Этапы жизненного цикла организации

Автор: Сергей Иванов, 21 Ноября 2010 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения. Часто бывает, что то, что работает на одном этапе, не дает результатов на другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЭТАПЫ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ. 6
Таблица 1 7
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА СТАДИИ СОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7
Таблица 2 8
1.2 ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.3 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА 13
2. КРАТКАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 18
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛИ 18
2.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 19
2.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 21
2.4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО ”АГРОПРОМТРАНС” 22
2.5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 26
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 33
3.2. ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО “АГРОПРОМТРАНС” 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа содержит 1 файл

Курсовик по менеджмнту 2 курс (Этапы жизненного цикла организации).doc

— 760.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.[13;75]

     Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой  структуры. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла  находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения. Часто бывает, что то, что работает на одном этапе, не дает результатов на другом.  
 
 
 
 

  1. Этапы и жизненный цикл организации

     1.1 Сущность и этапы  жизненного цикла  организации.

     Концепции жизненного цикла уделяется большое  внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт  проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие  временные отрезки предусматривает следующие этапы.[13;75]

     1. Этап предпринимательства (формирование). Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно. У новой организации еще недостаточное количество ресурсов – материальных, людских, технологических, следовательно, те решения и действия, которые могут принести результаты быстро и увеличить ресурсы. Обычно в условиях рыночной экономики перед новой организацией возникает ряд задач: заявить о себе на рынке, о своих услугах или продукте, найти своего потребителя, свою нишу, организовать продажу и сервис, найти оригинальный имидж, стать привлекательными для потребителя. На этой стадии к персоналу предъявляются следующие требования: сотрудники должны быть готовы к риску, быстро принимать решения, уметь брать на себя ответственность, быть контактными, новаторами, генерировать идеи.

     2. Этап коллективности (рост). Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства. На этой стадии идет закрепление на рынке, поиск новых дополнительных товаров и услуг, увеличение числа потребителей, партнеров, готовность конкурировать, окончательное закрепление имиджа, важным становится построение корпоративной культуры, которая, с одной стороны, необходима для внешнего представления фирмы, а с другой стороны - для сохранения некоторой целостности внутри организации. На этом этапе в деятельности организации заметно снижается доля риска. Решаются текущие задачи и определяются цели будущего развития, то есть, несмотря на успешность деятельности, уже строятся планы относительно новых товаров или услуг.[15; 83]

     3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.[13;76]

     4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

     5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Обычно в это время падают прибыли, предприятие несет убытки, идет сокращение штата работающих. Но спад не обязательно ведет к ликвидации. Сокращаются затратные средства. Все это может проводиться как эффективно, так и не эффективно. Важную роль начинает играть профессионал в области антикризисного управления. В зависимости от политики выхода из кризиса строится кадровая политика. Механизм выработки и принятия решений централизован.[13;76]

     Основные  этапы жизненного цикла организации  графически представлены на рис.1. На рисунке  часть кривой, имеющая положительный  наклон, отражает стадии создания, роста  и зрелости организации, а другая ее часть с отрицательным наклоном - стадию упадка организации.

     

                                                                           Зрелость

        

                                Рост                                                                               

                

                                                                                                             Упадок

        Создание

        
 

 

Этап  предпринима-тельства:

- нечеткие цели;

- высокие твор-ческие  возмож-ности 
 

Этап  коллективности:

- неформальное         общение и структура;

- высокие обяза-тельства 
 

Этап  формализации и управления:

- формализация  правил;

- стабильная  структура;

- упор на эффек-тивность

Этап  выработки структуры:

- усложнение  структуры;

- децентрализа-ция;

- деверсифи-цированные  рынки

Этап  упадка:

- высокая текучесть  кадров;

-возрастающие  конфликты 
 

Рис.1. Жизненный цикл организации 

     При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ сложившейся ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована табл. 1. 

 

Таблица 1

Анализ  ситуации на стадии создания организации

Направления и этапы Цель Методы Результаты
1.выбор  товара или услуги Определить  нишу на рынке Изучить объемы продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка Возможный объем  продаж товара
2.Оценка  действий конкурентов Определить  возможности конкурентов для  занятия данной ниши на рынке Изучить работу аналогич-ных предприятий: их техно-логию, организацию, качество продукции, затраты, сбыт, исследования и инфраструктурные связи Домини-рующий фактор конкуренции
3.Анализ  схемы предприни-мательства Определить  требуемые ресурсы и возможность  их получения Изучить возможности создания технологии (или приобретение, установки оборудования, его пуска и эксплуатации), обеспечение сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом Формирование  системы исходных условий и предпосылок
4.Анализ  общего окружения Определить значимость внешних факторов Изучить состояние  госу-дарственно-политических, экономических, технологи-ческих и иных факторов. Определить характер тенденций, их развития и ожиданий Неопределен-ность  значений факторов. Стабильность значений факторов.

     Переходя  к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация  должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого  этапа. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 2.                                                                          

Таблица 2

Характеристика Тип управления
оперативный стратегический
Основное  назначение Максимизация  прибыли Максимизация  прибыли с учетом интересов социума
Основной  способ достижения Оптимизация использования  внутренних ресурсов Установление  динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением
Важность  фактора времени Не самый  важный фактор в конкуренции Важнейший фактор в конкурентной борьбе
Краткосрочная оценка эффективности

Прибыльность

Точность предвидения  изменений во внутренней среде и  время адаптации к изменениям во внешней среде, качество товаров  и услуг
Отношение к персоналу Работники –  один из ресурсов организации Работники –  важнейший ресурс организации
 

     Главным критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного  баланса между постоянством и  новшествами, осуществление эффективной  деятельности в настоящем с одновременным  планированием будущего.[13;78]

     Зрелость  организации проявляется в том, что упор делается на эффективность  инноваций и стабильность, увеличивается  выпуск продукции и расширяется  рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т.п.[5;56]

     Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К  ним, в частности, относятся:

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;      
  • увеличивается конкурентная сила поставщиков;
  • повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;
  • возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;
  • усложняется процесс создания товарных инновации;
  • снижается прибыльность.                                                                   

     Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально.

     Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.[13;81]

Информация о работе Этапы жизненного цикла организации