Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:42, реферат
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно и нужно;
Введение
1. Этапы развития менеджмента
1.1.Эволюция управленческой мысли
1.2. Этапы развития менеджмента в мире
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4. Школа науки управления (колическтвенная школа)
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской модели
3.2. Характеристика японской модели
3.3 Западноевропейская модель менеджмента
Заключение
Последователями Файоля,
развившими и углубившими основные
положения его доктрины, являются
Линдал Урвик, Л.Гьюлик, М. Вебер, Д.Муни,
Алфред П.Слоун, Г.Черч.
На основе разработок
Файоля и его последователей сформировалась
классическая модель организации, базирующейся
на четырех главных принципах:
· четкое функциональное
разделение труда;
· передача команд и
распоряжений сверху вниз;
· единство распорядительства
(«никто не работает более чем на
одного босса»);
· соблюдение «диапазона
контроля» (осуществление руководства
ограниченным числом подчиненных).
Все вышеуказанные
принципы построения организации справедливы
и для настоящего времени, несмотря
на то, что достижения НТП наложили
на них определенный отпечаток. Так,
широкое использование в
В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
2.3 Школа психологии
и человеческих отношений
Одним из недостатков
школы научного управления и классической
школы было то, что они до конца
не осознавали роли и значения человеческого
фактора, который в конечном счете
является основным элементом эффективности
организации. Поэтому школу психологии
и человеческих отношений, которая
устранила недостатки классической
школы, часто называют неоклассической
школой.
Первая попытка
применить психологический
В 20–30-е годы нашего
столетия зародилась школа человеческих
отношений, в центре внимания которой
находится человек. Возникновение
доктрины «человеческих отношений»
обычно связывают с именами
Одним из главных
отличий школы психологии и человеческих
отношений является внесение в нее
бихевиоризма, т.е. теории человеческого
поведения.
Одним из основателей
школы психологии и человеческих
отношений является профессор Школы
бизнеса Гарвардского университета
Элтон Мэйо.
Представители школы
«человеческих отношений» рекомендовали
уделять серьезное внимание изменению
неформальной структуры при перестройке
формальной структуры организации.
Формальный менеджер должен стремиться
к тому, чтобы стать и неформальным
лидером, завоевав «привязанности людей».
Это – не простая задача, а
«социальное искусство».
К недостаткам школы
психологии и человеческих отношений
можно отнести игнорирование
вопросов самоуправления и самоорганизации
рабочих в производстве, учеными
был явно завышен уровень воздействия
на рабочих с помощью социально-
Однако, несмотря на
критику, которой подвергалась школа
психологии и человеческих отношений,
основные ее положения нашли впоследствии
отражение в новых, более сложных
и современных концепциях менеджмента.
Большое место в
исследованиях ученых, примыкающих
к школе психологии и человеческих
отношений, занимают проблемы мотивации
людей в организации. К числу
исследователей, уделивших этим проблемам
значительное внимание, следует отнести:
А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда,
К.Альдерфера.
Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
2.4. Школа науки
управления (колическтвенная школа)
Становление школы
науки управления связано с развитием
математики, статистики, инженерных наук
и других смежных с ними областей
знаний. Наиболее известными представителями
этой школы являются Р.Акофф, Л.Берталанфи,
С.Бир, А.Гольдбергер, Д.Фосрестер, Р.Люс,
Л.Клейн, Н.Джорджеску-Реган.
Школа науки управления
сформировалась в начале 50-х гг. и
успешно функционирует и в
настоящее время. В школе науки
управления различают два главных
направления:
Рассмотрение производства
как «социальной системы» с использованием
системного, процессного и ситуационного
подходов.
Исследование проблем
управления на основе системного анализа
и использования
Системный подход предполагает,
что каждый из элементов, составляющих
систему (рассматриваемую организацию),
имеет свои определенные цели.
Процессный подход
основывается на положении о том,
что все функции управления зависят
друг от друга.
Ситуационный подход
непосредственно связан с системным
и процессным подходами и расширяет
их применение на практике. Сущность его
заключается в определении
Заслуга школы науки
управления заключается в том, что
она сумела определить основные внутренние
и внешние переменные (факторы), влияющие
на организацию.
