Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
Современный менеджмент всё чаще старается использовать в своей работе командные методы. Жесткая административная система, так хорошо себя зарекомендовавшая в управлении крупными индустриальными предприятиями, сегодня оказывается мало применима.
Введение. 3
1 Понятие «команды» 5
1.1 Определение команды 5
1.2 Классификация команд 6
2 Формирование эффективной команды 13
2.1 Динамика команды 13
2.2 Этапы создания эффективной команды 14
2.3 Структура и роли членов команды 15
2.4 Роль лидера в команде 20
3 Эффективность команд 27
Заключение. 32
Список использованной литературы. 33
В реальной команде может существовать несколько лидеров, каждый из которых занимает свою нишу. Более того, в рамках двух названных типов возможна дифференциация. Так, в рамках инструментального лидерства можно выделить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита и т.д., а в рамках экспрессивного лидерства можно выделить лидера эмоционального напряжения (обычно это социометрическая "звезда"), лидера душевного равновесия и т.д.
Руководитель действует на основе правовых полномочий и норм, присущих более широкой социальной общности, в которую входит команда. Но это не значит, что его деятельность лишена психологической нагрузки. Скорее, ее можно рассматривать в двух плоскостях:
В таблице 3 приводится и поясняется набор типов поведения, ориентированных как на выполнение задач, так и на личные взаимоотношения, и действия лидера по организации эффективной работы команды.
Таблица
3
Позитивные
типы поведения команды
Виды работ | Действия лидера |
Выдвижение предложений и инициатив | Предложение идей и способов действия, относящихся к выполняемой задаче |
Развитие и суммирование идей | Развитие идей, выдвинутых другими, стремление "пожертвовать" своими предложениями |
"Функции привратника" | "Открытие ворот" - стремление втянуть остальных в дискуссию; "закрытие ворот" - стремление к сдерживанию или прекращению общения других |
Диагностический анализ | Анализ недостатков или их причин в конкретной ситуации, организация "мозгового штурма" |
Поощрение групповой работы | Проявление дружеского расположения, поддержки и отзывчивости к другим вербальными и невербальными способами |
Поиск и передача информации | Поиск и предоставление нужной информации, открытость и честность |
Разрешение конфликтов | Готовность признать конфликт и разобраться в нем, принять меры по устранению возможной конфронтации интереса |
Оценивание "по заслугам" | Оценка достоинств предложений и их результативности, признание личных заслуг участников команды |
Высказывание мнений и обращение к чувствам | Высказывание соответствующих суждений о вкладе каждого, признание и понимание чувств людей |
Удовлетворение потребностей | Своевременное удовлетворение потребностей в удобствах, помещении, отдыхе, комфортных условиях труда команды |
Принятие решений | Участие в принятие решений по какому-либо предложению или способу действий |
Лидеру команды, выполняющему все вышеперечисленные функции, надо быть "семи пядей во лбу". В действительности некоторые из них увлечены поставленной целью и, естественно, концентрируют внимание на работе, другие склонны отдавать предпочтение человеческим отношениям. Лишь немногие лидеры умеют распределять свое внимание равномерно - и на решение задачи, и на создание хороших взаимоотношений. Однако ключевым моментом является обеспечение выполнения этих функций членами команды с минимальным непосредственным участием. Согласно классификации командных ролей М. Белбина, о которых было сказано выше, должен быть кто-то (обычно это лидер), выступающий в роли "председателя" и предоставляющий "коллективисту" право обеспечивать в команде типы поведения, ориентированные на личные взаимоотношения, а "формирователю", "исполнителю" и "доводчику" - обеспечивать типы поведения, ориентированные на задачу.
Однако даже при условии выполнения всех этих функций вероятность разрушения команды остается. Дело в том, что людям свойственно привносить личную мотивацию и скрытые намерения в дела группы, что может, если это не контролировать, саботировать работу команды. Эгоистические типы всегда создают проблемы. Часто трудно уловить разницу между типом поведения, ориентированного на поддержание командной работы, и эгоистическим типом поведения: исполнение одной и той же поведенческой функции, например регулирование общения или исполнение "функции привратника", может быть направлено как на поддержание гармонии в команде, так и на удовлетворение личных интересов.
Большинство типов поведения, приведенных в таблице 4, знакомы и довольно часто встречаются в практике работы. Насколько возможно определить положительные или отрицательные последствия этих взаимодействий, и каким образом можно правильно на них отреагировать? Если положительные замечания воспринимаются спокойно, то к критическим высказываниям чаще относятся как к проявлениям эгоизма одного из членов группы. При этом слабо выделена роль лидера по поддерживанию эффективной работы команды.
Таблица 4.
