Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 13:37, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и становления теории и практики менеджмента.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Рассмотреть развитие управленческой мысли
Введение………………………………………………………………….…3
Становление и развитие менеджмента ………………………….……5
Исторический подход к изучению менеджмента…………………... 5
Развитие управленческой мысли ………………………………….….5
Возникновение и эволюция менеджмента………………………....…7
Идеи, теории и практические подходы в менеджменте:………….…13
Промышленный переворот и новые подходы к управлению……....13
Тейлоризм в СССР……………………………………………………..16
Школа научного менеджмента…………………………………….…18
Классическая, или административная, школа менеджмента……….18
Школа человеческих отношений и поведенческие концепции менеджмента ……………………………………………………………………20
Школа науки о поведении ……………………………………………22
3.Современные проблемы управления…………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26
4. Список литературы………
Наибольший
интерес с точки зрения становления
менеджмента как науки
В России и в Англии на общественных началах создавались кружки из промышленников для обсуждения вопросов научной организации производства и труда.
Научно-технический прогресс(НТП)
Чистый
капитализм
1.1.Схема социально-экономических предпосылок создания менеджмента
Чистый
капитализм – это такое устройство
экономической системы, при котором
экономическая система
В XIX веке в Америке господствовал чистый капитализм в совокупности с рынком товаропроизводителя. Рынок товаропроизводителя характеризуется превышением спроса над предложением. В этих условиях товаропроизводитель господствует над рынком и диктует свои интересы.
Блок 1:
В условиях рынка у товаропроизводителя главным инструментом конкурентной борьбы является наращивание объемов производства быстрее, чем это сделает конкурент (чем больше товаропроизводитель произведет, тем больше он сможет продать на рынке и завоевать его)
Для того, чтобы увеличивать объемы производства необходимо было внедрять результаты НТП в практику промышленных предприятий, модернизировать, совершенствовать технологии, заменять по возможности ручной труд машинным.
Блок 2:
Внедрение
результатов НТП требует
Блок 3:
Для привлечения инвестиций в промышленность используют акционерный капитал. Инвесторы становятся совладельцами, акционерами, происходит отделение собственника от прямого участия во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.
Блок 4:
Для того, чтобы акционерный капитал работал и приносил прибыль необходимо на профессиональном уровне заниматься вопросами организаций производства, технического процесса и сбыта, управления персоналом и финансами. Возникает потребность в специалистах. Эти специалисты стали прообразами современных менеджеров.
1.2. уточнение схемы 1.1. социально-экономических предпосылок
Поскольку
результаты НТП внедрялись в производственную
практику и способствовали развитию
средств труда и предметов труда, а инвестиции
в развитии рабочей силы отсутствовали,
то возник кризис между уровнем развития
производительных сил и производственных
отношений. Кризис проявился в том, что
уровень развития рабочей силы отставал
от уровня развития средств труда. В результате
производственные отношения оставались
на низком уровне развития, что отражалось
на эффективности управления трудовыми
ресурсами. В эту эпоху для американской
экономики характерно то, что развитие
производства сдерживалось перегрузкой
заводов, новым оборудованием, автоматизированными
производительными линиями в то время
как рабочая сила не была подготовлена
к работе в новых условиях. Это является
сдерживающим фактором в процессе окупаемости
инвестиций, поэтому акционеры были заинтересованы
в повышении эффективности рабочей силы,
но без инвестиций в её развитие. На практике
для решения этой проблемы акционеры нанимали
специалиста в области управления персоналом.
Они стали первыми прародителями менеджеров
в области кадрового менеджмента.
Менеджмент
зародился в малых
2.Идеи, теории и практические подходы в менеджменте:
2.1. Промышленный переворот и новые подходы к управлению
Переход от ручного труда к использованию машин в промышленности произошел в последней четверти XVIII столетия. В Англии были изобретены ткацкий станок и прядильная машина. На первых текстильных фабриках эти станки и машины приводились в движение при помощи силы падающей воды. С изобретением паровой машины появилась возможность значительно расширить территории размещения предприятий, а не только вблизи рек.
Паровые машины стали быстро распространяться как в Англии, как и в странах Европы и США. Изготовление машины – двигателя, передаточных устройств и самой рабочей части – потребовали новых видов материалов, сырья и вызвали к жизни новые отрасли промышленности. В английском законодательстве начала XIX в. имеются упоминания таких видов производств, как доменные печи, железоделательные, медеплавильные, литейные и машиностроительные заводы, металлические мастерские, фабрики по изготовлению гуттаперчи, бумаги. Стекла, табака, печатные и переплетные мастерские и т.д.
