Эффективность управления на транспортных предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблематики социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса подтверждается, например, тем фактом, что курс «Деловая этика» изучается в настоящее время практически во всех вузах страны. Результаты исследований, проведенные журналом «Эксперт», показывают, что менеджеры российских бизнес-организаций включают этику отношений с внешними и внутренними партнерами в число важнейших составляющих общей оценки делового имиджа организации.
Внимание, которое уделяется в последнее время социально-этическим аспектам деятельности отечественных бизнес-организаций, может быть объяснено рядом объективных факторов. Назовем наиболее значимые из них.

Содержание

Введение 4
1 Особенности и предпосылки развития социальной ответственности менеджмента 6
2 Определение и сущность социальной ответственности 10
3 Социальная ответственность менеджеров 14
4 Подходы к социальной ответственности и управление ею
18
5 Благотворительность как форма социальной ответственности 21
6 Социальная ответственность современного менеджмента на транспортном предприятии 30
Заключение 36
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

КР по ответственности.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Одновременно, благотворительность играет большую положительную роль в общественных взаимоотношениях. Феномен благотворительности касается таких основных жизненных, общественных ценностей, как "общественная справедливость", "добро" и "зло". Благотворительность, рассматриваемая как социальное целое, оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе или, как иногда говорят, на его нравственно-психологический климат. Она снимает, по крайней мере, частично, остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

     Подводя итог, можно сделать вывод, что  нынешний опыт благотворительных пожертвований  со стороны предпринимателей является преимущественно адресный. Они хотят  видеть наглядные результаты своего участия, и поэтому предпочитают оказывать поддержку непосредственно тем, кто в ней, по их мнению, реально нуждается. Чаще всего объектом благотворительности являются дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды. Распространенной практикой является предоставление просителям своих услуг, материальных ценностей, товаров на безвозмездной основе, скорее всего из-за того, что процесс официального оформления благотворительной помощи достаточно сложный, и  сложно отчитываться перед налоговыми службами в том, что помощь была реально оказана. В этой связи многие предприниматели предпочли бы безвозмездно или с большой скидкой предоставлять общественным организациям свои услуги и материальные ценности.

     Ограниченное  участие в благотворительных  акциях объясняется общей неустойчивой экономической ситуацией, требующей резервных средств, собственными ограниченными возможностями, неблагоприятной системой налогообложения. Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

     Тем не менее, очень важно, что представители  коммерческих структур, безусловно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса. Сама деятельность общественных организаций должна выглядеть для жертвователей прозрачной.

     То  есть, несмотря на все недостатки российской действительности, препятствующие развитию благотворительности, она является неотъемлемым аспектом поведения предпринимателей. И  отличительной чертой благотворительной деятельности отечественных предпринимателей является то, что они руководствуются, как правило, мотивами милосердия, стремятся удовлетворить свои кратковременные интересы и выбирают для этого в партнеры не общественные организации, а государственные структуры. Конечно,  современным предпринимателям еще далеко до знаменитых меценатов прошлого, и руководствуются они порой совсем иными целями, но и то, что они делают, имеет огромное значение для общества, и я считаю, что государство должно всячески стимулировать подобного рода деятельность.

     Кроме того, рано или поздно и перед  предпринимателями встанет вопрос "вечной жизни", что также должно позитивно сказаться на перспективах развития российской благотворительности. Также дети современных российских предпринимателей получают образование в лучших учебных заведениях мира, а культура, как известно, одно из престижных условий, заставляющих предпринимателей заниматься этой гуманной, подлинно человечной деятельностью.

 

      6 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА на транспортном предприятии 

     Более полутора десятилетий преобразований в России ознаменовались сравнительно быстрым изменением отношений собственности  на базе формирования принципиально нового хозяйственного уклада – частного сектора в экономике. В 90-е годы прошлого столетия приоритет – и на государственном уровне, и на уровне подавляющего большинства предприятий – отдавался выполнению неотложных обязательств, главным образом в сфере межправительственных отношений и в производственном секторе. Увы, о сколько-нибудь заметных шагах в области социальной политики обществу пришлось забыть на долгие годы. В России в середине указанного периода задолженность по выплате пенсий и пособий достигла в среднем четырех месяцев, а по зарплате в бюджетной сфере – до полугода.

