История управления проектами в древнем мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:52, реферат

Описание работы

Мы живем в эпоху грандиозных перемен. Основными движущими силами общественных перемен во все времена становились проекты. Проверить это предположение, можно, проведя краткий обзор некоторых проектов древности. Это позволит определить, что делало такие проекты причинами перемен. Понимание истории проектов прошлого расширяет и углубляет наш опыт управления современными проектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ИСТОКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ 4
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА
2.1 Управление проектами у Древневосточных цивилизаций 6
2.2 Управление проектами в Древнем Египте 7
2.3 Управление проектами в Древней Греции и Древнем Риме 8
РАЗДЕЛ 3. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ ДРЕВНОСТИ
3.1 Ноев ковчег 10
3.2 Вавилонская башня 10
3.3 Великие пирамиды 12
3.4 Великая китайская стена 13
3.5 Парфенон 14
3.6 Колизей 16
ВЫВОДЫ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Большинство элементов конструкции включало внедрение современных технических достижений в той области, в которой выполнялся проект:

        «сделай в лодке под крышей окно в локоть»;

        судно должно было быть покрыто смолой изнутри и снаружи;

        по приблизительным подсчетам ковчег был 437-512 футов в длину и 75 футов в ширину;

        ковчег обладал внутренним объемом в 1515750 кубических футов, что является эквивалентом 569 товарных вагонов;

        была лишь одна дверь для входа в ковчег.

Историки полагают, что на постройку ковчега потребовалось около 120 человеко-лет. Судьба ковчега туманна, считается, что последним местом его пребывания является гора Арарат. Библия дает лишь примерное описание этого места. Некоторые полагают, что ковчег пристал около 300 километров южнее Арарата [1].

 

 
 
3.2 Вавилонская башня

 

Согласно Книге бытия, Вавилонская башня была вторым крупным инженерным предприятием человека после Ноева ковчега. Вавилонская башня стала первым инженерным фиаско. Строительство башни велось на земле Сеннаар. Строители осмелились построить сооружение, достигающее небес, символизируя человеческую самоуверенность и гордость. Историки полагают, что миф, на котором основывается строительство башни, мог возникнуть как попытка объяснить происхождение различных языков в мире.

Если рассматривать постройку как инженерный проект, стоит отметить, что он имел ряд характеристик:

1. Цель: явную и конкретную, хоть и недостижимую. Однако, проект провалился задолго до того, как столкнулся с эти принципиальным ограничением. («И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли» [3]).

2. Человеческие ресурсы в большом числе.

3. Материалы: глина и битум в изобилии имеются в Месопотамии («…наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести» [3]).

4. Время: нет никаких указаний на ограничения по времени.

5. Адекватные технологии: пирамидальной или конической структуре присуща устойчивость и хорошее распределение нагрузки сжатия. Очевидно, свойства каменной кладки были хорошо известны. Проект провалился до того, как вышел за пределы технологических ограничений [4].

«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город»[3].

То есть, проект имел возможность быть осуществленным, а провалился он потому, что не хватало двух вещей - обмена информацией и вытекающей из него организации. Люди не могли разговаривать друг с другом и, как следствие, согласовывать усилия. Когда отказала координация, работа встала. Читая между строк, мы обнаруживаем, что отсутствие обмена информацией привело к спорам, дурному настроению и взаимной ревности. Вскоре кланы начали расходиться, предпочтя обособленность спорам.

 
3.3 Великие пирамиды

 

Недалеко от Каира, в Египте, стоят Великие пирамиды. Более 4000 лет назад несколько поколений египтян создавали эти непревзойденные по великолепию монументы.

По версии древнегреческого историка Геродота, они строились рабами, однако есть и другие версии. Так, по утверждению археолога Гарвардского университета Марка Ленера и директора археологического музея в Каире Заи Хавасс, приблизительно 20-30 тыс. человек — многие из них обладали высокой квалификацией — одновременно работали над пирамидами. При этом, рабочие подразделялись на конкурирующие группы. Каждая команда рабочих отвечала за определенную часть системы пирамид; команда подразделялась на четыре или пять меньших групп. Пирамиды были общенациональным проектом и мотивацией для рабочих была их глубокая религиозность, они считали, что строительство гробницы для властелина гарантировало его и одновременно их воскрешение.

Была тщательно организована не только работа, но и система жизнеобеспечения, включая место для питания и проживания рабочих, а также обслуживающих их булочников, пивоваров, мясников т.д. Было предусмотрено кладбище для рабочих.

Можно описать строительство пирамид в терминах проекта:

        Цель (создать царские гробницы).

        План, включающий определенные руководящие принципы, материал и инструкции по строительству.

        Разделение работ над монументами на составляющие.

        Высоко мотивированная и организованная рабочая сила.

        Материально-техническое обеспечение людей, вовлеченных в строительство монументов.

        Огромные затраты.

        График производства строительных работ на срок около восьми лет.

