Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:42, реферат
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
• всегда интересно и нужно;
Введение
1. Этапы развития менеджмента
1.1.Эволюция управленческой мысли
1.2. Этапы развития менеджмента в мире
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4. Школа науки управления (колическтвенная школа)
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской модели
3.2. Характеристика японской модели
3.3 Западноевропейская модель менеджмента
Заключение
Этапы развития и
становления менеджмента
Скачать с реферат
Содержание реферата
Введение
1. Этапы развития менеджмента
1.1.Эволюция управленческой мысли
1.2. Этапы развития менеджмента в мире
2. Возникновение,
формирование и содержание
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа
психологии и человеческих
2.4. Школа науки управления (колическтвенная школа)
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской модели
3.2. Характеристика японской модели
3.3 Западноевропейская модель менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Любая наука базируется
на использовании исторического
опыта. Изучение уроков истории позволяет
избежать противоречий и ошибок, встречающихся
на ранних этапах развития науки.
Наука управления в
этом отношении мало отличается от
других наук. Как и любая наука,
она интересуется прошлым, настоящим
и будущим. Анализ прошлого позволяет
лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать
будущее развитие. Знание истории
прошлого необходимо по следующим основным
причинам:
• всегда интересно
и нужно;
• позволяет восполнить
недостаток собственных мыслей и
объем своих знаний;
• дает возможность
проанализировать основные вехи эволюционного
развития науки и систематизировать
их;
• позволяет извлечь
соответствующие уроки из прошлого
с тем, чтобы не повторять ошибок
в будущем.
Знание и осмысление
прошлого способствует лучшему пониманию
современного состояния науки, а
также появлению и формированию
новых идей. Развитие науки управления
свидетельствует, что нежизненные
концепции гибли, а оставались только
самые ценные, проверенные практикой
и временем.
Как показывает предшествующий
опыт развития многих стран мира, обращение
к истории часто происходило
в критические, судьбоносные периоды
жизни общества, в периоды поиска
путей выхода из сложившейся кризисной
ситуации. Так было, например, в период
реформирования системы управления
в СССР в 60-е гг., когда взоры
многих отечественных ученых устремились
в прошлое, осмысление которого должно
было помочь в поиске путей выхода
из создавшегося положения.
Аналогичный всплеск
интереса к прошлому, связанный с
реформированием системы
Создание принципиально
новой системы управления в Беларуси
адекватной рыночным отношениям, является
неотъемлемой составляющей построения
нового общества.
Управление в условиях
рынка получило название менеджмента.
Отличительные особенности
Менеджмент –
это умение добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект, мотивы
поведения других людей. Крупнейшие
корпорации, банки составляют стержень
экономической и политической силы
великих наций. От них зависят
правительства, многие из них имеют
транснациональный характер, простирая
свои производственные, распределительные,
сервисные, информационные сети по всему
миру. А значит, решения менеджеров,
подобно решениям государственных
деятелей, могут определять судьбы
миллионов людей, государств и целых
регионов.
Однако роль менеджеров
не ограничивается их присутствием лишь
в огромных многоуровневых и разветвленных
корпоративных структурах управления
или же в государственном аппарате.
В зрелой рыночной экономике не менее
важен и малый бизнес. По количеству
это более 95% всех фирм, по значению
это наибольшая приближенность к
повседневным нуждам потребителей и
в то же время полигон технического
прогресса в сфере
Термин «менеджмент»
применим к любым типам организаций,
но, если речь идет о государственных
органах любого уровня, то более
правильно использовать термин –
«государственное управление», а для
обозначения обезличенной системы
управления употребляется термин «администрирование».
Цель реферата
Основываясь на аргументации
об актуальности выбранной темы, можно
определить целевую ориентацию работы.
В соответствии с
данной целью в курсовой работе мною
решаются следующие задачи:
1.Выявить основные
стадии развития науки
2.Рассмотреть возникновение,
формирование и содержание
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
1. Этапы развития менеджмента.
1.1.Эволюция управленческой
мысли.
Ни одна организация,
ни одно предприятие не может добиться
успеха без управления. Однако управление
как вид деятельности и как
наука в таком виде, в котором
мы имеем его в настоящее время,
появилось не сразу.
Как только доисторические
люди стали жить организованными
группами, у них появилась необходимость
управления.
