Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:20, реферат
В условиях формирования рыночных отношений во всех сферах российской экономики маркетинг следует рассматривать в качестве метода регулирования взаимоотношений внутренней среды организации. Рассмотрим его роль как метода управления в некоммерческих организациях на примере образовательной организации. Для образовательных организаций это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий образования посредством изучения требований потенциальных клиентов на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между образовательным учреждением и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой.
В системах типа С происходит все большее пересечение программ, планов и прогнозов по элементам и функциям, которые они не выполняют. Следует отметить, что в этих условиях ни одна из моделей (план, программа, прогноз) или их попарное сочетание не в состоянии описать всей совокупности элементов, которые входят в ЦКП. В этом типе систем возникает необходимость полного слияния всей совокупности категорий элементов, определений и функций, которые обеспечивают возможность системного решения всего комплекса возникающих вопросов, что под силу только программно-целевому подходу, т.е. на основе целевых комплексных программ.
На рынке образовательных услуг оптимальное поведение вуза, колледжа и других организаций связано с необходимостью учета факторов новизны и повышенной степени неопределенности и вероятности, поэтому следует рекомендовать использовать ЦКП для формирования стратегии организации и ее эффективной реализации. Подобное справедливо и представляет практическую ценность, если проанализировать структуру и функции бизнес-плана как модели системы целей производственно-коммерческой и другого вида деятельности развития организации (табл. 2) и классификацию методов прогнозирования функционирования организации.
маркетинг управление планирование финансовый
Таблица 2. Модель бизнес-плана коммерческой организации
Направление (раздел) бизнес-планирования | Элементы направления (раздела) |
Возможности (миссия фирмы) | Генеральная цель,
ее декомпозиция
Концепция технологии и новизны образовательной услуги Рынок предложения и его емкость Риски Ожидаемая прибыль |
Товары и услуги | Преимущества
товаров и услуг в сравнении
с конкурентами Основные технико- Пути совершенствования, инновационные технологии Стратегия обновления товара и услуги |
Рынки | Комплекс маркетинговых исследований Сегмент рынка по каждому товару и услуге Тенденции изменения рынка Емкость рынка Конкуренты |
Финансы | План доходов
План расходов Баланс доходов и расходов Анализ финансовых потоков План инвестиций |
Практикой доказано, что ЦКП обеспечивает получение более существенного эффекта по сравнению с простой координацией деятельности в организации, поскольку при этом достигается:
оптимизация процесса реализации цели по времени и располагаемым ресурсам;
конструирование,
сравнение и выбор
подчинение
механизма и структуры
создание рациональной организационной структуры управления;
повышение
степени управляемости и
3.
Финансовый метод
управления
Финансовый метод управления — это метод управления финансовыми отношениями в организации, а также между организацией и внешней средой. Этот метод в образовательной организации реализуется через принципы плановости, системности, целевой направленности, диверсифицированности, достаточности.
Финансовый метод, кроме названных, также ориентирован на принципы:
самоокупаемости;
контроля за исполнением принятых решений;
учета тенденций развития и возможных изменений во внешней среде хозяйствования;
учета стратегических целей и перспектив;
признания непредсказуемости последствий влияния внешних факторов;
достижения целей — задается стратегией развития.
Финансовый метод позволяет достичь: стабилизации финансового состояния, адаптации крыночным преобразованиям, стимулирования инновационной активности организации.
Задачами
метода финансового управления в
образовательной организации
Финансовый метод управления в образовательной организации использует два источника денежных средств — бюджетное и внебюджетное финансирование.
Бюджетное финансирование включает все денежные средства, поступающие из федерального, регионального (субъекта РФ) и муниципального бюджетов.-
Внебюджетное финансирование образовательной организации включает:
средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов по договорам с предприятиями и организациями, а также средства населения;
средства от реализации продукции, произведенной в учреждениях профессионального образования, а также от реализации платных образовательных услуг;
средства от сдачи в аренду зданий, сооружений, оборудования;
кредиты банков;
добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных и негосударственных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;
поступления
от коммерческой, в том числе
другие источники финансирования, не запрещенные законом.
Кризис, охвативший экономику России, существенным образом сказывался на деятельности учебных заведений. Действительно, вузы, колледжи, техникумы постоянно живут в условиях чрезвычайного бюджета, нерегулярного финансирования. Финансовые трудности накладываются на психологические представления и стереотипы, связанные с непониманием необходимости создания принципиально новых направлений организации подготовки молодых специалистов, науки, хозяйственной деятельности.
