Автор: Сергей Иванов, 21 Ноября 2010 в 17:56, курсовая работа
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения. Часто бывает, что то, что работает на одном этапе, не дает результатов на другом.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЭТАПЫ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ. 6
Таблица 1 7
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7
Таблица 2 8
1.2 ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.3 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА 13
2. КРАТКАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 18
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ 18
2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 19
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 21
2.4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО ”АГРОПРОМТРАНС” 22
2.5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 26
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 33
3.2. ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.[15;94]
Расцвет
сил. Имея в правлении акционеров, организация
ставит на данном этапе цель сбалансированного
роста. Структура, координация, стабильность
и контроль должны иметь такое же значение,
как и инновации, совершенствование всех
частей организации и децентрализация.
Принимается концепция структурных подразделений,
результаты деятельности которых измеряются
полученной прибылью. Новая продукция,
рынок сбыта и технологии должны быть
управляемы, а квалификационные навыки
управленческого персонала – более отточены.
С ускорением темпов роста по сравнению
с предыдущими стадиями организация нередко
переоценивает свои успехи и возможности.
Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.
Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно осознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотивации, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям - все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание.[13;82]
Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла, как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда
перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
На стадии создания организации руководитель должен принять следующие меры:
На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:
На стадии зрелости руководитель организации должен принимать такие меры:
На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:
Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.[19;165]
Объемы
и продолжительности
Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
Концепция жизненного цикла товара описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка. Она была впервые опубликована Теодором Левиттом в 1965г. Концепция исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром.
Понятие жизненного цикла товара применяется как к классам товаров (телевизоры), так и к подклассам (цветные телевизоры) и даже к определенной модели или торговой марке (цветные телевизоры "Электроника"). Хотя многие экономисты говорят преимущественно о жизненном цикле только товара, почти отрицая наличие жизненного цикла у классов и подклассов товаров. Конкретная модель товара более четко следует традиционному жизненному циклу товара.[1;186]
Жизненный
цикл товара может быть представлен
как определенная последовательность
стадий существования его на рынке,
имеющая определенные рамки (рис.2).
Динамика жизни товара показывает объем
продаж в каждое определенное время
существования спроса на него.
Объем продаж
Внедрение Рост Зрелость Насыщение Спад
Рис.2.
Жизненный цикл товара
Жизненные
циклы товаров очень
Переход
от стадии к стадии происходит без
резких скачков. Продолжительность
цикла и отдельных его фаз
зависит от самого товара и конкретного
рынка. На жизненный цикл также влияют
внешние факторы, такие, как экономика
в целом, уровень инфляции, стиль
жизни потребителей и т.д.
Рассматриваемое в данной работе предприятие является предприятием грузового транспорта. Слабое развитие российской экономики негативно сказывается на состоянии любого транспорта, в том числе и грузового: в последние годы отмечается уменьшение масштабов перевозок всех видов, объемов погрузочно-разгрузочных работ и другое. Безусловно, снижение промышленного производства ведет к уменьшению спроса на грузовые перевозки - в итоге уменьшаются объемы различных видов грузов. Особенно следовало бы отметить автотранспорт, требующий больших затрат на оборудование и поддержание в порядке дорожных сооружений (в отличие от железнодорожного). Стоимость перевозок достаточно высока для потребителей хотя для самих предприятий это не так, так как тарифы, установленные государством не учитывают специфики каждого из районов, а на оборот приводят к тому, что предприятия еле-еле сводят концы с концами. А в связи с тем, что автотранспортный парк давно не обновлялся, приводит к убыточности отдельных видов транспорта.[14;231]
В отношении технического состояния отрасли необходимо отметить тот факт, что оборудование предприятий грузового транспорта России в значительной части устарело если не физически, то морально – в связи с кризисным состоянием приобретение нового специализированного оборудования для большинства предприятий является недостижимой роскошью. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие отечественные производители необходимого оборудования прекратили свою деятельность, а зарубежные аналоги - намного дороже.
Все сказанное в полной мере относится и к предприятию ОАО ’’Агропромтранс’’. Географическое расположение г.Свободного довольно выгодно: близость к железнодорожной линии позволяет производить перевалку угля с железнодорожного транспорта на водный (в порт) и транспортировку угля и других грузов по авто дорогам в сопряжённые районы г.Свободного энергетических и коммунальных нужд, как в направлении г. Хабаровска, так и в северные районы Амурской области и Якутии.