Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 23:03, реферат
Если процесс перехода российской экономики к рыночным формам считать необратимым, то перспективы развития рекрутмента в России можно оценивать весьма оптимистично. На Западе рекрутмент давно и успешно развивается. Несмотря на некоторое отставание от развития рыночных отношений западных стран, изменения в инфраструктуре бизнеса в России осуществляется в основном по западным моделям.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие, виды рекрутмента……………………………………………..5
История рекрутмента……………………………………………………5
Понятие и виды рекрутмента…………………………………………...8
2. Рекрутмент в России……………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..25
Список использованных источников……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, виды рекрутмента……………………………………………..
2. Рекрутмент в России……………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………..…………….28
Введение
Если процесс перехода российской экономики к рыночным формам считать необратимым, то перспективы развития рекрутмента в России можно оценивать весьма оптимистично. На Западе рекрутмент давно и успешно развивается. Несмотря на некоторое отставание от развития рыночных отношений западных стран, изменения в инфраструктуре бизнеса в России осуществляется в основном по западным моделям.
Рекрутмент – относительно новое направление бизнеса, поэтому в настоящее время не существует единого подхода к определению основных понятий, используется много англоязычной терминологии, нет системности в отражении этого явления. Следовательно, в России в современных условиях рекрутмент как самостоятельная научная дисциплина находится в самом начале своего развития. Практически отсутствуют научные проработки понятий «рекрутмент» и «рекрутинг», нет анализа социально-трудовых отношений, возникающих в процессе предоставления данного вида услуг. В основном изучаются и анализируются рекрутинговые технологии, оценочные инструменты. Не уделяется должного внимания развитию рекрутмента как научной дисциплины. Как вид коммерческой деятельности со своей спецификой становления и развития рынка рекрутинговых услуг в России рекрутмент также исследован недостаточно.
Актуальность исследования подбора персонала как части стратегии управления человеческими ресурсами в организации представляет несомненный интерес, прежде всего по той причине, что их значимость серьезно возросла в последние годы и продолжает неуклонно расти. Это связано с тем, что ранее конкурентное преимущество одной компании перед другой рассматривалось, прежде всего, с технической точки зрения, понималось как обладание эксклюзивным оборудованием и/или технологиями производства. Так, например, наличие сайта компании в Интернете еще недавно могло быть конкурентным преимуществом, однако сегодня это не так. На первый план выходят не технические возможности, которые с развитием технологий становятся доступными практически каждой компании, а именно сотрудники предприятия, человеческие ресурсы, обладающие высоким уровнем знаний и профессионализма. Любая новая технология и самое совершенное оборудование может быть воспроизведено конкурентами в кратчайший срок, и только люди, непосредственно работающие на этом оборудовании, постоянно создающие новые технологии для компании, являются бесценным ресурсом, способным обеспечить длительное конкурентное преимущество.
Целью работы будет исследование проблемы рекрутинга в России. Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
- рассмотрим теоретические основы рекрутинга
- рассмотрим историю развития и перспективы этого направления,.
Проблемы рекрутмента изучались и развивались в трудах таких известных зарубежных и российских теоретиков и практиков как Г. Робертсон, Г. Тинлайнен, Д. Купер, И. Робертсон, М. Армстронг, Т.В.Баскина, В.Р. Веснин, И.Б.Дуракова, В.А.Дятлов, А.Я.Кибанов, В.С.Половинко, В.В.Травин., также заслуживают внимания труды таких российских ученых, как С.С. Арзамасцев, П.В. Беленко, В.А. Базжина, А.Ю. Гердюш, С.И. Иванова, С.А. Карташов, И.А. Кокорев, Е.С. Кривов, Р.О. Никифоров.
Таким образом, разработка теоретических аспектов рекрутмента, анализ его практической составляющей, учитывающих требования и условиях развития современной экономики, особенности и тенденции социально-экономического развития страны, является весьма актуальной и недостаточно проработанной проблемой, о чем свидетельствует возрастающий интерес со стороны практиков к данному кругу вопросов.
