Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является производственная сфера, а предметом – этика деловых отношений.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение такой темы, как «Этика деловых отношений». Для ее раскрытия необходимо решение следующих задач:
- дать понятие этике деловых отношений в целом;
- рассмотреть общие этические принципы и виды деловых отношений;

Содержание

Введение 2
1. Сущность психологии и этики деловых отношений 4
1.1. Общие сведения об этической культуре 4
1.2. Деловой этикет и его принципы 7
1.3. Этикет деловых отношений 12
2. Виды деловых отношений 16
2.1. Деловое общение 16
2.2. Презентация и самопрезентация 20
2.3. Переговоры 23
Заключение 28
Список используемой литературы. 30

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 76.72 Кб (Скачать)
 

Оглавление 

Введение 2

1. Сущность психологии и этики деловых отношений 4

    1.1. Общие сведения  об этической культуре 4

    1.2.  Деловой этикет и его принципы 7

    1.3.  Этикет деловых отношений 12

2.  Виды деловых отношений 16

    2.1. Деловое общение 16

    2.2. Презентация и  самопрезентация 20

    2.3. Переговоры 23

Заключение 28

Список  используемой литературы. 30 

Введение

 

    Сегодня рынок ставит организацию (фирму) в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются деловые отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Помимо этого, профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Но что следует понимать под термином «этика»?

     Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Понятно, что этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности. 

     Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является производственная сфера, а предметом – этика деловых отношений. 

     Целью написания данной курсовой работы  является рассмотрение такой темы, как «Этика деловых отношений». Для ее раскрытия  необходимо решение следующих задач:

     - дать понятие этике деловых  отношений в целом;

     - рассмотреть общие этические  принципы и виды деловых отношений;

     - проанализировать этические и  культурные требования к подготовке  презентаций, проведению переговоров,  осуществлению эффективного делового общения;

     - изучить литературу по данной тематике;

     - провести анализ полученной информации  и сделать выводы.   

     Кроме того, в рамках данной работы будет  уделено большое внимание психодиагностике готовности личности к деловому общению. Часто неадекватная оценка своих  собственных коммуникативных возможностей, компетентности в данной области  способны вызвать осложнения в осуществлении  профессиональной деятельности - вплоть до разрыва деловых отношений. И, наоборот, от того, как руководителям  фирм удастся выбрать, «просчитать» и наладить деловой контакт с  реальными и потенциальными партнерами по бизнесу, зависят устойчивость и  перспективы их функционирования. Наконец, от умения вызывать доверие, уважение, расположение потребителей производимых предприятием товаров и услуг  зависят объемы их производств, масштабы бизнеса, реальные показатели его успеха. А добиться данных результатов возможно лишь при знании и умелом использовании  своих коммуникативных знаний, навыков, умений, работой по их совершенствованию  и по приобретению недостающих. 

     Таким образом, проблема исследования заключается в том, что недостаточное внимание к этике деловых отношений может негативным образом сказаться на деятельности любой организации. 

     Из  всего вышеперечисленного можно  сделать вывод, что выбранная  для данной курсовой работы тема «Этика деловых отношений» является, на сегодняшний  день, достаточно актуальной. Однако она  довольно обширна и возможности  ее раскрытия и освещения ограничиваются узкими рамками курсовой работы. 

  1. Сущность психологии и этики деловых отношений 
    1.1. Общие сведения об этической культуре

     В течение жизни человек вступает в деловые отношения с другими  людьми. Одним из регуляторов этих отношений является мораль. В ней  выражены наши представления о добре  и зле, о справедливости и несправедливости. Мораль дает человеку возможность оценить  поступки окружающих, понять и осмыслить, правильно ли он живет, и к чему надо стремиться. Человек может сделать  общение эффективным, достичь определенных целей, если он правильно понимает моральные  нормы и опирается на них в  деловых отношениях. В противном  случае общение становится невозможным  или вызывает трудности.

     Кто же создал правила человеческого  поведения? Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается? На эти вопросы дает ответ этика.

     Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав) был введен Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.), причем этика считалась «практической философией), которая должна дать ответ на вопрос: что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки?

     Мораль (от лат. moralis – нравственный) – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, в быту, в личных, семейных и международных отношениях.

     Нормы морали получают свое идейное выражение  в заповедях и принципах о  том, как должно себя вести. Одно из первых в истории правил нравственности формулируется так: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению  к тебе». Это правило появилось  в VI - V вв. до н.э. одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах – Вавилоне, Китае, Индии, Европе. Впоследствии оно стало именоваться «золотым», так как ему придавалось большое значение. В наши дни оно остается так же актуальным, и всегда надо помнить, что человек становится человеком только тогда, когда он утверждает человеческое в других людях. Потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать других через возвышение других и составляет основу нравственности.

