Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:17, реферат
Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека.
I. Введение
II. Происхождение эмоций
III. Определение эмоций
IV. Виды эмоций
1) Эмоции интереса
a. Перемены
b. Одушевлённость
c. Новизна
d. Воображение и мышление
2) Эмоции радости
3) Эмоции удивления
4) Эмоции печали
5) Эмоции гнева
6) Эмоции отвращения и презрения
7) Эмоции страха и тревоги
8) Эмоции стыда
9) Эмоции вины
Заключение
Список литературы
Эмоции страха и тревоги.
Несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается нами довольно редко, большинство людей боится этой эмоции. Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.
Существует ряд стимулов и ситуаций, на которые мы биологически предрасположены реагировать страхом. К таким “ естественным сигналам” опасности относиться боль, одиночество и внезапное изменение стимуляции. Но по мере приобретения опыта человек научается бояться самых разных ситуаций, явлений и объектов. Большинство условных активаторов страха так или иначе связаны с естественными сигналами опасности. Если родители постоянно реагируют на определённые стимулы страхом, то велика вероятность того, что эти стимулы будут вызывать страх и у ребёнка.
Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Первичной функцией страха является мотивация специфических когнитивных и поведенческих актов, способствующих укреплению безопасности и чувству уверенности. Страх вызывает эффект “туннельного восприятия” и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несёт в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда. Предчувствие страха может стать импульсом для укрепления “Я”, может побуждать индивида к самосовершенствованию с целью снижения собственной уязвимости.
Результаты ряда
исследований убеждают нас в необходимости
различия страха и тревоги. На уровне
субъективного переживания, состояние
тревоги правильнее всего определить
как комбинацию нескольких дискретных
эмоций. Ключевой эмоцией в субъективном
переживании тревоги является страх, но
и другие эмоции, например, печаль, стыд
и вина, могут быть задействованы в тревожном
переживании.
Эмоции смущения.
Данные полученные в ходе различных исследований, позволяют предположить, что эмоция смущения возникает в самом начале жизни человека. Некоторые его внешние проявления можно наблюдать уже у 3-4 месячных младенцев; но наиболее убедительные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в явном виде смущение обнаруживается у детей на втором году жизни. Исследования показали, что крайняя застенчивость, или поведенческое торможение, при взаимодействии с новыми стимулами и стимулами социального характера приобретают свойства личностной черты. Дети, которые на втором году жизни обнаружили крайнюю застенчивость, проявляют её и в возрасте семи с половиной лет. Эти данные позволяют предположить, что застенчивость как личностная черта определяется отчасти генетическими факторами.
Несмотря на то что учёным не удалось выявить специфический для смущения паттерн мимических реакций, в обыденной жизни мы легко распознаем эту эмоцию. В смущении человек, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза, одним словом, старается избежать прямой социальной стимуляции. Переживание смущение сопровождается острым чувством собственной неадекватности и, возможно, чувством неполноценности. Есть данные о том, что эмоция смущения часто сопровождается переживанием разнообразных, как положительных, так и отрицательных эмоций. Из шести негативных эмоций лишь ситуация смущения характеризуется выраженным показателем эмоции радости.
Эмоция смущения может нести в себе адаптивные функции. Она может уберечь ребёнка от слишком близкого знакомства с незнакомыми объектами и небезопасным окружением. Она также оказывает регулирующее воздействие на вегетативную нервную систему, предотвращая её пере возбуждение.
Однако очевидно,
что крайние проявления смущения
имеют дезадаптивное значение. Застенчивость
существенно ограничивает круг дружеского
общения и тем самым лишает человека социальной
поддержки. Кроме того, смущение ограничивает
любознательность и препятствует исследовательскому
поведению, особенно в социальных ситуациях.
Если положительные компоненты смущения
могут исполнять адаптивные функции, то
отрицательные компоненты обнаруживают
тесную связь с тревогой и депрессией.
Эмоции стыда.
Переживая стыд, человек опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, прикрывает глаза и заливается стыдливым румянцем. Стыдливый румянец зачастую обостряет переживание стыда, поскольку привлекает к лицу внимание как самого человека, так и окружающих его людей. Отчёты испытуемых о физиологических реакциях, сопровождающих переживание стыда, свидетельствуют о возбуждении симпатической нервной системы.