Повышенный интерес к человеческому ресурсу возник в глубокой древности, задолго до появления используемого ныне термина «рекрутинг» (от франц. «recruter» - вербовать, пополнять, нанимать). Изначально это была вербовка на военную службу. Короли, в обязанность которых входило формирование армии, осуществляли набор новых рекрутов с помощью испытанных воинов-вассалов. Интересно, что уже тогда использовались методы, благополучно дошедшие до наших дней.[13, c.69]
Вот несколько исторических фактов.
Юлий Цезарь еще в 55 году до нашей эры подписал указ о выплате 300 римских монет каждому солдату, который приведет в римскую армию еще одного солдата. Чистой воды рекрутинг по рекомендациям сотрудников.
В Древнем Египте при отборе дружинников из представителей местных племен использовалась хорошо организованная система отбора и обучения новобранцев. Специальные люди назначались ответственными за каждый этап, представляя собой прообраз структуры современного отдела по подбору и обучению персонала.
Маленькое эллинское государство (Древняя Греция), вынуждено было пополнять ряды своей вечно воюющей армии за счет соседних стран, причем рекрутеры уже тогда умели определять целевые группы потенциальных кандидатов, например, мужское население изолированных и бедных поселений, мотивируя будущих воинов достаточно высоким вознаграждением.
Первые тестирования проводились в Древнем Китае при поступлении на государственную службу. Процедура была такой сложной, что в результате побеждали не только самые умные и талантливые, но и самые нравственные сыны отечества [7, c.252]
В средние века, после эпидемии чумы, унесшей миллионы жизней, возник острый спрос на рабочую силу. Нанять хорошего работника стало не просто, и вознаграждение за качественную работу резко возросло. Наемники также стали представлять значительную часть любого войска. Рекрутинговая служба приобретала все большую популярность.
По мере развития промышленности и автоматизации производственных процессов возрастала потребность в большом количестве квалифицированных специалистов. Это способствовало появлению в середине XIX века специализированных частных фирм, занимающихся наймом персонала за вознаграждение, положившему начало кадровой индустрии.
Окончательное оформление рекрутинга в самостоятельную отрасль произошло после Второй мировой войны, в период экономического подъема. Этот этап характеризуется появлением нового вида рекрутинга- хэдхантинга: некоторые серьезные компании ( «Ernst & Young», «Deloitte & Touch» и др) начали переманивать для своих клиентов лучших специалистов, работающих в конкурирующих фирмах. Началась так называемая «охота за головами» (Headhunting).[2, c.23]
Первым агентством, специализирующемся на Executive search (поиске и подборе топ-менеджеров), было агентство Boyden, начавшее свою деятельность в Нью-Йорке в 1946 году. Двумя годами позже была основана крупнейшая рекрутинговая компания Manpower, имеющая сегодня более 400 000 клиентов в 60-ти странах мира и входящая в топ-100 самых преуспевающих корпораций США. В мировую элиту кадровой индустрии также входят Heidrick & Struggles, Egon Zehnder, Korn/Ferry,Ward Howell, Amrop, Morgan Hunt, MRI. Признанным лидером является швейцарская корпорация Adecco (слияние «Adia» и «Acco»).
Первым российским рекрутером по праву называют Петра I, по инициативе которого в Россию из Европы было привлечено более 1000 высококлассных корабелов, специалистов инженерного дела, финансистов. Однако отдельной отраслью отечественный рекрутинг стал лишь в 90-е годы прошлого столетия, изначально удовлетворяя нужды иностранных представительств. По мере развития рыночных отношений и открытия все новых и новых частных фирм стало ясно, что не каждый отечественный работодатель способен подобрать нужных сотрудников собственными силами. Появился спрос на соответствующие услуги. А спрос, как известно, рождает предложение.[7, c.146]
Первая частная служба по найму появилась в Германии в XIXв. В начале XIXв. в Британии и Франции активно работали собственно рекрутинговые организации, которые занимались как трудоустройством, так и поиском профессионалов «под заказ». Первая американская служба по персоналу, известная как и «биржа занятости», появилась в 1848г. в Бостоне, штат Массачусетсе.