Промышленный
Умелое размещение машин и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины принесли свои положительные результаты и позволили значительно повысить производительность труда. Были заложены основы управления крупными фабриками и заводами.
Продолжительный рабочий день, доходивший до 14 часов, тяжелые условия труда, штрафы и другие притеснения побуждали рабочих к организованному сопротивлению новым методам управления. Однако в этот период появляются и другие идеи более лояльного отношения к рабочим. Для своего времени эти идеи были утопическими и смогли быть полезными для общества лишь через многие десятки лет. Автором их был Р. Оуэн (1771-1858). Будучи предпринимателем и управляющим крупным текстильным предприятием в Шотландии, он ввел сокращенный рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образцовую школу, выдвинул идею трудовой коммуны и другие нововведения. Но все это было обречено на провал. Его начинания не выдержали натиска конкурентов. Сокращение рабочего дня фабричным законодательством в Англии, а впоследствии и в других европейских странах с 14 до 10-12 часов, борьба за 8-часовой рабочий день, конфликты на этой почве между рабочими и управляющими привели к необходимости повышения интенсивности труда.
Кроме того, хозяева фабрики и заводов, управляющие и инженеры, мастера и рабочие начали осознавать, что новая техника при хорошем владении ею может показать лучший результат, более высокую производительность труда. Возник и еще один вопрос, касающийся экономии на затраченном капитале, рациональном расходовании материальных ресурсов и денежных средств.
По
объективным причинам Россия тогда
не являлась опасным конкурентом
для промышленности Запада. Ведущие
европейские страны интересовались
в Росси главным образом
Научной и технической основой для промышленного переворота в нашей стране явились многие открытия и изобретения российских ученых и практиков. Все это требовало новых подходов в управлении производством, передовых способов организации производства и новых отношений между управляющими и управляемыми. Особенно рельефно это проявилось в связи с внедрением технических изобретений. Использование новой техники и технологий объективно требовало более квалифицированных рабочих.
Одним из первых научных подходов в этом деле явились работы ученых Московского высшего технического училища. В 60 - 70-х гг. XIX в. были проведены исследования по созданию методики рационализации трудовых движений рабочих.
Так постепенно складывалась структура управления фабриками и заводами. Сформировалось низшее звено управления, в которое вошли мастера цехов, начальники и бригадиры производственных бригад, их помощники, наиболее квалифицированные рабочие – «рабочая аристократия» - с более высокой оплатой. На вершине управленческой структуры находились фабриканты – хозяева предприятий, управляющие заводами и участками, инженеры. Назревала необходимость создания еще одного звена управления – функциональных управляющих, получившего позднее статус среднего звена управления.
Во всех индустриально развитых странах на фабриках и заводах, штатах и рудниках все большее внимание уделялось производственному обучению, поиску эффективных способов и приемов работы, лучшей организации рабочих мест.
Управление
предприятиями требовало
Основателем
научного менеджмента стал Фредерик
Уинслоу Тейлор(1856-1915) [6, с.25]
2.2. Тейлоризм в СССР
В истории науки управления ХХ века едва ли найдется личность, оказавшая столь же большое влияние на эту науку, как Ф.У. Тейлор, по праву считающийся основателем научного менеджмента. Он написал известные на весь мир работы «Тарифная система» (1895 г.), «Цеховой менеджмент» (1903 г.), «Принципы кадрового управления» (1911 г.). Труды Ф.Тейлора значительно повлияли на развитие промышленности Соединенных Штатов. Его идеи получили широкое признание в Германии, Англии, Франции, а в начале 1920-х годов и в РСФСР благодаря поддержке В. Ленина, В. Куйбышева. До 1920 года В. Ленин подверг тейлоризм резкой критике, называя его «научной системой выжимания пота». Однако с внедрением новой экономической политики (НЕПа), когда руководство страны пошло на возвращение элементов рыночной экономики и перенесло акцент с силовых методов управления людьми на методы Ф. Тейлора с оговоркой, что к заимствованию этих методов следует подходить осторожно. В. Ленин даже высказался о строительстве аппарата управления государством на основе принципов научной организации труда и управления.
Информация о работе Этапы формирования и развития менеджмента