Эгоистические
типы поведения команды
Тип поведения | Действия членов команды | Роль лидера |
Атака и агрессия. | Агрессия или отрицание других, забота об укреплении собственных позиций. | Позиция "золотой середины", использование метода "разделяй и властвуй", рассмотрение другой темы. |
Блокирование или создание трудностей | Создавать препятствия или трудности на пути предложений или идей других, не выдвигая альтернативных предложений или разумных аргументов. | Метод "барьерного бега", поиск новых альтернатив, использование аргументов "ЗА". |
Отвлечение в сторону "уязвимых мест" | Способствовать уходу дискуссии от вопросов, в которых Ваша позиция уязвима или слаба. | Признание слабых позиций, возврат к целям и задачам, дипломатическое "лавирование". |
Навязывание одобрения и признания | Заставлять других жалеть себя, вынуждая тем самым их поддерживать или активно навязывать одобрительное мнение о ценности вклада в работу группы. | Признание ценности вклада, сопричастности, использование позитивной мотивации на основе "вознаграждения". |
Устранение ("наблюдатель") | Отказ от участия в общей работе одного из членов команды ("лентяй", "важная птица"). | Вывод из команды и поручение индивидуального задания. |
Набор очков ("я умнее других") | Стремление "переиграть по очкам" других для укрепления собственного статуса. | Изменение ролей в команде, передача ему роли "председателя" на время до оппозиции группы. |
Злоупотребление положением | Монополизация дискуссии в группе, использование групповых процессов для удовлетворения личных управленческих и властных амбиций. | Апелляция к общественному мнению, возврат к исходной теме дискуссии методом голосовании "большинства". |
Принижение ("подрыв позиций") | Заострение внимания на несущественных недостатках в предложениях или вкладе других с целью подрыва их позиций. | Активное использование метода Сократа с аргументацией "За" и "Против" по каждой альтернативе. |
Из приведенных выше позитивных и негативных типов поведения в команде видно, что возможны два противоположных подхода к оценке и анализу этих типов поведения. Приведенные методические рекомендации помогут разобраться в сочетаниях типов поведения и способствовать более эффективной работе команды.
Существует много программ создания работоспособных команд, однако сложно предложить универсальный метод их формирования. Поэтому при создании коллектива руководителю целесообразно выбрать наиболее приемлемые для его стиля руководства принципы формирования команды и в последующей работе не менять правила игры.
Эффективную
команду можно охарактеризовать
общепринятыми критериями эффективности
любой организационной
Эффективность команды основывается на четком осознании её членами взаимосвязи между целями, методами работы и успешным выполнением задачи.
Главной задачей менеджмента является создание условий, способствующих эффективности работы групп. Американский психолог Р. Лайкерт в 60-х годах XX в. установил, что менее эффективные менеджеры сконцентрированы на работе, в то время как наиболее эффективные сконцентрированы на сотрудниках. По его мнению, эффективная команда имеет следующие характеристики:
Внутрикомандная эффективность основана на эмоциональном интеллекте членов команды и положительных нормах, к которым он отнес искренность идей и чувств, открытость, экспериментирование, помощь другим быть искренними и открытыми относительно их идей и чувств, помощь другим в экспериментировании, индивидуальность, размышление, заинтересованность, внутреннее обязательство.
Ролевой состав команды как фактор эффективности, установленный М. Белбин, дает представление о том, что группа, в которой есть исполнители всех ролей, будет эффективно работать над исполнением любого задания. Также была установлена зависимость эффективности группы от профиля команды — от баланса ролей в ней. Состав группы должен соответствовать требованиям задания, для выполнения которого она создана. Однако следует помнить, что человек в команде — это нечто большее, чем просто представитель того или иного типа, выполняющий какую-то задачу.
В целях достижения устойчивой эффективности М. Белбин рекомендует обеспечивать взаимозаменяемость членов команды в части ролевого состава, что повышает эффективность достижения поставленной цели в условиях изменения и внешней, и внутренней среды команды.
Когда речь идет о стандартах оценки результатов деятельности команды, то необходимо основываться на требованиях, предъявляемых как внутренними контролерами результатов, так и клиентами, расположенными за пределами организации.
Внутригрупповая поддержка также обеспечивает лучшую результативность, поскольку эффективные коммуникации и доверительные отношения позволяют снизить издержки взаимодействия и обеспечивают решение поставленных команде задач.
Учет и удовлетворение потребностей членов команды повышают мотивацию, ориентирующую на максимальную результативность и снижение издержек на управление.
Р. Шварц разработал модель групповой эффективности. В соответствии с этой моделью на групповую эффективность влияют три фактора:
1) групповой процесс;
2) групповая структура;
3) организационная среда.
К групповым процессам относится не только решение проблем и принятие решений, но и управление конфликтами и коммуникации.
Под групповой структурой следует понимать ясные цели, мотивирующие задачи, ясно определенные роли, достаточное время, эффективную групповую культуру, групповые нормы.
Среди элементов организационной среды в первую очередь необходимо выделить: ясную миссию и принимаемое всеми видение; поддерживающую культуру; систему мотивации, вознаграждения за достижение цели; информацию и обратную связь; обучение и консультации; технологические и материальные ресурсы.
Работу с моделью Р. Шварц рассматривал в такой последовательности: сначала нужно определить структуру команды, потом установить как каждый ее элемент влияет на эффективность совместной работы, затем выявить элементы, работающие неэффективно, а в заключение внести изменения, необходимые для повышения эффективности.
Поскольку команды должны представлять собой открытые системы, необходимо, чтобы каждый элемент системы (каждый член команды) работал эффективно, а структура взаимодействия обеспечивала максимальную результативность системы.
Эффективность групповой работы обусловливается характером взаимодействия субъектов и объектов лидерства, взаимодействием в группе и содержанием установленных правил взаимодействия. Кратко охарактеризуем критерии эффективности работы группы.
Возраст группы свидетельствует о стадии развития группы, ее объективной способности эффективно работать.
Формирование
и поддержание групповых
Групповые нормы определяют качественные и количественные показатели групповой работы, а также удовлетворенность членов группы условиями деятельности и ее конечным результатом.
Согласие свидетельствует о единстве в понимании цели групповой деятельности, методов и способов ее достижения, а удовлетворенность предполагает осознание тесной связи деятельности с конкретной потребностью или интересом.
Степень сплоченности и взаимозависимости членов группы определяет их готовность и способность эффективно взаимодействовать при выполнении задания.
Позитивная взаимозависимость — восприятие членами команды межличностных коммуникаций, обеспечивающих успешность деятельности каждого. Взаимозависимость характеризуется тем, что каждый индивид уверен в том, что: