Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:42, реферат
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно и нужно;
Введение
1. Этапы развития менеджмента
1.1.Эволюция управленческой мысли
1.2. Этапы развития менеджмента в мире
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4. Школа науки управления (колическтвенная школа)
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской модели
3.2. Характеристика японской модели
3.3 Западноевропейская модель менеджмента
Заключение
До развития в
Японии капиталистического способа
производства ей было присуще уравнительное
вознаграждение за труд. Становление
машинного производства потребовало
разработки системы мотивации труда
с учетом сложившегося стремления работников
к уравниловке и личного вклада
каждого из них. Выход был найден
в разработке системы оплаты труда
работников по выслуге лет.
Сильнейшим средством
мотивации в Японии является «корпоративный
дух» фирмы. В основе его лежит
психология группы, ставящей интересы
группы выше личных интересов отдельных
работников.
Центральное место
в оперативном управлении японского
менеджмента занимает управление качеством.
Во всех сферах японской экономики
в настоящее время действуют
группы (кружки) качества, в которые
помимо рабочих включаются мастера
и инженеры. Японская система управления
качеством не дает сбоев. Это является
результатом ее продуманности и
простоты.
В начале 70-х гг. вице-президент
автомобильной компании «Тоёта»
Т. Оно предложил систему
В последнее время
американские корпорации начали внедрять
у себя нововведения, приведшие японские
фирмы к значительному успеху.
Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
3.3 Западноевропейская
модель менеджмента
Заметное влияние
на формирование менеджмента оказали
английские исследователи. Так, англичане
Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой
принципов управления.
Английские ученые
внесли существенный вклад в разработку
метода «исследования операций», который
впервые зародился в Англии в
40-х гг., в связи с необходимостью
решения некоторых военных
Во Франции вопросами
научного управления занимались Анри
Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль
братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый
вклад в понимание менеджмента
как науки внес Анри Файоль.
Проблемами научного
управления производством в Германии
занимался Вальтер Ратенау. Огромный
вклад в исследование принципов
организации внес известный немецкий
социолог Макс Вебер, разработавший
«идеальный тип» административной организации,
названный им термином «бюрократия».
Особого внимания заслуживают работы
по организации производства, которые
выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские
теоретики школы «человеческих
отношений» выступали за более жесткий
подход к управлению персоналом, чем
их коллеги в США и Японии.
В Англии, Голландии,
Норвегии, Швеции и других странах
Запада широко прорабатывались также
вопросы привлечения работников
к «участию в управлении».
Западноевропейские
ученые оказали заметное влияние
на формирование подхода к управлению
с позиции «социального человека».
Этот подход позволял изучать поведение
людей с точки зрения воздействия
на них группового поведения.
В 1929–1933 гг. передовые
капиталистические страны охватил
мировой кризис. В этот же период
времени английским ученым Дж. М. Кейнсом
была сформулирована концепция государственного
регулирования экономики. Кейнс
обосновал необходимость
Большое влияние
на развитие всей Европы в послевоенные
годы оказал немецкий ученый, политик,
министр экономики и канцлер
Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда
Западная Германия добилась экономического
чуда. Концепция «социального рыночного
хозяйства» (по Эрхарду) включает в
себя два основных положения:
Усиление государственного
регулирования во всех сферах хозяйствования.
Введение индикативного
планирования, пришедшего на смену
директивного планирования. Индикативное
планирование предполагает установление
планов и показателей, достижение которых
является наиболее желательным.
Политика Эрхарда
получила поддержку всех слоев общества,
а также ученых и практиков, занимающихся
вопросами управления.
Определенный интерес
представляет шведская модель социализма.
Успехи Швеции в 50–60-е гг. XX в., как
и ФРГ, объясняются прежде всего
правильным выбором модели общественного
развития. Этот выбор был сделан
ученым, лауреатом Нобелевской премии
Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма
Мюрдаля учитывает
Большинство исследователей
считают, что теория и практика управления
в США достигли значительно более
высокого уровня развития, чем в
других странах мира. По их мнению, высокая
производительность труда в США
обеспечивается за счет лучшей организации
производства. Работая на европейском
рынке, американские бизнесмены получают
высокие прибыли, умело приспосабливаясь
к разным условиям на рынках. Именно
отставанием в организации
Заключение
В соответствии с
целью и задачами курсовой работы
можно сделать следующие
1.Подготовка современных
менеджеров-профессионалов
2.Рыночная экономика
требует адекватной ей системы
управления, которая должна претерпеть
радикальные преобразования
3.Большое значение
приобретает изучение
В современных условиях
перестройки экономики на основе
рыночных отношений одним из приоритетных
ее направлений является выработка
основных теоретических и
Список литературы
1. Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:
2. Семенова И.И.
История менеджмента: Учебное
пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2000. – 222 с.
3. Попов А.В. Теория
и организация американского
менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.
4. Кунц Г., О’Доннел
С. Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций.
Информация о работе Этапы развития и становления менеджмента