Эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека.

Содержание

I. Введение
II. Происхождение эмоций
III. Определение эмоций
IV. Виды эмоций
1) Эмоции интереса
a. Перемены
b. Одушевлённость
c. Новизна
d. Воображение и мышление
2) Эмоции радости
3) Эмоции удивления
4) Эмоции печали
5) Эмоции гнева
6) Эмоции отвращения и презрения
7) Эмоции страха и тревоги
8) Эмоции стыда
9) Эмоции вины
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эмоции.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
lign="justify">          Ситуации, активизирующие гнев, зачастую одновременно активизируют эмоции отвращения и презрения. Комбинацию этих трёх эмоций можно рассматривать  как триаду враждебности. Однако враждебность необходимо отличать от агрессивного поведения. Враждебные чувства повышают вероятность агрессии, но не обязательно приводят к ней. Человек, испытывающий враждебные чувства, может и не проявлять агрессии. И, наоборот, можно вести себя агрессивно, не испытывая враждебности. 

          Эмоции страха и тревоги.

          Несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается нами довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.

          Существует ряд  стимулов и ситуаций, на которые  мы биологически предрасположены реагировать  страхом. К таким “ естественным сигналам” опасности относиться боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек научается бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Большинство условных активаторов страха так или иначе связаны с естественными сигналами опасности. Если родители постоянно реагируют на определённые стимулы страхом, то велика вероятность того, что эти стимулы будут вызывать страх и у ребёнка.

          Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект “туннельного восприятия” и существенно  сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несёт в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления “Я”, может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.

          Результаты ряда исследований убеждают нас в необходимости  различия страха и тревоги. На уровне субъективного переживания, состояние  тревоги правильнее всего определить как комбинацию нескольких дискретных эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх, но и другие эмоции, например, печаль, стыд и вина, могут быть задействованы в тревожном переживании. 

          Эмоции смущения.

          Данные полученные в ходе различных исследований, позволяют  предположить, что   эмоция смущения возникает в самом начале жизни человека. Некоторые его внешние проявления можно наблюдать уже у 3-4 месячных младенцев; но наиболее убедительные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в явном виде смущение обнаруживается у детей на втором году жизни.  Исследования показали, что крайняя застенчивость, или поведенческое торможение, при взаимодействии с новыми стимулами и стимулами социального характера приобретают свойства личностной черты. Дети, которые на втором году жизни обнаружили крайнюю застенчивость, проявляют её и в возрасте семи с половиной лет. Эти данные позволяют предположить, что застенчивость как личностная черта определяется  отчасти генетическими факторами.

          Несмотря на то что  учёным не удалось выявить специфический  для смущения паттерн мимических реакций, в обыденной жизни мы легко распознаем эту эмоцию. В  смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним  словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущение сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Есть данные о том, что эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Из шести негативных эмоций лишь ситуация смущения характеризуется выраженным показателем эмоции радости.

           Эмоция смущения  может нести в себе адаптивные  функции. Она может уберечь  ребёнка от слишком близкого  знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее   воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая её   пере возбуждение.

          Однако очевидно, что крайние проявления смущения имеют дезадаптивное значение. Застенчивость  существенно ограничивает круг дружеского общения и тем самым лишает человека социальной поддержки. Кроме того, смущение ограничивает любознательность и препятствует исследовательскому поведению, особенно в социальных ситуациях. Если положительные компоненты смущения могут исполнять адаптивные функции, то отрицательные компоненты обнаруживают тесную связь с тревогой и депрессией. 

          Эмоции стыда.

          Переживая стыд, человек  опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и  заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчёты испытуемых о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы.

          Переживание стыда  сопровождается нежданным и обострённым  самосознанием. Сила этого самосознания такова, что забирает все ресурсы, лишает человека способности к когнитивной  деятельности, мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на неё. Как правило, манифестация стыда происходит тогда, кода человек находится в окружении других людей, причём присутствие людей обычно и провоцирует переживание стыда, однако возможны ситуации, когда человек переживает стыд в полном уединении. Обострённое самосознание. Беспокойство пристыженного человека о том, какое впечатление он произведёт на окружающих, его озабоченность социальной оценкой почти всегда сопровождают переживание стыда. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, поигравшим неудачником. Иногда парадоксальным образом даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.

          На психологическом  уровне активация стыда обычно вызвана  столкновением с ситуацией, обстоятельства который выставляют на всеобщее обозрение “ущербность” личности или некоторых аспектов “Я” и привлекают к ним внимание. Любое событие, спровоцировавшее чувство неуместной откровенности, может послужить источником стыда. Прототипически переживание стыда, по всей вероятности, возникло в тот момент, когда младенец искреннее обрадовался появлению матери и высказал готовность к близкому общению, но неожиданно для себя обнаружил пред собой незнакомого человека. В более зрелом возрасте неиссякаемым источником стыда становиться безуспешное стремление индивида строить свою жизнь  в соответствии со своим представлении об идеале.