Переживание стыда сопровождается нежданным и обострённым самосознанием. Сила этого самосознания такова, что забирает все ресурсы, лишает человека способности к когнитивной деятельности, мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на неё. Как правило, манифестация стыда происходит тогда, кода человек находится в окружении других людей, причём присутствие людей обычно и провоцирует переживание стыда, однако возможны ситуации, когда человек переживает стыд в полном уединении. Обострённое самосознание. Беспокойство пристыженного человека о том, какое впечатление он произведёт на окружающих, его озабоченность социальной оценкой почти всегда сопровождают переживание стыда. Стыд заставляет человека почувствовать себя ничтожным, беспомощным и несостоятельным, поигравшим неудачником. Иногда парадоксальным образом даже искренняя похвала может вызвать у человека стыд.
На психологическом уровне активация стыда обычно вызвана столкновением с ситуацией, обстоятельства который выставляют на всеобщее обозрение “ущербность” личности или некоторых аспектов “Я” и привлекают к ним внимание. Любое событие, спровоцировавшее чувство неуместной откровенности, может послужить источником стыда. Прототипически переживание стыда, по всей вероятности, возникло в тот момент, когда младенец искреннее обрадовался появлению матери и высказал готовность к близкому общению, но неожиданно для себя обнаружил пред собой незнакомого человека. В более зрелом возрасте неиссякаемым источником стыда становиться безуспешное стремление индивида строить свою жизнь в соответствии со своим представлении об идеале.
Эмоция стыда
Стыд обнажает “Я”, делает прозрачными “границы эго”. Но в то же время неоспорима роль эмоции стыда в процессе развития навыков самоконтроля и обучения самостоятельности. Противостояние стыду и его преодоление помогают человеку в обретении чувства личной идентичности и психологической свободы.
Для противостояния стыду люди используют защитные механизмы отрицания, подавления и самоутверждения. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти обречён на печаль и даже на депрессию.
Адекватной реакцией на переживание стыда можно счесть готовность индивида к самосовершенствованию. Стыд вызывает, обострённое внимание индивида к самому себе, а значит, последующее осмысление ситуации вызывавшей стыд.
Дети осознают связь стыда с сексуальностью в ситуациях, когда их, нпр., застают врасплох во время исследования своих половых органов. Благоприятным период для укрепления этой связи является подростковый возраст, время развития половых органов и вторичных половых признаков.
Эмоция стыда
Стыд обладает уникальными
мотивационными и эмпирическими характеристиками,
переживание стыда имеет исключительное
значение как для индивида, так и для общества
в целом.
Эмоции вины.
Вина, в соответствии с теорией дифференциальных эмоций, играет ключевую роль, в процессе становления совести. Существование неких фундаментальных, присущих каждому человеку, источников вины неоспоримо, однако совесть как психический феномен представляет собой скорее комплекс аффективно-когнитивных структур, формирующийся под воздействием родительских требований и предписаний разнообразных социальных институтов. Аффективно-когнитивные структуры совести становиться мотивом и регулятором нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, но проявления альтруизма, существенного компонента социальной ответственности, как правило, сопровождаются переживанием положительных эмоций.
Стыд и вина часто идут рука об руку. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что стыд предполагает возможность реального или воображаемого наказания, исходящего от окружающих людей, в то время как переживание вины - результат само наказания, что, однако не исключает участия внешних воздействий. Человек испытывает вину вследствие нарушения неких, принятых им этических, моральных и религиозных стандартов. Необходимо подчеркнуть, что конкретные способы применения этических, моральных и религиозных кодексов ребёнок постигает при помощи механизма идентификации с родителями и другими людьми.
Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза.
Переживание вины сопровождается
гложущим ощущением собственной
неправоты по отношению к другому
человеку или к самому себе. В
эмоциональном профиле для
Чрезмерная
Прямой дорогой
к желанному результату - к становлению
зрелой совести и формированию адекватных
порогов переживания вины – может
стать разумное сочетание разнообразных
воспитательных воздействий, в числе которых
необходимо отметить угрозу лишения одобрения
и любви, пробуждения сочувствия, научение
осознанию собственной роли в огорчении
другого человека.
Заключение
Простейшая практика по контролю эмоций, доступная для всех людей, это дыхательные упражнения.
Быстро
Важно! Некоторые рекомендуют при подобных дыхательных упражнениях на восстановление нормального пульса дышать следующим образом: 1 вдох, задержка дыхания на три удара сердца, выдох, задержка дыхания на 3 удара сердца. Для психологического успокоения такой метод абсолютно не подходит. Этот метод имеет лучшее применение при занятиях спортом, особенно после длительной пробежки, для восстановления не только пульса, но и дыхания, если оно сбилось. Вышеописанное же упражнение направлено главным образом на психологическое успокоение, параллельно которому происходит и физическое успокоение.