Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:50, курсовая работа
Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является производственная сфера, а предметом – этика деловых отношений.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение такой темы, как «Этика деловых отношений». Для ее раскрытия необходимо решение следующих задач:
- дать понятие этике деловых отношений в целом;
- рассмотреть общие этические принципы и виды деловых отношений;
Введение 2
1. Сущность психологии и этики деловых отношений 4
1.1. Общие сведения об этической культуре 4
1.2. Деловой этикет и его принципы 7
1.3. Этикет деловых отношений 12
2. Виды деловых отношений 16
2.1. Деловое общение 16
2.2. Презентация и самопрезентация 20
2.3. Переговоры 23
Заключение 28
Список используемой литературы. 30
Диалогические виды:
-
деловой разговор –
-
деловая беседа –
- переговоры – обсуждения с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу;
-
интервью – разговор с
- дискуссия;
- совещание (собрание);
- пресс-конференция;
- контактный деловой разговор – непосредственный, «живой» диалог;
- телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большее разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные
виды делового общения – это многочисленные
служебные документы: деловое письмо,
протокол, отчет, справка, докладная и
объяснительная записка, акт, заявление,
договор, устав, положение, инструкция,
решения, распоряжение, указание, приказ,
договоренность и др.
По содержанию общение может быть разделено на:
- материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;
- когнитивное – обмен знаниями;
- мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
- деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:
- непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
- опосредованное – связано с использованием специальных средств и орудий;
- прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающихся людей в самом акте общения;
- косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Общение может происходить на разных уровнях:
- манипулятивный – уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера;
- примитивный – уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент);
- высший – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности10.
Презентация устраивается по самым разнообразным поводам: открытие выставки, основание нового банка, фирмы, появление новых товаров, технологий и т.п.
Презентация позволяет укрепить старые деловые связи и обзавестись новыми, она во многом определяет успех дальнейших переговоров или деловых контактов. На этом мероприятии приходится общаться с большим количеством людей, от которых в той или иной степени зависит наша работа, поэтому важно знать и соблюдать некоторые общепринятые правила.
Для того, чтобы презентация была успешной, к ней необходимо тщательно подготовиться: определить сроки, место ее проведения и продумать программу (сценарий).
Секреты успеха кроются в соблюдении следующих правил
· Залогом успешного проведения презентации является речь выступающего, которая должна соответствовать профессиональному уровню аудитории, а также учитывать статус присутствующих на презентации и специфику их работы.
· Для привлечения внимания аудитории необходимо изменять тон и ритм речи каждые 5-7 минут. Во время выступления не стоит говорить слишком громко.
· Как утверждают медики и психологи, через 72 часа после выступления люди помнят только 20% из того, что они услышали. Поэтому не следует излагать более чем две мысли в течение 20 минут.
· Несмотря на то, что шутка – это лучший способ расслабления, шутить следует очень осторожно. Если на ваше чувство юмора аудитория отреагировала без улыбки – воздержитесь от шутки.
· Необходимо
следить за жестикуляцией, осанкой.. жесты
должны быть естественными, сдержанными.
Выступать нужно, по возможности, стоя11.
Важным
элементом делового общения является
техника подачи самого себя – самопрезентация.
Д.Майерс называет самопрезентацией акт
самовыражения и поведения, направленный
на то, чтобы создать благоприятное впечатление,
соответствующее чьим-либо идеалам. Причем
он включает в рамки данного определения как
стремление наилучшим образом представить
себя окружающим, (внешняя аудитория), так
и сохранять позитивное восприятие (внутренняя
аудитория).
Основными мотивами самопрезентации являются:
-
стремление к развитию
- самоутверждение личности;
-
необходимость
Эффективность самопредъявления во многом зависит от уверенности человека в себе (ассертивности), то есть способности индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления (Р.Ульрих).
Результатом самопрезентации и работы механизмов социальной перцепции являются имидж и авторитет делового человека.
Имидж представляет собой эмоционально окрашенный образ человека, формирующийся в его сознании и в сознании окружающих людей и регулирующий их поведение и взаимодействие. Имидж проявляется в трех ространствах бытия личности: в его внутреннем мире, в пространстве межличностного взаимодействия и во внутреннем мире других людей. В нем отражаются харизма, интеллектуальные и эмоциональные качества человека, стиль его взаимодействия с другими людьми и «вклады» во внутренний мир окружающих в виде авторитета, репутации и др.
В имидже можно выделить следующие компоненты: когнитивный (знания о человеке), аффективный (эмоциональная оценка человека, отношение к нему) и конативный (готовность к поддержке или противодействие ему).
Имидж содержит в себе не только более или менее проверенные, объективные знания о человеке, но и догадки, легенды, гипотезы о нем. Поэтому имидж наделяет делового человека новыми, зачастую реально не присущими ему характеристиками.
По своему знаку имидж может быть положительным, отрицательным или нейтральным, и вследствие этого он способен оказывать позитивное или негативное влияние на деловые взаимоотношения человека с партнерами.
От результата самопрезентации личности во многом зависит ее авторитет в своем социальном окружении, то есть результат формирования имиджа. Авторитет является необходимым условием эффективности делового взаимодействия. Человек, не обладающий или потерявший свой авторитет, в деловой среде обеспечен на неуспех.
Под авторитетом (лат. – влияние, власть) подразумевается степень его влияния на партнеров по бизнесу, сотрудников организации и конкурентов, проявляющаяся в сфере деловых отношений.
Авторитетный
человек способен оказывать влияние
на партнеров по общению через
следующие социально-
Из
сказанного ясно, что авторитет делового
человека в среде делового взаимодействия
является кардинальным условием эффективности
его влияния на партнеров, безусловного
достижения целей в бизнесе, руководстве,
сотрудничестве. Но надо помнить, что преподносить
себя так, чтобы создать желаемое впечатление
о себе, не теряя своего лица и достоинства,
развивая авторитет – дело тонкое и ему
нужно учиться постоянно. Наряду с методами
совершенствования способов самопрезентации,
характерными для естественной социализации,
разработаны специальные методы развития
имиджа, ассертивности, лидерских качеств,
влияния на других людей13.
В настоящее время всю чаще приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями на производстве, в деловой сфере, в быту, и на более высоком уровне - в государственных учреждениях, международных отношениях. Поэтому актуальной является выработка культуры служебного общения, включающая ряд общих моментов - правил служебного этикета. Несоблюдение этих правил приводит к неприятным последствиям. Так, неумение вести служебный разговор, неумение вести себя коммуникабельно с сослуживцами на работе, кроме потери времени многих людей, приносят массу неприятных моментов.
Чтобы избежать этих эксцессов, достаточно бывает на службе соблюдать хотя и формальные, но совершенно обязательные требования: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, проявлять тактичность, общительность, естественность, доброжелательность.
При возникновении конфликтов все чаще приходится прибегать к переговорам с целью уладить разногласия14.
Переговоры
представляют собой специфический
вид социального
Выделяются следующие виды
переговоров:
1.
2.
3.
4.
5.
Безусловно,
каждый из перечисленных видов