Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что современные темпы изменений в экономике и потребность в экономических знаниях из всех методов планирования обуславливают необходимость стратегического планирования, формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок и дает основу для принятия решений. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Поэтому стратегическое планирование организации должно быть чётко структурировано, разбито на этапы, последовательное исполнение которых приведут к требуемому результату.
Введение 3
Глава 1. Процесс стратегического планирования 5
1.1 Сущность и компоненты стратегии 5
1.2 Особенности стратегического управления 6
Глава 2. Этапы стратегического планирования 9
2.1 Анализ внешней и внутренней среды 9
2.2 Прогнозирование и анализ состояния предприятия 20
2.3 Миссия и цели предприятия. Виды целей 23
2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии 30
Заключение 36
Список литературы 39
Рис.
1
2.3
Миссия и цели
предприятия. Виды
целей
Пожалуй, первым и самым существенным решением при планировании будет определение миссии и выбор целей организации. Те организации, которые, вследствие своего размера, нуждаются в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.
Миссия - это основная общая цель организации, то есть четко выраженная причина ее существования. Если руководство не определило то, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Под миссией подразумевается нечто глобальное, совмещающее в себе все остальные элементы управления. Формулировка миссии бывает часто достаточно общей, но в то же время специфической для каждого предприятия и ясно выражающей его индивидуальное понимание своего будущего бизнеса. Она требует конкретизации в виде постановки узловых целей и задач развития.
Содержание миссии это:
1.
задача фирмы с точки зрения
ее основных услуг или изделий,
2. внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы;
3.
культура организации.
Есть только одно выдерживающее проверку определение цели и миссии предприятия: создать потребителя. Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки организации в будущем.
Выбор миссии это не такая
уж простая задача. Многим может
показаться, что основной целью,
миссией, существования многих
организаций является
Прибыль представляет собой
Определение миссии относится к любым организациям: коммерческим и некоммерческим, большим и малым. Возможно, у некоммерческих организаций миссии будут более сложные и развернутые, нежели чем у предприятия коммерческого толка (хотя, тут тоже неоднозначно: все зависит от масштаба и вида деятельности предприятия), поскольку, например, больница должна обеспечивать пациентов, медицинский и технический персонал и прочее, но, несмотря на это, она должна сформулировать подходящую, ориентированную на "клиента" миссию для себя самой. Для малой же организации опасность заключается в выборе слишком сложной миссии. Вряд ли стоит устанавливать миссию, заведомо невыполнимую. Оптимальным вариантом является путь от малого к большему, шаг за шагом, так как в данной ситуации меньше риска и больше возможностей.
Цель по академическому определению - это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. В практической деятельности цель выступает как способ интеграции действий различных людей в некоторую упорядоченность или систему. Цель - это исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления.
Общефирменные цели вырабатываются и формулируются для осуществления миссии и на ее основе. Цели выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции.
Недостаточная продуманность
Определение цели - это более конкретный
уровень принятых решений,
Между ориентирами, целями и
стратегией существует тесная
взаимозависимость. Поскольку
Виды целей.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, а затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
Общие цели отражают концепции развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они имеют типичный смысл фактически для любого предприятия:
• обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, определяемом следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли (размеры прибыли, норма прибыли на вложенный капитал или активы, отношение прибыли к акционерному капиталу, к объему продаж); темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли; доля на рынке, структура капитала, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции.
• обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по направлениям: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек производства, усиление рыночной конкурентоспособности выпускаемых изделий, проектирование новых рынков, организация заграничной деятельности); инвестиционная политика (размеры капиталовложений и их направления, в том числе в дочерние предприятия); кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, их оплата и обучение, подготовка управляющих, технического персонала и квалифицированной рабочей силы, подготовка местных управляющих на высшие руководящие посты); решение социальных вопросов.
• разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает: разработку структурной политики, включая диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния, развитие информационных систем; разработку новых видов продуктов и секторов хозяйственной деятельности.
Специфические цели - цели, разрабатываемые в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. Среди специфических целей центральное место занимают следующие:
• определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли. Показателями рентабельности могут служить: уровень прибыли; норма прибыли; ежегодный прирост прибыли; прирост дивидендов на акцию. В зависимости от степени централизации управления цели рентабельности для каждого подразделения, выступающего центром прибыли, могут устанавливаться либо на уровне высшего звена управления, либо на уровне управляющего производственным отделением. В первом случае они определяются централизованно, но показатели по каждому подразделению дифференцируются в зависимости от конкретных условий, складывающихся для каждого из них. В высокодецентрализованных компаниях центры прибыли могут сами устанавливать уровень рентабельности по каждому продукту и подразделению. Разрабатываемые ими показатели согласовываются с высшим звеном управления и увязываются с глобальными целями фирмы.
• маркетинговые цели - достижение определенного уровня продаж в абсолютном выражении или установленной доли продаж на одном или нескольких рынках или их сегментах; внедрение новых продуктов, определяемых числом или отношением ко всей выпускаемой продукции; мероприятия по улучшению системы распределения и содействия сбыту; расширение объема предоставляемых технических услуг и услуг по реализации продукции.
• цели в области научных исследований и разработок - развитие новых продуктов; приспособление традиционных продуктов к требованиям конкретных рынков; повышение качество выпускаемых продуктов; совершенствование технического уровня производства.
• цели по производству - установление нормативных показателей, которые обеспечивают более эффективное использование материальных ресурсов данными подразделениями; разработку различных программ по снижению издержек производства и контролю за качеством продукции, по производству новой и усовершенствованию выпускаемой продукции.
• цели в области финансов - определение структуры и источников финансирования, в частности, доли собственных средств, в предполагаемых капиталовложениях на плановый период; разработку конкретных форм и методов перераспределения прибылей, минимизации налогообложения.
Характеристики целей:
Цели должны иметь ряд характеристик:
1.
цели должны быть конкретными
и измеримыми. Конкретизация не
мешает никому и никогда, так
как чем четче поставлена цель,
тем проще ее достигнуть в
том плане, что снижается
2.
цели должны быть
3.
цели должны быть достижимыми
(об этом уже говорилось ранее)
4. цели организации должны быть взаимно
поддерживающими — то есть действия и
решения, необходимые для достижения одной
цели, не должны мешать достижению других
целей. Невозможность сделать цели взаимно
поддерживающими ведет к возникновению
конфликта между подразделениями организации,
которые отвечают за достижение установленных
целей.
2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии