Экологический аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 14:57, доклад

Описание работы

Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Экологический аудит.docx

— 43.45 Кб (Скачать)

В рамках созданной  системы экологического менеджмента  банк Сгеdit Suisse составляет экологический  баланс, а также публикует ежегодные  экологические доклады. Информация о получении банком экологического сертификата ISО серии 14001 доводилась до общественности через сеть Интернет и с помощью публикаций в прессе. Данный банк в первую очередь проявляет  заинтересованность в работе с теми фирмами, которые имеют указанный  сертификат. Например, если два предприятия  нуждаются в кредите и одно из них имеет сертификат ISО серии 14001, то безусловно предпочтение будет  отдано тому, которое имеет экосертификат. Вместе с тем, по мнению зарубежных банков, экологическое давление в  данной области экономики является еще не столь высоким, как в  области управления качеством продукции.

В условиях реструктуризации банковской системы России и возникновения  новых финансовых институтов за счет консолидации капитала важно, чтобы  экологическая составляющая нашла  свое отражение в деятельности банков. Развитие российской банковской системы  и усиление процесса межбанковской  конкуренции предполагает проведение независимых оценок для формирования рейтинга и имиджа банков. Задачу закрепиться  на рынке, найти свою «нишу» решают, практически, все коммерческие банки, включая те, чьи стартовые условия  отличались существенным преимуществом (были образованы на базе бывших госбанковских  структур). Наравне с ними активно  наращивают капитал банки «новой волны», по-новому строящие свои отношения  с клиентами, а также стратегию  поведения на рынке.

Традиционно такие  оценки основываются на анализе финансовой деятельности с учетом таких показателей, как размер собственных средств, ликвидные активы, доля заемных средств, объем выданных банком кредитов, вложения в ценные бумаги, выпущенные банком долговые обязательства и др.

Однако в последнее  время на процесс формирования рейтинга и особенно имиджа банка все большее  влияние оказывают не только финансовые, но и экологические факторы. Поэтому  представляется целесообразным для  объективной оценки рейтинга банка  с учетом его деятельности в области  охраны окружающей среды введение в  качестве оценочного показателя «доли  средств, направленных на экологические  цели», а при выдаче кредита нормативы  ликвидности рассчитывать с учетом экологических обязательств клиента  перед банком.

С учетом общественного  мнения о деятельности банков по охране окружающей среды, целесообразно применять  «интегрированный индекс надежности», который учитывал бы степень поддержки  банком экологических программ и  проводимых мероприятий. На имидж банка  также существенно влияют его  спонсорское участие в оздоровлении окружающей среды, проведение экологических  лотерей, средства от которых направляются на сохранение редких видов животных, финансовая поддержка общественных движений «зеленых» и др.

Анализ рыночных возможностей определяет направления  диверсификации банковского обслуживания и создание новых видов экологических  услуг банка. Речь идет о гибком использовании  широкого спектра номенклатуры банковского  продукта в области финансирования экологического бизнеса. На сегодняшний  день конкурентоспособность банков выдвигает новые требования к  квалификации специалистов, которые  должны уметь практически применять  экологический менеджмент и экологический  маркетинг. Если совершенствование  банковского менеджмента имеет  целью увеличение объема оказываемых  услуг клиенту, то ориентация на оказание качественно новых услуг по поддержке  экологических проектов может привести к росту объема банковских услуг.

Решение данной задачи связано с созданием в  банках специальных служб по экологическому маркетингу, которые способствуют выявлению  и отбору предприятий и фирм, представляющих для банка интерес на экологическом  рынке банковского обслуживания. Могут разрабатываться конкретные инвестиционные проекты экологической  направленности, способные заинтересовать эти фирмы, например лизинговые и  венчурные, в долевом участии  банка. В этих условиях необходимы дополнительные исследования по разработке методологии  оценки деятельности банков, в том  числе по оздоровлению окружающей среды, которые могут использовать опыт банков Германии, Швейцарии, Австрии  и других стран. При этом приоритетное значение должно отдаваться оценке возможностей использования процедуры экоаудита  для формирования банковской системы  России в условиях ее интеграции в  мировую экономику и систему  международной экологической безопасности.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА

Реализация принципов  устойчивого развития во многом связана  с изменениями в организации  и технологии промышленного производства, а охрана среды и рациональное использование природных ресурсов уже рассматриваются среди высших приоритетов производственной деятельности. Ведущую роль в решении и предотвращении экологических проблем должны сыграть  рыночные механизмы, торговля и капиталовложения.

В промышленно  развитых странах основные результаты природоохранной деятельности (в  первую очередь на производственном уровне) все больше определяются развитием  таких негосударственных предпринимательских  видов природоохранной деятельности, как экологический аудит и  экологический менеджмент.

Термин «аудит»  заимствован из финансового лексикона, но между финансовым и экологическим  аудитом существует принципиальная разница, заключающаяся, прежде всего, в различии предметов аудирования. Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта (союзы, ассоциации, концерны, финансово-промышленные группы, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения, административно-территориальные  образования Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую  деятельность), сколько его фактическая  экологическая деятельность во всех аспектах.

В Российской Федерации  разработаны проекты нормативно-методических документов по организации экологического аудита. Согласно этим документам экологическое  аудирование делится на обязательное и инициативное. Инициативный экологический  аудит проводится по решению руководителей  других принимающих решения лиц  аудируемого экономического субъекта. Обязательный -- по решению правительственных  органов. Все программы экологического аудита условно можно разделить  по характеру целей и объему решаемых задач на несколько групп.

