Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:20, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. Издержки производства представляют собой оплату приобретённых факторов производства. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе.
Рассмотрим издержки в долгосрочном периоде. Долгосрочным периодом называется период времени достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла успеть изменить количество всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия [8,с.93]. Это говорит о том, что в долгосрочном периоде все издержки производства выступают как переменные издержки.
В течение длительного периода происходят структурные изменения в экономике. При этом изменения могут происходить как в пределах отрасли, так и отдельно взятых фирм. Что касается фирм, то они в долговременном периоде могут изменить масштабы своих производственных мощностей или установить дополнительное оборудование на прежних производственных мощностях. За это время может изменить свои масштабы и отрасль. Долговременный период достаточен для того, чтобы в отрасли появились совершенно новые производства или исчезли некоторые старые.
В итоге можно сказать, что в долговременном периоде масштабы производства возрастают. Общие издержки производства будут возрастать. Что же касается средних общих издержек производства, происходит следующее: сначала, по мере расширения производственных мощностей, средние общие издержки будут снижаться, однако ввод в действие все новых и новых мощностей приведет к их росту. Короче говоря, если вести речь о соотношении масштабов производства и средних издержках единицы производимой продукции, следует сказать, что эти издержки сокращаются по мере роста производства, но подобная зависимость проявляется в определенных пределах, превышение которых вызывает рост средних общих издержек. Это говорит о необходимости осуществления мер по минимизации производства.
Рост масштабов производства сопровождается положительным и отрицательным эффектом. Он обычно характеризуется как эффект масштаба. Положительный эффект вызывается действием ряда факторов, важнейшими из которых являются: специализация труда, специализация управленческого персонала, эффективное использование капитала и возможность производства побочных продуктов.
Рост масштабов производства сопровождается дополнительным наймом работников. Значит, производственные задания могут быть все более специализированы. Каждый рабочий вместо прежних трех-четырех заданий выполняет теперь одно - единственное и именно то, для которого в наибольшей степени подходит его квалификация. Труд работника как бы «очищается» от побочных, неквалифицированных операций, сопровождающихся высокими издержками производства. Сосредоточившись на выполнении одного задания, работник трудится более производительно. К тому же более углубленная специализация ведет к сокращению потерь рабочего времени. Это приводит к повышению эффективности производства и снижению его издержек.
Только крупные фирмы могут позволить себе приобретение лучшего, дорогостоящего оборудования. Многие машины и технологии зачастую можно купить только в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Поэтому рост размеров производства, как правило, сопровождается повышением эффективности использования капитала.
Наконец, крупномасштабное производство располагает гораздо более широкими возможностями для изготовления побочной продукции, чем мелкая фирма. Легче здесь, оказывается, организовать безотходное производство. То, что на мелких фирмах просто выбрасывается, на крупных перерабатывается и приносит доход.
Таким образом, повышение уровня специализации труда работников и управленческого персонала, эффективное использование капитала и возможность утилизации отходов вносят значительный вклад в снижение издержек производства.
Со временем появляется отрицательный эффект масштаба производства. Главная причина его появления предопределена управленческими трудностями. Они связаны с механизмом контроля за деятельностью фирмы и ее персонала в условиях укрупняющегося производства. Дело в том, что на относительно небольшом предприятии администратор или руководитель предприятия может лично проконтролировать весь технологический процесс, вовремя принять и реализовать нужное решение. Если контроль осуществляется небольшим числом управленцев, администратор в состоянии быстро и легко «переварить» их информацию и выработать четкое и эффективное решение. Но положение меняется по мере роста масштабов фирмы. Главный руководитель оказывается отделенным от непосредственного производства не одним - двумя, а целыми звеньями управленческого персонала и для него оказывается невозможным собрать, переработать, принять четкое решение и привести его в действие. Ответственность за исполнение в этих условиях приходится делегировать множеству соисполнителей, что неизбежно порождает бюрократическую волокиту, дублирование, а в отдельных случаях противостояние и взаимоисключение принимаемых решений. В результате страдает эффективность производства, ибо сказанное сопровождается ростом средних издержек производства. Конечно, объем производимой продукции с ростом масштаба фирмы будет возрастать, но это возрастание идет с большими издержками.
Проблема положительного и отрицательного эффекта масштаба производства - это не только теоретическая, но и большая практическая проблема и задача. Известно, что все фирмы стремятся увеличить масштаб производства, но далеко не каждая из них может воспользоваться положительным эффектом масштаба, в результате одни фирмы оказываются в состоянии процветающих, а другие - обрекаются на существование на грани разорения или банкротства по причине высоких издержек производства.