     Нравственная  жизнь человека и общества разделяется  на два уровня: с одной стороны  – то, что есть сущее: нравы, фактическое  повседневное поведение; с другой стороны  – то, что должно быть: должное, идеальный  образец поведения.

     Нередко в деловых отношениях мы сталкиваемся с противоречиями между сущим и должным. С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, как говорят, должным образом, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых часто связана с нарушением нравственных норм. Эта борьба между  идеальным представлением и практическим расчетом создает конфликт внутри человека, который острее всего проявляется в этике деловых отношений, в деловом общении. Поскольку этика делового общения является частным случаем этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики, то под этикой делового общения понимается совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношения людей в профессиональной деятельности.

     Нормы и правила поведения, действующие  в обществе, предписывают человеку служить обществу, согласовывать  личные и общественные интересы. Моральные нормы опираются на традиции и обычаи, а мораль учит нас делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо людям, которые находятся рядом1. Таким образом, объективной необходимостью деловых отношений является то, чтобы они строились на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно работающем внутреннем контроле, препятствующему эгоизму, мошенничеству, моральному беспределу. То есть деловое общение призвано содействовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.

     Этические нормы и принципы указывают на то, какие действия в процессе делового взаимодействия приемлемы, а какие  нет, в чем выражается служебная  дисциплина, каковы нравственные эталоны  поведения. Особенной нравственной «емкостью» отличаются отношения руководителя к подчиненным. Они во многом задают характер делового общения и нравственно-психологический  климат в коллективе. Без соблюдения этих этических норм общения руководителем  и всеми членами коллектива сотрудники чувствуют себя психологически и  нравственно незащищенными .

     Таким образом, мы подходим к такому понятию, как деловой этикет. Но в чем  заключается его сущность и каковы его принципы? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Деловой этикет и его принципы

 

     Успех любого дела во многом зависит от культуры поведения человека, включающей деловой  этикет, поступки и формы общения, основанные на нравственности и эстетическом вкусе. Культура обслуживания и бизнеса  помогает сохранить преданность  клиентов. Специалистами было подсчитано, что удержать своих клиентов в 5 раз  дешевле, чем завоевать расположение новых. В бизнесе есть такое правило: заботься о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. Таким образом, знание этикета, культуры поведения создает не только хорошую  репутацию вам и вашей организации, но и является экономически выгодным.

     В начале XVIII в. Петр Великий издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету» и настойчиво следил за соблюдением правил этикета боярскими и  дворянскими сословиями; особенно это распространялось на столичные города. При царствовании Петра I в России усиленно внедрялся западный этикет: манера и формы поведения, стиль и покрой одежды. В царствование Елизаветы и Екатерины II учитывались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям национальной культуры России.

     Этикет (от фр. etuquette ) – манера поведения.

     Манеры – это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, а также тон, интонации и выражения, употребляемые в речи. Кроме того, это жесты, походка, мимика, характерные для человека.

     Хорошими  манерами считаются скромность и  сдержанность человека в проявлении своих поступков, умение контролировать свое поведение, внимательно и тактично обращаться с другими людьми. Дурными  манерами считаются привычка громко говорить и смеяться; развязность  в поведении, употребление нецензурных  выражений; грубость; неряшливость внешнего вида; проявление недоброжелательности к окружающим; неумение сдерживать свое раздражение; бестактность.

     Манеры  относятся к культуре поведения  человека и регулируются этикетом. А подлинная культура поведения  – там, где поступки человека во всех ситуациях основаны на нравственных принципах.

     Отметим, что родиной зарождения этикета  исторически считается Италия, которая отличалась от многих европейских стран более высокой степенью образованности. Там считалось, что богатые и знатные люди должны иметь манеры, уметь вести себя в обществе.

     Различаются несколько видов этикета: придворный; дипломатический; воинский; общегражданский (светский); деловой – свод правил поведения в деловых, служебных  отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека.

     Требования  этикета, в том числе и делового, не абсолютны, они меняются со временем2. 

     Рассмотрим  принципы, на которых основывается деловой этикет.

     Здравый смысл: именно здравый смысл подсказывает, что деловой этикет направлен на организацию и поддержание порядка, экономию времени и другие разумные цели. Нормы делового этикета не должны препятствовать здравому смыслу.

     Свобода: несмотря на то, что правила и нормы делового этикета существуют и исполняются, однако они не должны препятствовать свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов исполнения договоренностей между сторонами. Свобода предполагает терпимое отношение к проявлению национальных особенностей и традиций, к выражению различных мнений и точек зрений.

     Этичность: деловой этикет ориентирован на добро и зло и по своей сути обязан быть моральным.

Информация о работе Этика делового общения