     В последние несколько лет ситуация заметно улучшилась: государство  все более активно учитывает  социальный фактор преобразований, и  такой подход не вызывает сомнений. Достаточно конкретные и понятные горизонты в этом направлении обозначены в недавнем послании Президента страны Федеральному собранию [1]. В бизнес-сообществе вполне осязаема идея безусловного повышения социальной составляющей новой экономики. Более того, на самых различных уровнях пропагандируется тезис о необходимости приоритета социальной сферы и на долгосрочную перспективу.

     Как представляется автору, социальная политика, ее главное содержание должны разрабатываться  на двух уровнях. К первому уровню относится государственное регулирование социальными процессами в обществе, внедрение механизмов эффективной социальной защиты для наиболее уязвимых в этом плане слоев населения. Здесь задаются правила действий не только для исполнительных органов, но и для бизнес-структур, и подобная нормативно-правовая основа едина для всех.

     Иное  дело – решение вопросов социальной политики на уровне хозяйствующих субъектов. Здесь в практической плоскости  преломляются нормативные документы, подзаконные акты и инструкции. К  сожалению, выполняются они не всегда. Причины этого заключаются чаще всего в объективных факторах, связанных с экономическими возможностями предприятий. Однако иногда социализации отношений на местах противодействуют сами собственники, рассматривая дополнительные вложения в человеческий капитал как чрезмерный риск или необоснованную нагрузку на основные виды хозяйственной деятельности.

     Недальновидность  такого подхода очевидна, и не только потому, что государство само давно  указывает на вектор повышения социальной ответственности в деятельности бизнес-сообщества.

     По  мнению автора, менеджмент как современная  система управления предприятием, действующим  в условиях рыночной экономики, безусловно, предполагает создание условий, необходимых  для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Скорее всего, можно вести речь о такой системе управления, которая порождается объективной необходимостью и закономерностями современных экономических отношений, связанными с ориентацией предприятия на спрос и потребности рынка, на обеспечение заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, на использование новейших научно-технических достижений и т.д. Именно поэтому особенность современного менеджмента состоит в его направленности на рациональное ведение хозяйства в условиях относительной дефицитности ресурсов (в первую очередь финансовых) и необходимости достижения высоких конечных результатов. При этом система управления должна быть гибкой, отвечающей в полной мере современному этапу развития общества и функционирующей в русле внутренней политики, опосредованной государством. Социальный менеджмент как важнейшая составляющая управленческой парадигмы любого хозяйствующего субъекта должен органично дополнять всю систему текущих и стратегических решений на уровне предприятий.

     Конечно, многое будет зависеть от возможностей той или иной компании, степени  адаптации к рыночной среде, поддержки  социальных инициатив со стороны  государственных и муниципальных  исполнительных органов. Однако ясно одно: эпоха абстрагирования, а попросту прямого ухода от решения насущных социальных проблем, канула в лету.

     Перед менеджментом крупных и средних  предприятий уже давно не стоит  вопрос о том, нужно ли участвовать  в реализации социальных программ. Важно, как считает автор, другое – четкое разделение между тем, что может и должно сделать для решения социальных задач государство, а что следует оставить за хозяйствующими субъектами.

     Пятнадцать  лет назад – на заре экономических  преобразований – перед крупными предприятиями, ранее входившими в сферу оборонно-промышленного комплекса, объективно встал вопрос о путях перехода от всеобъемлющей патерналистской политики государства к социальной защите работников в условиях будущих рыночных отношений.