Однако крупные специализированные кадровые агентства впервые появились в США после великой депрессии и особенно после II-й мировой войны, когда пошел подъем промышленности и резко вырос спрос на профессиональных работников. Рекрутмент и особенно его «элита»-Head hunting берут свое начало в управленческом консультировании. Именно крупнейшие консалтинговые компании и компании большой шестерки, такие как «Deloitte & Touch», «Ernst & Young» в качестве расширения сервиса своих услуг и для обеспечения «правильности» выполнения их рекомендаций начали целенаправленно переманивать высококлассных специалистов в компании своих клиентов. Первой компанией, занимающейся Execuitive search (поиском и подбором топ-менеджеров) было американское агентство Boyden, открытое в New-York в 1946г. В 1948г. была основана одна из крупнейших рекрутинговых компаний Manpower. Сегодня эта компания имеет 3600 офисов в 59 странах мира, число ее клиентов превысило 400 тыс. Manpower входит в «Fortune`s List» -100 лучших корпорации США.
На протяжении последних 45 лет рекрутмент из деятельности, сопутствующей бизнесу и политике, наконец, превращаются в самостоятельный вид бизнеса, формируется рынок рекрутинговых услуг.
Рекрутмент в настоящее время является «системой комплектования» современного предприятия персоналом на достаточно жестких обоюдных требованиях. Очень часто в силу ряда причин экономического и этического характера фирмы часто не могут сами заниматься этой деятельностью. В связи с этим им приходится обращаться за помощью к специалистам на стороне, т.е. рекрутинговым агентствам.
В профессиональном сленге используются как синонимы понятия «рекрутинг» и «рекрутмент». Противоречия или некорректности, по нашему мнению, в использовании этих терминов нет.
Существует несколько подходов к определению рекрутинга. На наш взгляд, следует выделять рекрутмент в широком смысле слова и в узком. В первом случае мы говорим о рекрутинге как виде деятельности, во втором как о технологии подбора персонала, которая используется как агентствами, так и предприятиями. Рассмотрим существующие точки зрения на определение понятия «рекрутмент».
В широком смысле, по мнению ряда авторов, рекрутинг (рекрутмент) - деятельность по созданию условий для заполнения вакансий у компании-заказчика (работодателя), по свои качественным характеристикам соответствующих требованиям заказчика. То есть это - комплекс организационных мероприятий, проводимых агентством в интересах организации, сделавшей заказ на замещение вакантной должности претендентами, основными параметрами этого заказа является формирование и предоставление заказчику для последующего отбора или приема на работу списка или отдельного кандидата, подобранного в соответствии с требованиями заказчика. Очевидно, что указанные авторы рассматривают рекрутинг преимущественно как вид предпринимательской деятельности. Данную точку зрения поддерживают и другие теоретики и практики в этой области «... с точки зрения «интернационально-рыночных» отношений рекрутинг включает в себя подбор наиболее пригодных кандидатов для их последующей селекции». К данной трактовке примыкает и следующая, определяющая рекрутмент как «профессиональную деятельность по поиску и подбору персонала».[12, c.21]
Как мы видим, эти определения не противоречат другу, когда рассматривается рекрутинг, как вид деятельности. Это в полной мере можно отнести и к внешнему, и к внутреннему рекрутингу. В то же время в современной практической деятельности понятие «рекрутинг» используют и как технологию поиска и подбора кандидатов, базирующуюся на пассивных методах поиска кандидатов. Его еще называют классическим рекрутингом. Поиск ведется на основе изучения рынка вакансий и путем рекламирования вакансии на рынке труда. Эта технология с небольшими различиями состоит из следующих этапов:
- получение заявки на подбор кандидатов;
-описание вакансии; определение основных направлений поиска и его технологий;
- широкий отбор, включающий анализ резюме и телефонное интервью;
- собеседование с рекрутером и подготовка к собеседованию с внутренним или внешним заказчиком;