          Эмоция стыда исполняет  двоякую функцию, которая и определили его роль в эволюции человека. Способность  к стыду означает, что  индивид  склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и окружающими его людьми.

          Стыд обнажает “Я”, делает прозрачными “границы эго”. Но в то же время неоспорима роль эмоции стыда в процессе развития навыков самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении  чувства личной идентичности и психологической свободы.

          Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы  отрицания, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти  обречён на печаль и даже на депрессию.

          Адекватной реакцией на переживание стыда можно счесть готовность индивида к самосовершенствованию. Стыд вызывает, обострённое внимание индивида к самому себе, а значит, последующее осмысление ситуации вызывавшей стыд.

          Дети осознают связь  стыда с сексуальностью в ситуациях, когда их, нпр., застают врасплох во время исследования своих половых  органов. Благоприятным период для укрепления этой связи является подростковый возраст, время развития половых органов и вторичных половых признаков.

          Эмоция стыда неразрывно связана с другими аффектами  и с социальным поведением. Стыд непосредственно участвует в  развитии социальных способностей. Известная доля застенчивости или скромности, при известных обстоятельствах может пойти на благо сексуальным отношениям между двумя людьми, но стыд препятствует им и может послужить причиной разрыва.

          Стыд обладает уникальными  мотивационными и эмпирическими характеристиками, переживание стыда имеет исключительное значение как для индивида, так и для общества в целом. 
 
 
 

          Эмоции вины.

          Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль, в процессе становления  совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источников вины неоспоримо, однако совесть как психический феномен представляет собой скорее комплекс аффективно-когнитивных структур, формирующийся под воздействием родительских  требований и предписаний разнообразных социальных институтов. Аффективно-когнитивные структуры совести становиться мотивом и регулятором нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, но проявления альтруизма, существенного компонента социальной ответственности, как правило, сопровождаются переживанием положительных эмоций.

          Стыд и  вина часто  идут рука об руку. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что стыд предполагает возможность реального  или воображаемого наказания, исходящего от окружающих людей, в то время как переживание вины - результат само наказания, что, однако не исключает участия внешних воздействий. Человек испытывает вину вследствие нарушения неких, принятых им этических, моральных и религиозных стандартов. Необходимо подчеркнуть, что конкретные способы применения этических, моральных и религиозных кодексов ребёнок постигает при помощи механизма идентификации с родителями и другими людьми.

          Испытывая вину, человек  низко склоняет голову или прячет глаза.

          Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной  неправоты по отношению к другому  человеку или к самому себе. В  эмоциональном профиле для ситуаций вины обнаруживается относительно высокие  показатели эмоций печали и страха. Эмоция страха очень часто переживается одновременно с эмоцией вины, вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что многие теоретики отказываются проводить чёткую грань между эмоциями страха и вины. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе.

          Чрезмерная склонность к самообвинениям или, наоборот, недостатки развития совести могут привести к дезадаптации или даже к психопатологии. Ряд авторов утверждает, что чрезмерная склонность к самообвинениям может стать причиной обсессивно-компульсивных расстройств и даже параноидной шизофрении.

          Прямой дорогой  к желанному результату - к становлению  зрелой совести и формированию адекватных порогов переживания вины – может  стать разумное сочетание разнообразных воспитательных воздействий, в числе которых необходимо отметить угрозу лишения одобрения и любви, пробуждения сочувствия, научение осознанию собственной роли в огорчении другого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

          Простейшая практика по контролю эмоций, доступная для всех людей, это дыхательные упражнения.

          Быстро сконцентрируйте  свое внимание на дыхании. Начните делать спокойные глубокие вздохи и длинные  спокойные выдохи, в два раза длиннее  по времени, чем вдох. Делайте промежутки в 2-3 секунды между вдохом, выдохом и очередным вдохом. Сконцентрируйтесь параллельно на биении сердца, и, дыша, как описано выше, старайтесь успокоить его ускоренный ритм биения и вернуть в нормальный ритм. Продолжайте дышать таким образом, до полного успокоения тела и пока не почувствуете себя успокоившимся и «отошедшим».

          Важно!  Некоторые  рекомендуют при подобных дыхательных  упражнениях на восстановление нормального  пульса дышать следующим образом: 1 вдох, задержка дыхания на три удара  сердца, выдох, задержка дыхания на 3 удара сердца. Для психологического успокоения такой метод абсолютно не подходит. Этот метод имеет лучшее применение при занятиях спортом, особенно после длительной пробежки, для восстановления не только пульса, но и дыхания, если оно сбилось. Вышеописанное же упражнение направлено главным образом на психологическое успокоение, параллельно которому происходит и физическое успокоение.

Информация о работе Эмоции