Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа
Сельское хозяйство, как и другие отрасли АПК, является составным элементом системы народного хозяйства, одним из важнейших ее объектов. В свою очередь, как крупнейшая отрасль сельское хозяйство само является сложной системой, обладающей всеми свойствами социальных систем - целостностью, иерархичностью и динамизмом, а также вероятностным характером поведения, зависимым от воздействия многих субъектов, различных внутренних и внешних факторов. То же самое можно сказать и о предприятиях как составных элементах АПК - самостоятельных системах более низкого уровня иерархии.
Методы планового руководства основаны на прямом экономическом расчете материальных, трудовых и финансовых ресурсов и возможностей производства важнейших видов продукции.
Плановое руководство включает также бюджетное финансирование, кредитование, порядок образования и распределения централизованных фондов и ресурсов, планирование централизованных капитальных вложений. Так, выделенные фонды материально-технического снабжения нередко оказывают решающее влияние на конечные результаты деятельности предприятия или объединения. В связи с этим, очевидно, следует усилить увязку планов производства, финансирования и снабжения.[16]
К
этой группе методов относятся
Хозрасчет - метод планового ведения хозяйства. Он основан на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами производственно-хозяйственной деятельности, возмещении расходов доходами, обеспечении рентабельности производства, материальной заинтересованности и ответственности в выполнении плановых показателей, экономном использовании ресурсов. Он позволяет сочетать интересы общества с интересами отдельных коллективов предприятий и каждого работника.
Одновременно хозрасчет служит методом управления, поскольку оказывает влияние на поведение людей и коллективов. Как экономическая категория он объективен, а как метод управления отличается от ряда других методов тем, что выбирать или не выбирать его нельзя.
Общехозяйственный расчет охватывает отношения предприятия с государством и другими предприятиями и организациями, внутрихозяйственный- отношения внутри предприятия. Это указывает на то, что хозрасчет - сложный метод, целая система, которая нуждается в организации. Реализация каждого из его принципов уже действует как метод управления.
Так, осуществление принципа хозяйственно-оперативной самостоятельности предприятия (в рамках государственного плана) дает возможность руководителям предприятий самим распоряжаться имуществом и принимать решения в соответствии с хозяйственной целесообразностью, развивать инициативу предприятий и укреплять ответственность работников. Ограничение самостоятельности предприятий рамками государственного плана обеспечивает планомерность и пропорциональность ведения производства в государственном масштабе.[13]
Внутрихозяйственный расчет может быть эффективным средством управления при соблюдении следующих правил (принципов):
Внутрихозяйственный расчет как метод управления эффективно применяется также в звеньях, подразделениях гаража, центральной ремонтной мастерской, в так называемых безнарядных бригадах на хозрасчете и т. д. Важно, чтобы внутрихозяйственный расчет внедрялся не только в подразделениях основного производства, но и во вспомогательном и обслуживающем производстве.
Хозрасчёт как метод управления сокращает время на административный надзор, способствует развитию таких форм контроля, которые не принижают человеческого достоинства, улучшает психологический климат в коллективе, а также усиливает действие планирования, учета и контроля. Все это свидетельствует о том, что изменение методов управления вносит существенные изменения в организацию и эффективность управления. Поэтому, с одной стороны, всякое новое начинание в этом деле нужно проверять, экспериментировать, а с другой - учиться прогрессивным приемам и способам управления.[2]
Осуществляя
хозрасчет, следует позаботиться об
условиях и эффективных формах экономического
стимулирования. При этом важнейшим требованием
является создание всем хозрасчетным
подразделениям равных экономических
условий, обеспечение равной оплаты за
равный труд. Однако надо учитывать эффективность
самого труда и меру поощрения поставить
в зависимость от ее уровня. Хозрасчетные
задания должны быть в одинаковой степени
напряженными, учитывающими качество
почвы, возрастной состав стада, неиспользованные
резервы и т. д. К условиям относятся также
обоснованность норм, нормативов, лимитов
затрат, выделение необходимых ресурсов,
обеспечение технологическим, техническим
и экономическим руководством.
1.4.
Ценовая политика и
эффективное управление
предприятием
Необходимым централизованным экономическим методом управления является плановое ценообразование, построение системы экономически обоснованных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также оптовых цен на средства производства и материалы. Система цен должна обеспечить:
Поскольку системы закупочных и розничных цен тесно связаны, то выравнивание условий хозяйствования и достижение оптимальной нормы рентабельности должны происходить одновременно с совершенствованием ценообразования за счет снижения себестоимости продукции и услуг. Важна также зональная дифференциация цен, установление дифференцированных закупочных цен внутри регионов с учетом природных, экономических и других условий производства.[12]
Применение нового механизма распределения прибыли хозяйств включает введение платы за фонды и создание фондов поощрения на предприятиях, применение новой методики исчисления подоходного налога и т. д. Установленные в последние годы закупочные цены предусматривают повышение заинтересованности работников сельского хозяйства в увеличении производства продукции более высокого качества.