Как известно, коммерческая деятельность в сфере высшей школы вызывает противоречивую реакцию как в самих учебных и научных коллективах, так и у населения. Особенно это касается платности образования. Оппоненты находят аргументированные доводы в пользу той или другой точек зрения. Однако сегодня трудно найти человека, который бы не признал необходимость поиска места высшего учебного заведения в системе рыночных отношений.
Вузы не могут больше рассчитывать только на бюджетные ассигнования, они вынуждены кроме решения образовательных проблем еще и зарабатывать деньги на свое существование путем продажи научной продукции, оказания услуг населению, предприятиям и организациям.
Конечно,
коммерческая деятельность вуза —
это дело очень сложное. Ее можно
развивать в различных
Основная задача Центра образовательных услуг — поиск внебюджетных источников финансирования для обеспечения жизнедеятельности университета. Представляется интересным проследить, каким образом формируются внебюджетные средства.
Следует отметить, что Центр образовательных услуг согласно положению о ЦОУ непосредственно не оплачивает коммунальные услуги; капитальный ремонт и аренду помещений. Такой подход является экономически оправданным, поскольку ЦОУ есть структурное Подразделение университета.
Централизованный фонд университета реально структурируется последующим направлениям: фонд развития общей материально-технической базы, фонд текущего и капитального ремонта, фонд развития учебно-методической базы, фонд социального развития, фонд материального поощрения, резервный фонд.
Общеизвестно, что государственный бюджет вуза реально обеспечивает в основном стипендию студентам и заработную плату сотрудникам и преподавателям (вместе с налогом). Обозначим через В сумму средств, необходимых вузу для нормального функционирования (т.е, с учетом развития материально-технической и учебной базы, затрат на ремонт, НИР и т.д.). Отсюда следует, что
На сегодняшний день ЦОУ реально приносит доход, составляющий примерно 30% бюджета университета. Однако имеются реальные возможности дальнейшего увеличения дохода. В качестве примера можно привести расширение объемов учебно-производственной работы и, самое главное, внедрение различных видов предпринимательской деятельности, включая банковские операции с ценными бумагами. Такие виды деятельности не связаны непосредственно с платными образовательными услугами. Их внедрение требует определенной подготовки кадров, особенно в области налогового законодательства.
Международный
отдел в структуре ЦОУ создан
и работает над рядом проектов
со странами Европейского Союза. Историко-археологическая
лаборатория имеет
Рассмотрим следующий, весьма существенный канал формирования внебюджетных средств. Речь идет о бюджетных подразделениях университета — факультетах и кафедрах, которые также имеют возможность зарабатывать внебюджетные средства. В частности, письмом № 52 от 21.07.1995 г. Министерства образования РФ «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» было дано разрешение высшим учебным заведениям предоставлять с целью улучшения качества образования дополнительные платные услуги. Есть и другие возможности у факультетов и кафедр для получения внебюджетных доходов (например, студенты, обучающиеся на основе полного возмещения затрат, научные гранты, платные аспиранты и стажеры, другие виды деятельности в зависимости от специфики факультета или кафедры).
Бюджетные средства в настоящее время составляют только заработную плату с начислениями и стипендии, поэтому отношение внебюджетных доходов к реально исполненному федеральному финансированию удобно использовать как относительный показатель устойчивости полного бюджета вуза. Более того, при анализе, на первый взгляд, может показаться, что ситуация оптимистическая. Однако далеко не все внебюджетные средства идут непосредственно на закупку оборудования, производство капитального ремонта и прочие расходы (включая оплату коммунальных услуг). Часть внебюджетных средств уйдет на дополнительную заработную плату сотрудникам, которые эти средства заработали, и часть (пусть очень небольшая) пойдет на хозяйственные и прочие расходы самих коммерческих подразделений университета. Поэтому если учесть эти факторы, то 34,21% внебюджетных средств уменьшатся примерно до 23—25% и станут вполне сопоставимы с цифрой 19,82% остальных статей расходов, например, существовавших в 1987 г. при плановой экономике.
Имеется еще ряд факторов, существенно усложняющих ситуацию. Речь идет об изменении размеров и структуры цен в период с 1992 г. И если изменение размеров или величины цен вследствие инфляции или других факторов еще как-то можно учесть с помощью обычных линейных коэффициентов, то реструктуризация цен при переходе от плановой экономики к рыночной зависит от достаточно большого числа факторов и существенно затрудняет проведение сравнительного анализа.
В
настоящее время стоимость