- Сокращенные  специальные программы экоаудита.  Основной целью программ является  общее информационное обеспечение  разработки и принятия отдельных,  сложных в экологическом отношении  решений. В задачи программ  входит характеристика и оценка  отдельных экологических проблем  (как правило, заранее оговоренных  заказчиком), условий и возможностей  их решения. В качестве примера  можно привести программы экоаудита  по привлечению специалистов  для решения сложных экологических  проблем и обеспечения информационных  условий для их эффективной  работы.

- Полные специальные  программы экоаудита. Цель таких  программ заключается в достаточном  информационном обеспечении разработки  и 

принятия отдельных  сложных решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться  программы по разработке исходных данных, информационного и методологического  обеспечения конкурсов технико-экономических  обоснований и проектов по наиболее сложным проблемам, требующим альтернативных решений.

- Сокращенные  комплексные программы экоаудита.  Основной целью программ является  постановка, характеристика, оценка  и ранжирование совокупности  экологических проблем отдельных  производств, территорий и регионов. В задачи экоаудита здесь также  входит анализ и оценка имеющихся  возможностей решения приоритетных  проблем, разработка общих рекомендаций  и предложений. К данному виду  могут относиться программы экоаудита  по разработке и обоснованию  вариантов экологической стратегии  и политики развития крупных  предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программ, проводимых  в целях развития территориального  или производственного экологического  образования и просвещения.

- Полные комплексные  программы экоаудита. Цель программ  заключается в достаточном информационном  обеспечении деятельности по  экологическому контролю и управлению, включая разработку соответствующих  адресных детализированных рекомендаций. В качестве примера можно привести  программы, в чьи задачи могла  бы входить разработка исходных  данных для формирования и  развития территориальных систем  мониторинга источников воздействия  на среду, отходов и т.д. Программы  экологического аудита можно  классифицировать и в зависимости от того, кто является их заказчиком -- сам аудируемый субъект или внешний заказчик, а также в зависимости от того, привлекается ли для аудита третья сторона, например аудиторская фирма, или экологический аудит проводится внутренними силами.

Экологическое аудирование в Российской Федерации  имеет исключительные возможности  в первую очередь для инициирования, повышения эффективности любых  других видов экологической деятельности, включая образование и просвещение. Эти возможности связаны с  получением, независимым анализом, оценкой дополнительной информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой  реализованной деятельности, а также  за счет разработки рекомендаций и  предложений на основе этой информации.[8]

На сегодняшний  день мотивация разработки и проведения экоаудита в России составляет одну из основных проблем. В целом при  мотивации можно выделить ряд  общих целей и задач:

1) обострение  вариантов производственной экологической  стратегии и политики;

2) необходимое  дополнительное информационное  обеспечение принятия предплановых  предпроектных планов и проектных  решений, связанных с существующим  воздействием на окружающую среду  и использованием природных ресурсов;

3) необходимое  информационное обеспечение развития, повышения эффективности или  инициирования любых видов экологической  деятельности;

4) составление  и обоснование систем приоритетов  в области мониторинга, контроля  и управления воздействием на  окружающую среду (факторы воздействия,  источники воздействия, отходы, локальные  критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности  и т.д.);

5) постановка  и ранжирование экологических  проблем адекватно их реальному  содержанию и возможностям решения  (например, описание, оценка и прогноз  фактического воздействия на  окружающую среду в сравнении  с воздействием, официально декларируемым  природользователями);

6) анализ работы, оценка и прогноз действующих  систем мониторинга источников  воздействия на окружающую среду;

7) анализ работы, оценка и прогноз действующей  системы производственного экологического  контроля;

8) анализ работы, оценка и прогноз действующих  регламентов, процедур, законодательных  и нормативных документов в  области экологического контроля  и управления.

3.1 Методы проведения  экологических аудиторских программ

Метод анкетирования -- один из основных методов качественного  обзора, анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, а также  метод полуколичественного и  количественного описания приоритетных экологических проблем, позволяющий  обосновывать и разрабатывать конкретные адресные рекомендации и предложения. Суть метода заключается в составлении:

- списка основных  направлений и аспектов экологической  деятельности, которые должны быть  реализованы предприятием в рамках  экологического контроля и управления;

- суммарных сводок  данных, необходимых для дальнейшего  анализа и оценки эффективности  деятельности, разработки соответствующих  рекомендаций и предложений;

- перечня рекомендаций  по развитию и повышению эффективности  рассматриваемого вида деятельности.

Метод интервьюирования используется на протяжении всей программы  экологического аудита и связан с  контактами аудиторов и представителей предприятия. Этот метод активно  применяется аудиторами при проведении обзорных туров по территории предприятия (интервью непосредственных участников тех или иных событий, работников различных производственных служб и т.д.). Так как многая интересующая аудиторов информация может быть не зафиксирована документально, то для уточнения исходных данных аудирования, и формирования собственных аудиторских оценок может быть также применен метод интервьюирования.

Метод с использованием материальных балансов и технологических  расчетов является наиболее ценным из имеющихся методов определения  масштаба загрязнения. Он позволяет  составить полную картину по контролю загрязнения и определить эффективность  и возможные последствия предлагаемых мер по охране среды. Этот метод позволяет  оценить не только общее фактическое  воздействие на ОС по производству в целом, но и дать необходимую  оценку отдельным источникам воздействия  на ОС, системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения и удаления отходов, а также системам экологического мониторинга.

Информация о работе Экологический аудит