На первом этапе,
когда группы людей были невелики,
управление во всех сферах осуществлялось
одним человеком – вождем этой
группы. В дальнейшем, по мере разрастания
групп и усложнения выполняемых
ими функций, появилась необходимость
разделения труда и дифференциации
функций. Но на это потребовались
века.
Египетские пирамиды,
построенные в 3000 – 2000 гг. до н. э., являются
ярким свидетельством не только культуры
древних египтян, но и их управленческого
искусства. Строительство огромных
пирамид требовало, прежде всего, четкого
планирования.
Древние греки уделяли
особое внимание вопросам организации
и управления производственными
процессами, заботились о четкой специализации
рабочих.
У Сократа дается
понимание управления как особой
сферы человеческой деятельности. Он
говорил о том, что главным
в управлении является поставить
нужного человека на нужное место
и добиться выполнения поставленных
перед ним задач.
Линейная структура
управления государством получила выражение
в системе управления Римской
империей. Ее основной проблемой был
сбор налогов со всех ее частей, значительно
удаленных друг от друга. Прямое правление
из Рима осуществить было крайне трудно.
Изменение структуры управления
позволило укрепить могущество Римской
империи.
В практике управления
существуют примеры организаций, возникших
в глубокой древности и успешно
функционирующих и в настоящее
время благодаря созданию рациональной
структуры управления. К их числу
относится римская католическая
церковь, имеющая наиболее простую
структуру управления: папа, кардинал,
архиепископ, епископ и приходской
священник.
Переворот в производственных
отношениях связан с промышленной революцией,
начавшейся в середине XVIII в.
С промышленной революцией
связано выделение трех уровней
управления: верхнего, среднего и нижнего.
На производстве появился мастер, который
вскоре стал ненавистен для рабочих.
На этом этапе
развития управления только наметилась
тенденция перехода от принципа надзора
за работниками к принципу организации
труда на научных основах.
Промышленная революция
дала толчок развитию теоретических
исследований и практики управления.
Большой вклад в формирование
науки управления внесли английские
политэкономы Уильям Петти, Адам Смит
и Давид Рикардо.
Нельзя не отметить
огромного вклада английского социалиста-
В этот же период времени
Ф.Энгельс указал на то, что следует
различать управление вещами и управление
людьми. От этого тезиса в дальнейшем
будут отталкиваться многие ученые
в своих исследованиях.
Однако до эпохи
империализма функция управления осуществлялась
самим капиталистом и небольшой
группой приближенных к нему лиц.
Роль специально подготовленных управляющих
особенно усиливается в эпоху развития
монополистического капитализма. Столкнувшись
с конкуренцией, изменчивой внешней средой,
управляющие развивали систему знаний
о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками
и источниками формирования менеджмента
как управления особого рода являются:
· индустриальный способ
организации производства;
· развитие рыночных
отношений, основными элементами которых
являются спрос, предложение и цена.
Для систематизации
этапов развития науки управления первоначально
использовался исторический подход
с применением хронологического
принципа.
Американские ученые
Г.Кунц и С.0'Доннел разработали более
подробную классификацию
На протяжении всей
истории развития менеджмента ученые
и исследователи управленческих
проблем предпринимали попытки
разработать универсальную
1.2. Этапы развития
менеджмента в мире.
Наша задача состоит
в том, чтобы показать этапы развития
менеджмента в двадцатом
Первый этап развития
менеджмента начался в начале
двадцатого столетия и связан с учением
Ф.Тейлора после публикации его
книги "Принципы научного управления",
в которой он впервые рассмотрел
научные подходы и принципы построения
системы управления. Используя систему
управления, разработанную Ф.Тейлором,
американские фирмы и Америка
в целом наглядно продемонстрировали
ее практическую значимость и влияние
на развитие экономики. Однако системный
анализ предложенной Ф.Тейлором модели
управления показал, что эта система
Тейлора пока нашла ограниченное применение
вследствие непонимания ее сути рыночными
структурами, фирмами и их руководителями.
Именно под воздействием
учения Тейлора чуть позже появляются
научные работы по менеджменту Френка,
Гильберта, Ганита.
Второй этап развития
менеджмента связан с новыми подходами
в развитии учения о менеджменте,
на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально
новыми подходами. Появится и апробируется
на практике так называемая классическая
(адмистративная) школа управления,
родоначальниками которой стали
А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В
частности, А.Файоль впервые предоложили
новую теорию менеджмента, раскрывающую
его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Информация о работе Этапы развития и становления менеджмента