Эмоции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:17, реферат

Описание работы

Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека.

Содержание

I. Введение
II. Происхождение эмоций
III. Определение эмоций
IV. Виды эмоций
1) Эмоции интереса
a. Перемены
b. Одушевлённость
c. Новизна
d. Воображение и мышление
2) Эмоции радости
3) Эмоции удивления
4) Эмоции печали
5) Эмоции гнева
6) Эмоции отвращения и презрения
7) Эмоции страха и тревоги
8) Эмоции стыда
9) Эмоции вины
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эмоции.doc

— 124.00 Кб (Скачать)
gn="justify">          Ещё Уильям Джеймс отмечал, что для восприятия и внимания характерны селективность, - благодаря  этой селективности наш мозг по-разному  реагирует на бесчисленное множество стимулов, постоянно воздействующих на наши органы чувств. Рассмотрим чем характерны эмоции.

          Эмоции интереса.

          Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком  чаще, чем прочие эмоции. Интерес  играет исключительно важную мотивационную  роль в формировании развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес – естественная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Эмоция интереса отличается от эмоции внимания. Также не следует путать интерес с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощённым объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.

          Есть много причин появления, эмоции интереса, чтобы понять, как вызывается или активируется, эмоция интереса, следует подразделить активаторы на нескольких достаточно широких классов.

      1. Перемены.

             Перемена обстановки открывает возможность получить новые типы или уровни стимуляции, новые активаторы эмоции интереса.

      1. Одушевлённость.

          Один остроумный и грамотно проведённый эксперимент показал, что маленькие дети  отдают зрительное предпочтение биологическим движениям, предпочитая их другим типам движения. Несомненно, интерес ребёнка к человеческому лицу и к движениям человека отчасти обусловлен генетически. Человек рождается, уже неся в своих генах какой-то “социальный интерес”, и этот интерес является частью человеческой природы.

      1. Новизна.

          Ещё одним обязательным фактором интереса является новизна  объекта. Это настолько надёжный активатор интереса и он обладает такой мощной притягательной силой для наших органов чувств, что психологи, предъявляя ребёнку знакомый, привычный для него объект в паре с незнакомым, новым объектом, по реакции на незнакомый объект могут судить о способности ребёнка к дискриминации объектов. 

      1. Воображение и мышление.

          Образы, хранящиеся в нашей памяти и вызываемые нашим  воображением, - это неиссякаемый источник эмоций, и одной из этих эмоций, конечно  же, является эмоция интереса, поскольку  она играет первостепенную роль в  процессах мышления и воображения.

          Другой, не менее  богатый источник эмоций – это  слова и представления. Те из них, которые связаны с воображением или физическим событием, с новизной объекта или переменами, вызывают у нас эмоцию интереса. 

          Эмоции радости.

          Первое подобие  улыбки появляется на лице новорожденного младенца же в первые часы жизни. Эта улыбка, по-видимому, запрограммирована генетически, она не видоизменяется с возрастом, - меняется лишь эффективность стимулов, активизирующих её.

          Смех формируется  позже улыбки и проходит в своём развитии несколько стадий. Теоретические и экспериментальные исследования выявили связь между смехом и развитием отдельных когнитивных процессов. Смех может способствовать формированию межличностных эмоциональных отношений, облегчая тем самым социализацию ребёнка. Несмотря на то, что радость не является целью человеческой деятельности, мы можем определить те препятствия, которые встают на её пути, - такие как чрезмерный контроль и догматизм в отношении вопросов воспитания, секса и морали. Обучение контролю над отрицательными эмоциями и отказ от чрезмерных ограничений и запретов порождают в человеке особую открытость, готовность к эмоциональному опыту, которые, в свою очередь, создают благоприятную почву для самореализации и радости.

          Социально-активные люди, эмоциональный опыт которых отличается большим разнообразием, чаще испытывают позитивные эмоции.  

          Эмоции удивления.

          Эмоция удивления  – весьма кратковременное состояние, - оно наступает внезапно и также  быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не является эмоцией в истинном значении этого слова, оно во многом отлично от базовых эмоций.

          Основная функция  удивления состоит в том, чтобы  подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным  событием и его последствиями. Готовность к взаимодействию с новым чрезвычайна важна для человека. Если бы не реакция удивления, которая способна изменить общий эмоциональный фон человека, то внезапное возникновение опасной ситуации, например появление ядовитой змеи или мчащегося автомобиля, для человека в состоянии депрессии означало бы верную гибель.

          Таким образом, основная функция удивления состоит в  том, чтобы в момент внезапного изменения  в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала  быть уместной и может помешать адаптации. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. Реакция удивления является критерием развития когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития. 

          Эмоции печали.

          Психологической основой  печали могут быть разнообразные  проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Прототипической ситуацией печали является акт рождения. Врождённое мимическое выражение печали характеризуется  приподнятыми и сведёнными к переносице внутренними концами бровей, поперечными морщинами на лбу и опущенными уголками рта. Главной и универсальной причиной печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним.

          Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночества и изоляции. Хотя эмоция печали может оказать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Экспериментальные исследование обнаружили, что в ситуации печали у здоровых людей второй по значимости является эмоция страха, что согласуется с теми положениями теории дифференциальных эмоций, которые рассматривают динамику печали при депрессии и горе.

          Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым даёт ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

          В повседневной жизни  человека эмоция печали взаимодействует  с другими эмоциями. Интеракция “печаль-гнев”  может стать причиной гневной  реакции отца на плачь ребёнка. Взаимодействие печали и страха может затруднять процесс индивидуализации, создавать предпосылки для формирования невротической тревоги. Если родители ругают и стыдят ребёнка за то, что он плачет, то велика вероятность формирования интеракции “печаль-стыд”, которая может стать основой болезненной застенчивости. Эмоция печали взаимодействует также с когнитивными процессами. Независимые исследования показали, что, вызывая изменения когнитивного процесса, можно вызвать печальное переживание, которое в свою очередь изменяет направление мыслей и активность человека.

          Существуют три  способа регуляции печали: активация  другой эмоции для устранения или  снижения интенсивности переживаемой печали, когнитивная регуляция и  моторная регуляция. 

          Эмоции гнева.

          Гнев, отвращение и  презрение – самостоятельные  дискретные эмоции, но  они часто  взаимодействуют друг с другом. Ситуации, активизирующие гнев, часто в той  или иной мере активизируют эмоции отвращения и презрения. В любой  комбинации эти три эмоции могут стать главным аффективным компонентом враждебности.

          Большинство причин, вызывающих эмоцию гнева, попадают под  определение фрустрации. Боль и пролонгированная печаль могут выступать как естественные активаторы гнева.

          Мимическая реакция  гнева предполагает нахмуривание бровей и оскаливание зубов либо сжатие губ. Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции.

          Адаптивные функции  гнева более очевидны в эволюционной перспективе, нежели в повседневной жизни. Гнев мобилизует энергию, необходимую  для самозащиты, придаёт индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность  в себе и ощущение собственной  силы стимулирует индивида отстаивать свои права. Эмоция гнева выполняет полезную функцию и в жизни современного человека. Кроме того, умеренный, контролируемый гнев может использоваться в терапевтических целях для подавления страха.

          Гнев, отвращение и  презрение взаимодействуют как с другими аффектами, так и с когнитивными структурами. Стабильные интеракции между любой из этих эмоций и когнитивными структурами  можно рассматривать как личностный показатель враждебности. Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения представляет определённую проблему для человека. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может приводить к серьёзным нарушениям адаптации и развитию психосоматических симптомов.

          Эмоция гнева не обязательно приводит к агрессии, хотя и является одним из компонентов агрессивной мотивации. Агрессивное поведение обычно обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных. Проявления агрессии можно наблюдать даже у маленьких детей. Результаты исследований показывают, что агрессивные, дети став взрослыми, как правило. Тоже демонстрируют агрессивность или криминальное поведение. Эти данные позволяют предположить, что уровень агрессивности представляет собой врождённую характеристику индивида и по мере его взросления приобретает характер устойчивой личностной черты.

          В отличие от проявлений агрессивности, переживание гнева  может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда  человек сохраняет достаточный  контроль над собой. По большей части, адекватное выражение гнева не только не приводит к разрыву отношений, но порой даже укрепляет их. Однако нужно помнить о том, что любое проявление гнева сопряжено с некоторой долей риска, так как потенциально оно может привести к негативным последствиям.  Но привычка постоянно подавлять свой гнев может вызвать более серьёзные последствия. 

          Эмоции  отвращения и презрения.

          Изучение эмоции отвращения даёт нам много ценной  информации о некоторых существенных характеристиках эмоций вообще. Само мимическое выражение отвращения в  своей прототипической форме выступает как инструментальная реакция отказа, так как проявляется в выведении неприятных на вкус объектов из полости рта.

          Выражение отвращения опосредуется самой древней в  филогенетическом плане частью центральной  нервной системы – стволом  мозга. Оно наблюдается даже у людей, страдающих дисфункцией больших полушарий мозга. Экспериментальные данные о нейрофизиологических механизмах, лежащих в основе мимического выражения отвращения, подтверждают нашу гипотезу о врождённом и универсальном характере базовой эмоциональной экспрессии. Они также подтверждают наше предположение о том, что эмоции являются результатом нейрохимических процессов и не зависят от степени развития когнитивных структур. Разумеется, по мере взросления мы научимся испытывать отвращение к самым разнообразным объектам, включая идеи и даже собственное “Я”.

          Эмоция презрения  связана с чувством превосходства. Трудно говорить о достоинствах или  о позитивном значении данной эмоции. Мы можем лишь предполагать, что  в эволюционной перспективе презрение выступало своеобразным средством подготовки индивида ил группы к встрече с опасным  врагом. Даже в наше время солдатам внушают презрение к потенциальному врагу, сознательно дегуманизируя его образ, для большей храбрости. Презрение является адекватным чувством, когда оно направлено против таких уродливых социальных явлений, как опустошение природных запасов, угнетение, преступность.

          Негативные аспекты  эмоции презрения достаточно очевидны. Все предрассудки и так называемые “хладнокровные” убийства вызваны презрением.

Информация о работе Эмоции