте, включающее изучение спроса и покупательского поведения в зависимости от возрастных и социальных групп населения, ценообразование с учетом спроса и предложения товаров, товародвижение от производителя до потребителя с учетом его различных каналов, стимулирование сбыта. Возникло движение консюмеризма (защиты прав покупателей). В конце 50-х гг. на Западе наметился, по определению американского ученого Г. Белла, переход к постиндустриальному обществу. Именитый специалист по менеджменту П. Друкер определил этот период развития общества как эпоху без закономерностей. Показателями постиндустриального общества являются:

-      появление теории нулевого роста;

-      повышений требований общества к социальной ответственности бизнеса и экологии;

-   появления проблемы нехватки невозобновляемых материальных ресурсов;

-   возникновение проблемы удовлетворения высоких запросов личности в выборе интересной работы, в разнообразном отдыхе, в заботе о здоровье;

-  глобализация экономики и конкуренции, развитие международных рынков, образование экономических союзов.

   Самым важным признаком постиндустриального общества является социальная миссия и ответственность бизнеса перед обществом. Миссия — это высшая цель, смысл существования фирмы, ее роль в окружающей ее внешней среде. В самом общем виде миссия фирмы состоит в удовлетворении тех или иных потребностей того или иного круга потребителей. Социальная миссия предполагает, что получение прибыли — это внутреннее дело фирмы. Прибыль обеспечивает выживаемость фирмы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Опыт рыночной экономики свидетельствует о том, что фирмы, ставящие своей главной целью получение максимума прибыли в как можно более короткий срок, существуют недолго

 [ 3стр.125].

1.2 Понятие и сущность этики мененджмента

  Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к "профессиональной этике".Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику. Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими. Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент. Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую плату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.

Информация о работе Этика менеджера предприятия ресторана быстрого обслуживания «Жар-Пицца