В системе экономических методов важное место занимают государственные финансы. Они выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция финансов есть механизм создания централизованного (общегосударственного) и децентрализованных фондов денежных ресурсов на основе распределения и перераспределения доходов между государственными предприятиями и районами страны, а также между государством и отдельными группами населения. Централизованный фонд ресурсов выступает в форме государственного бюджета. Средства поступают в бюджет и используются планомерно, активно воздействуя на повышение эффективности производства и рост уровня жизни общества. Осуществляя контрольную функцию, государственные финансы и кредит способствуют росту эффективности производства.
Система финансово-кредитного механизма включает:
Финансово-кредитный механизм воздействует на общественное производство и повышение его эффективности двояко. Использование финансовых и кредитных ресурсов как затрат на расширение фондов предприятий, на создание государственных резервов, развитие науки, на содержание сети органов и учреждений просвещения и здравоохранения и т. п. прямо воздействует на развитие производства. С другой стороны, этот механизм выступает как совокупность финансово-кредитных рычагов, стимулирующих производителей вести хозяйство эффективно (имеются в виду платежи и бюджеты, способы финансирования и кредитования затрат, фонды стимулирования, санкция финансовых и кредитных органов).
На
практике имеется необходимость еще шире
использовать финансово-кредитный механизм
в интересах ускорения технического прогресса
и интенсификации производства в сельском
хозяйстве.[9]
1.5.
Технико-экономический
анализ и экономическое
стимулирование
Анализ - это метод исследования явлений, процессов путем расчленения целого на части, что позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Анализ дополняется синтезом, то есть воссоединением в единое целое (систему). Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве. Если для работников экономического и других отделов управления главное в работе - анализ, то для руководителя хозяйства важно умение из отдельных сторон хозяйственного процесса представить единое целое, всю совокупность явлений во взаимосвязи.
Предметом экономического анализа в управлении является хозяйственная деятельность, объектом анализа могут быть все предприятие в целом, его отрасли, производства, отдельные подразделения и службы управленческого аппарата.[19]
В процессе управления анализ проводится:
В процессе разработки и выполнения оперативных планов и заданий выделяют как, самостоятельный вид оперативный анализ. Для его успешного выполнения экономический отдел должен обеспечить подразделения хозяйства, диспетчерскую службу нормативной базой (нормами выработки и расхода материалов, расценками, расчетными ценами, лимитами затрат), методическими указаниями по анализу, планами внедрения новой техники, технологии, организации, графиками ремонта закрепленного оборудования, Положением о внутрихозяйственном расчете и др.
Экономический анализ, включая анализ выполнения хозрасчетных заданий в сельскохозяйственных организациях, выполняет планово-экономический отдел. В него могут входить руководители хозяйства, подразделений, главные специалисты, передовые рабочие. Оперативный анализ в определенной степени выполняется и работниками диспетчерской службы под методическим руководством экономического отдела.
Важнейшим требованием экономического стимулирования является создание для всех подразделений равных экономических условий, обеспечение равной оплаты за равный труд. Однако следует учитывать эффективность труда и меру поощрения поставить в зависимость от ее уровня.
Экономическое стимулирование в государственных сельскохозяйственных предприятиях и объединениях осуществляется из специальных фондов, образуемых путем отчислений от прибыли: материального поощрения, премирования за прибыль, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, укрепления и расширения хозяйства. Их использование носит многоцелевой характер. Так, формами стимулирования за счет фонда материального поощрения в агропромышленных предприятиях и объединениях являются: премирование работников за своевременное и качественное выполнение важных работ, способствующих улучшению итогов производственной деятельности предприятия и объединения; выплата премий инженерно-техническим работникам и служащим промышленных подразделений, а также вознаграждений работникам за общие годовые итоги; премирование по итогам социалистического соревнования; оказание единовременной помощи.
Мотивация является одним из важнейших средств воздействия на работника; ведущее место здесь занимает основная оплата труда. В настоящее время все предприятия АПК устанавливают размеры тарифных ставок самостоятельно, так же как должностные оклады руководителям, специалистам, служащим, обслуживающему персоналу. Размеры основной оплаты труда зависят от уровня экономического развития предприятия. Однако он не может быть ниже минимального размера, определяемого законодательством страны.
Основная оплата должна устанавливаться, прежде всего, в зависимости от индивидуальных результатов, количества и качества труда. Вместе с тем при коллективных формах организации труда она в значительной мере зависит от результатов работы коллектива подразделения, объема производства продукции и прибыли от ее реализации.[7]
Наряду с основной оплатой на предприятиях широко используют различные доплаты и премии.