Возведение пирамид по технологии, примитивной согласно современным представлениям, действительно предоставляет доказательства административных и организационных возможностей Древнего Египта.

Так, великая пирамида Хеопса – единственное из 7 чудес света, дошедших до наших дней – на краю пустыни к западу от реки Нил. Пирамида была построена около 2560 г. до н. э. Фараоном, имя которого по-гречески звучало Хеопс. Высота пирамиды- 146,6 метра, что примерно соответствует 50-этажному небоскрёбу. Она включает 2,3 млн. каменных блоков, каждый весом в среднем 2,5 тонны. Добыча блоков в каменоломнях, их транспортировка на строительную площадку и установка на место, использование рабочей силы в количестве более 100 тыс. человек в течение двух десятилетий требовало мудрого планирования, организации и контроля и, несомненно, глубоко продуманных административных концепций и методов [5].

 

3.4 Великая китайская стена

 

Великая Китайская стена (буквально с китайского: «Длинная стена в 10 000 ли») по праву считается величайшим достижением мировой цивилизации. «Каменный пояс» Поднебесной империи до сих пор преподносит исследователям сюрпризы, и многие вопросы пока остаются без ответов.

Строительство первой стены началось в III веке до н. э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди (династия Цинь), в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от набегов кочевников. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, то есть около миллиона человек. Длина стены со всеми ответвлениями составляет 8 тысяч 851 километр и 800 метров. Длина же самой стены от края до края — две тысячи пятьсот километров [6].

Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.

Колоссальную стену строили миллионы людей. По проекту на расстоянии около семи метров друг против друга строились две основные несущие стены толщиной чуть меньше метра из песчаника твердых пород. Образовавшийся промежуток засыпали грунтом с глиной и тщательно утрамбовывали до состояния, близкого монолиту. Наверху оставался зубчатый поребрик, который служил укрытием для защитников стены. Ширина такова, что на стене свободно могут разъехаться шесть тяжеловооруженных всадников. Через равные промежутки длиной в 1 ли (около полукилометра) стена прерывается массивной сторожевой башней («костром»), которая защищала ворота сквозного прохода. При укладке каменных блоков стены употреблялась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести.

Император Цинь Ши-Хуанди во время строительства постоянно совещался с астрологами и консультировался с предсказателями.

В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) Стена была расширена на запад до Дуньхуана. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. Те участки Великой Стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной.

 

3.5 Парфенон

 

Парфенон — известный памятник античной архитектуры, древне-греческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. План Парфенона основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырёхугольника [7].

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии. Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалось грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты — большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей. Перекрытия были деревянными [7].

Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.

Парфенон является одним из символов не только античной культуры, но и красоты вообще.

 

3.6 Колизей

 

Колизей - это символ Рима и его вековой истории. Он является самым большим и красивым стадионом античного мира, построен в I веке н. эр. и имеет форму амфитеатра. Колизей был заложен императором Веспазиано в 72 году, этим жестом он желал ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов. Закончил же постройку (через восемь лет) его сын - император Тито.

Настоящее имя Колизея – Амфитеатр Флавиев. Позже его стали называть Колоссеум из за стоящей рядом с ним колоссальной 35-метровой статуи Нерона. Она напоминала греческую статую Колосса.

Амфитеатр построили на месте искусственного озера, находившегося в садах возле золотого дома Нерона. При раскопках было установлено, что Колизей стоит на очень мощном, толщиной в 13 метров фундаменте, материал которого напоминает армированный бетон. Этим и объясняется долговечность конструкции.

Грандиозное сооружение Колизея было построено за очень короткий срок трудившимися день и ночь рабами - пленными евреями. Работами над строительством Колизея руководил знаменитый архитектор того времени Квинтий Атерий.

Колизей представляет собой сооружение в форме эллипса размером 188 на 155 метров и высотой внешнего кольца приблизительно 50 метров от земли.

С внешней стороны Колизея были расположены три яруса аркад, украшенных дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, в проемах арок стояли статуи, а четвертый ярус был украшен коринфскими пилястрами. Эллипс из 80 арок образовывал наружное обрамление, а на нем, четыре арки обозначали входы. Для облицовки были использованы материалы из белого мрамора и травертина.

Внутри, Колизей разделяли стены в виде радиусов на 80 секторов, с отдельными входами, каждый из которых был пронумерован римскими цифрами.

Согласно подсчетам, в Колизее одновременно могло разместиться до 80.000 зрителей. Колизей внутри был разбит на три уровня. На первом ярусе, вокруг арены, располагались императорская ложа, мраморные кресла для сенаторов и представителей Двора, с подписанными на них именами. Во втором ярусе располагались места для граждан Рима, рыцарей, гражданских и военных трибунов. Для женщин предоставлялись деревянные скамьи. Супружеские пары имели собственные места. Специальные места отводились для молодежи и их наставников. На третьем ярусе располагался прочий люд.

Информация о работе История управления проектами в древнем мире