Второе направление
школы науки управления связано
с развитием точных наук и, прежде
всего, математики. В современных
условиях многие ученые называют это
направление новой школой.
Начало применения
математических методов в экономических
исследованиях в XIX в. связывают с
именем французского экономиста А. Каунота
(1801–1877).
Возможность использования
математики для решения экономических
проблем вызвала большой
Ряд крупных специалистов,
таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман,
Л.В.Канторович, внесли большой вклад
в разработку и развитие экономико-математических
методов (ЭММ).
Особое место принадлежит
Д.Е. Слуцкому, известному своими работами
по теории вероятности и математической
статистике. В 1915 г. он опубликовал статью
«К теории сбалансированности бюджета
потребителя», которая оказала большое
влияние на развитие экономико-математической
теории. Через 20 лет эта статья получила
мировое признание.
Первая в стране
Лаборатория экономико-
В 1930 г. в г. Кливленде
(США) была образована ассоциация «Международное
общество для развития экономической
теории в связи со статистикой
и математикой», в которую входили
известные буржуазные экономисты И.Шумпетер,
И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген
и др. Ассоциация стала выпускать
журнал «Эконометрика». Образование
этой ассоциации послужило отправным
моментом создания математической школы
экономистов.
Отличительной особенностью
науки управления является использование
моделей. Модели приобретают особенно
важное значение, когда необходимо
принимать решения в сложных
ситуациях, требующих оценки нескольких
альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской
модели
Изучение американской
модели менеджмента представляет известный
интерес. Именно в США впервые
сформировалась наука и практика
менеджмента.
Американский менеджмент
впитал в себя основы классической
школы, основателем которой является
Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик
и Линдал Урвик сделали много
для популяризации основных положений
классической школы. Классическая школа
оказала значительное влияние на
формирование всех других направлений
в американской теории управления.
Переход от экстенсивных
к интенсивным методам
Современный американский
менеджмент в таком виде, какой
сложился в настоящее время, базируется
на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный
способ организации
3. Корпорация как
основная форма
Американский экономист
Роберт Хейлбронер указал на три основных
исторически сложившихся
Современная американская
модель менеджмента ориентирована
на такую организационно-правовую форму
частного предпринимательства, как
корпорация (акционерное общество),
возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации
широко используют в своей деятельности
стратегическое управление. Это понятие
было введено в обиход на стыке 60–70-х
гг., а в 80-е гг. охватило практически
все американские корпорации.
Основой стратегического
управления является системный и
ситуационный анализ внешней (макроокружение
и конкуренты) и внутренней (научные
исследования и разработки, кадры
и их потенциал, финансы, организационная
культура и пр.) среды.
Важнейшей составной
частью плановой работы корпорации является
стратегическое планирование, возникшее
в условиях насыщения рынка и
замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
Для снижения сопротивления
рабочих организационным
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
3.2. Характеристика
японской модели
За последние два
десятилетия Япония заняла лидирующее
положение на мировом рынке. На ее
долю приходится 44,5% общей стоимости
акций всех стран мира. И это
притом, что население Японии составляет
всего 2% от населения земного шара.
Одной из главных
причин стремительного успеха Японии
является применяемая ею модель менеджмента,
ориентированная на человеческий фактор.
При этом японцы рассматривают не
одного человека (личность), как американцы,
а группу людей.
Японцы выше других
ставят социальные потребности (принадлежность
к социальной группе, место работника
в группе, внимание и уважение окружающих).
Поэтому и вознаграждение за труд
(стимулы) они воспринимают через
призму социальных потребностей.
В отличие от работников
других стран, японцы не стремятся к
безусловному выполнению правил, инструкций
и обещаний. С их точки зрения,
поведение менеджера и принятие
им решений всецело зависит от
ситуации. Главное в управленческом
процессе – это изучение нюансов
обстановки, которые позволяют менеджеру
принять правильное решение.
Информация о работе Этапы развития и становления менеджмента