Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:13, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что современные темпы изменений в экономике и потребность в экономических знаниях из всех методов планирования обуславливают необходимость стратегического планирования, формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок и дает основу для принятия решений. Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью. Поэтому стратегическое планирование организации должно быть чётко структурировано, разбито на этапы, последовательное исполнение которых приведут к требуемому результату.
Введение 3
Глава 1. Процесс стратегического планирования 5
1.1 Сущность и компоненты стратегии 5
1.2 Особенности стратегического управления 6
Глава 2. Этапы стратегического планирования 9
2.1 Анализ внешней и внутренней среды 9
2.2 Прогнозирование и анализ состояния предприятия 20
2.3 Миссия и цели предприятия. Виды целей 23
2.4 Стратегические альтернативы и выбор стратегии 30
Заключение 36
Список литературы 39
• стоимость поставляемого товара;
• гарантия качества поставляемого товара;
• временной график поставки товаров;
• пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
Конкуренты
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта,
низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих
замещающий
продукт, организация должна иметь
достаточный потенциал для
Рынок рабочей силы
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Анализ и оценка внутренней среды5.
Основная задача анализа
Анализ внутренней среды
Управленческое обследование
В обследование включены следующие функции:
Приведя внутренние силы и слабости в
соответствие с внешними угрозами и возможностями,
руководство готово к выбору соответствующей
стратегической альтернативы.
2.2 Прогнозирование и анализ состояния предприятия
При определении целей, при
аналитической работе
Прогнозирование представляет
Понятно, что точность
Возможные разновидности
1. Экономические прогнозы - они носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по кампании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта);
2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т.д.;
3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений.
4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах, цен на используемое сырье и прочее;
5. Социальное прогнозирование - выходит за рамки чисто экономической направленности. Исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать, например, для прогноза сбыта.
Степень приближения прогнозируемых оценок к действительности в значительной мере зависит от опыта и квалификации управленческого персонала предприятия. Важно само наличие таких оценок, поскольку это дает возможность проверить их обоснованность, отслеживая действия конкурентов или события во внешней среде и, пользуясь новыми данными, корректировать первоначальные оценки, приближая их к действительности. Таким образом, информация, используемая при разработке стратегического плана, часто имеет оценочный характер, но это не должно быть препятствием самой попытке создания такого плана на предприятии. Признано, что лучше иметь любую стратегию, чем не иметь никакой.
Анализ состояния предприятия.
Необходимость частичных
SWOT составлено из первых букв английских слов (S — сила, W — слабость, О — возможность, Т — угроза). Технология проведения SWOT -анализа предусматривает составление матрицы, приведенной в рис. 1.
Первое поле - включает стратегии,
использующие сильные стороны
организации для реализации
Второе поле - стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз.
Третье поле - стратегии, минимизирующие слабости организации, использующие возможности ситуации.
Четвертое поле - стратегии, минимизирующие слабости организации и угрозы, появившиеся во внешней среде.
Сравнение перспектив предприятия (фирмы)
в различных видах деятельности и определение
приоритетов, осуществляемое на третьем
шаге, преследует своей целью произвести
рациональное распределение ресурсов
между различными видами деятельности
для обеспечения будущей стратегии (рис.
1)6. Имеются в виду внутренние параметры
предприятия, которые можно отнести к
его сильным и слабым сторонам, и внешние
возможности и угрозы, Таким образом SWOT-анализ
включает в себя одновременный анализ
внешней и внутренней среды. Использование
этого инструмента дает возможность получить
обзорную оценку стратегического состояния
предприятия. Его идея заключается в том,
что успешная стратегия должна строиться
на принципе увязки внутренних возможностей
предприятия и внешней обстановки
Матрица SWOT-анализ
Возможности (О) |
Угрозы (Т) | ||||
Выход на новые рынки |
Расширение производства |
Появление новых конкурентов |
Замедление роста рынка | ||
Сильные стороны (S) |
Имеется портфель проектов |
поле 1. Сила и возможности |
поле 2. Сила и угрозы | ||
Совершенная технология | |||||
Слабые стороны (W) |
Нехватка оборотных средств |
поле 3. Слабость и возможности |
поле 4. Слабость и угрозы | ||
Уход с предприятия квалифицированных кадров |