Отличие краткосрочного периода от долговременного заключается в том ,что в рамках долговременного периода могут измениться как объем оборудования и производственной инфраструктуры, так и его структура. Фирма может установить новые производственные мощности, соорудить новые цехи, расширить транспортные артерии и т.д. Возможен и обратный вариант – уменьшение производственных мощностей. В отрасль могут войти новые фирмы, что изменит конкурентную ситуацию. Поскольку в долговременном периоде изменяются производственные мощности и адекватно этому – численность работников, то можно сделать вывод, что все издержки в условиях долговременного периода выступают в качестве переменных. Что касается краткосрочного периода, то в нём издержки фирмы состоят в увеличении штаба работников, до тех пор пока не произойдет насыщенность фирмы рабочими[12,с.139].
1.4 Доход и прибыль фирмы
Д о х о д
↓ ↓ ↓
Рис.3
Доход - это результат хозяйственной деятельности фирмы за определенный промежуток времени, обычно за год. Различают общий, средний и предельный доход фирмы. Под общим, или валовым, доходом понимается денежная выручка фирмы от производства и продажи произведенной продукции. Его рассчитать достаточно легко: количество единиц произведенной продукции достаточно умножить на цену реализации единицы изделия. Средний доход - есть величина выручки в расчете на единицу продукции. В обычной жизненной практике средний доход равен цене единицы изделия. Предельный доход - это то приращение валового дохода, которое получается от производства и реализации каждой дополнительной единицы продукции.
С показателем дохода фирмы тесно связано понятие прибыли фирмы. Общее представление о прибыли и характеристика нормальной прибыли у нас имеются. Известны также два подхода к определению издержек, значит, и прибыль должна рассматриваться в двух аспектах - бухгалтерском и экономическом. Бухгалтерская прибыль есть разность между общей выручкой и внешними издержками. Разность между общей выручкой и экономическими издержками образует экономическую, или чистую, прибыль. Экономическая прибыль стимулирует процесс предпринимательства в данной сфере деятельности, ибо она всегда есть некий излишек дохода над нормальной прибылью.
Для фирмы важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается понятием «масса прибыли», которая всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. В связи с этим важен и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.
Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве. Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.
Основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала и снижение текущих затрат на производство продукции. В конечном счете, условием и того и другого является широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемых в производстве.
Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Основные показатели, раскрывающие эту функцию, - масса и норма прибыли (рентабельность).
Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, скорость оборота капитала, уровни производственных издержек, производительности труда, цен и некоторые другие факторы.
Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль – основа предпринимательской деятельности фирмы.
Для современного рынка состояние чистой конкуренции весьма редкое. Тем не менее это не означает, что анализировать положение фирмы в условиях чистой конкуренции не следует. В современной экономике существуют не только отдельные фирмы, но и целые отрасли, действующие по принципу чистой конкуренции. К рынку чистой конкуренции с полным правом можно отнести сельскохозяйственное производство. Конечно, производство сельскохозяйственной продукции регулируется, в развитых странах ее объем регламентируется, и все же специфика отрасли такова, что все произведенное и поставляемое на рынок реализуется, причем реализация осуществляется на основе свободного соотношения спроса и предложения, что и является основным принципом рынка чистой конкуренции.
Изучать экономику фирмы в состоянии чистой конкуренции необходимо также потому, что именно она является исходной для понимания процесса формирования издержек производства, выяснения сущности понятий «доход», «прибыль» и т.д. Чистая конкуренция является отправным пунктом для определения цены и объема производства и, таким образом, представляет собою модель, имеющую как чисто теоретическое, так и практическое значение.
Конечно, в современных условиях конкурентная фирма не имеет самостоятельной политики, но она приспосабливается к рыночной цене, поставляя и реализуя значительное число материальных благ и услуг. Анализ условий ее деятельности позволяет решать вопросы максимизации прибыли или минимизации издержек производства, вести расчет среднего, валового и предельного дохода. Понятие среднего дохода применяется для характеристики величины дохода продавца от продажи единицы продукции. Для покупателя этот доход выступает в виде цены за единицу покупаемого изделия. В итоге цена и средний доход - это один и тот же показатель, но рассмотренный с разных точек зрения - со стороны покупателя и со стороны продавца.
Валовой
доход фирмы определяется путем умножения
цены (среднего дохода) на количество произведенной
продукции. Поэтому когда фирма планирует
объем производства, она одновременно
продумывает, как изменится ее доход. Каждое
увеличение производства сопровождается
(при условии продажи) возрастанием дохода.
Возникающий таким образом добавочный
доход, как результат продажи каждой дополнительной
единицы продукции, представляет собой
предельный доход
фирмы. Предельный доход в условиях чистой
конкуренции постоянен, ибо каждая дополнительная
единица продается по постоянной цене.
Прибыль
↓ ↓
Бухгалтерская Экономическая
Рис.4
Максимизация
прибыли в краткосрочном
Информация о работе Издержки на предприятии «Кондитерская фабрика»