     Это был, безусловно, трудный период. Резкое снижение объемов государственного оборонного заказа (в целом по стране – на 60% только в 1992 году) привело к деградации многих производств и даже научных школ. В это же время была в значительной степени разрушена социальная инфраструктура, формировавшаяся десятилетиями в промышленном секторе. К концу 90-х годов еще более серьезное положение сложилось в оборонных отраслях в плане обеспечения квалифицированным кадровым потенциалом инженерно-технических специалистов и, в особенности, профессионально подготовленных рабочих. Большинство хозяйствующих субъектов фактически отказалось от подготовки квалифицированных кадров, и в настоящее время это тормозит выполнение важных народнохозяйственных программ.

     Вероятно, в те годы многие руководители предприятий  ОПК чрезмерно уповали на ускоренное возрождение гособоронзаказа или, во всяком случае, взяли своеобразный тайм-аут вместо поэтапного перехода хозяйствующих субъектов на рельсы либеральной экономики. Справедливости ради следует отметить, что среди «выжидающих» немало было и тех, кто по объективным причинам не мог перестроить производство ввиду международных обязательств и закрытия по политическим мотивам целого ряда научно-производственных программ в ОПК. Подобная ситуация была характерна для знаменитого Казанского авиационного объединения и ряда других предприятий города.

     Тем более весомый результат имеет практический убедительно подтверждает, что существует некий алгоритм трансформации крупных производственных структур в современное экономическое сообщество. Начаться такой переход должен с преобразования организационно-правовой формы, далее следует искать новые рынки для приложения интеллектуального и производственного потенциала. Также необходимы вдумчивое отношение к имеющимся объектам недвижимости, включая социальный сектор, и, наконец, серьезная работа с персоналом предприятия.

     Резкое  сокращение гособоронзаказа сразу поставило предприятие в жесткие условия рыночного механизма хозяйствования. Выручил процесс диверсификации продукции и выход на новые рынки. В настоящее время наметились два основных «локомотивных» направления товарной продукции: разработка и серийное производство газоперекачивающих агрегатов (ГПА), основным потребителем которых является ОАО «Газпром», и газотурбинных энергоустановок (ГТЭ). Последняя разработка – новое направление на внутреннем рынке, требующее комплексного маркетингового подхода для продвижения к потребителю. В соответствии с предварительными расчетами реализация этих и ряда других проектов обеспечит уже к 2010 году двукратное повышение объемов производства.

     Своевременная переориентация на рынок и закрепление  в его отдельных сегментах  позволила данному предприятию  не только сохранить и в последующем  поддерживать на относительно приемлемом уровне ранее сложившуюся социальную инфраструктуру, но и продолжить осуществление многих социальных программ по так называемому «социальному пакету». Среди них особо следует отметить финансовую помощь в улучшении жилищных условий, участие в предложении льготных жилищных кредитов, реализацию бесплатного питания для работников отдельных профессий, дотацию на лечение в заводском санатории-профилактории и многое другое. Только в 2007 году совокупный объем расходов на эти цели, включая затраты на содержание объектов соцкультбыта, составляет более 90 млн рублей.

     Основным  документом, регламентирующим деятельность менеджмента предприятия в социальном направлении, является коллективный договор, разрабатываемый в объединении [2]. Этот документ, в строгом соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, определяет минимальные пороговые значения важнейших социальных показателей предприятия, обязанности администрации и профсоюзной организации по его выполнению. Главное, что, по мнению автора, характерно для коллективного договора – это гарантии, базирующиеся на объективной экономической оценке возможностей компании и, следовательно, высокая степень ответственности топ-менеджеров за реализацию разработанных социальных программ.

     Особое  значение приобретает выполнение обязательств по оплате труда. На предприятии фактически начало реализовываться направление развития по формированию классовой социальной группы, которая должна стать основой для углубления преобразований на производстве, роста инновационной активности и технологической модернизации. С этой целью, в соответствии с коллективным договором, принимаются меры по доведению средней зарплаты работников объединения до уровня, обеспечивающего не менее 3,5 прожиточных минимумов трудоспособного населения [2].

Информация о работе Эффективность управления на транспортных предприятиях