История ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Любой человек, который поставил перед собой задачу изучить и усвоить искусство публичного выступления, обязан знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, а так же уметь применить эти знания на практике. История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Знакомство с нею и знание ее традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где оно было порождено общественными потребностями и необходимостью публичного обсуждения, решения вопросов, имевших общественную значимость. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель – они высоко ценили силу убеждения. «Теоретик греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана «ars bene dicendi» – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он». В русской риторической науке особенно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убедительности. Еще одна особенность ораторского искусства – множество наук, на которых оно базируется. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - это науки, помогающие развиваться и крепнуть риторике. «Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Из истории ораторского искусства……………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

ораторское искуство.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

     Либаний. Одна из самых характерных фигур поздней софистики. Преклонялся перед мастерством Демосфена. Как художник слова - прежде всего стилист, превозносящий искусство говорить в духе классического аттицизма. Был убежден в том, что только ораторское мастерство может облагородить человека и воспитать его вкус. «Мир Либания - это мир греческих идей и образов, населенный великими мыслителями, ораторами, писателями поэтами древней Эллады, мир эллинских богов и посвященных им прекрасных храмов, хранящих воплощенные в мраморе и драгоценном металле образы олимпийцев... Христианство оставалось для него мрачной силой, губительно действующей на все прекрасное, что было создано эллинской культурой».

     Ораторское искусство  на Руси. На Руси первое теоретическое сочинение риторического, или скорее филологического характера ("Об образах"), появилось еще в одиннадцатом столетии, оно было включено в "Изборник" Святослава 1073 г. В нем обрисовывают существенным образом небольшое количество форм риторики, но даны они не вполне под риторическим углом зрения. Красноречие как искусство расцветает в Киеве с 9 по 13 века.

     Только  лишь в 17 веке с появлением анонимной "Риторики" 1620 года, красноречие  появляется как наука. В следующем  веке были написаны труды Михаила  Ломоносова, которые стали подспорьем для уже окрепшей риторики как  науки. Именно Ломоносов разделил значений терминов "красноречие" и "риторика" и сформулировал определения крайне похожие на современные.

     Ораторское искусство  в России. «К середине XIX века общеевропейский кризис риторики захлестнул и Россию, где о ней отрицательно высказался великий русский критик В.Г. Белинский, сам в совершенстве владевший всеми приемами красноречия. Те речевые средства, которые некогда исследовались теоретиками риторики, стали изучаться в рамках новых дисциплин, главным образом в связи с художественным творчеством. До XVII в. учебники риторики отсутствуют на Руси, что, однако, не означает неизвестности риторических понятий. Употребление слов витийство (через “ять”), риторики (риторика - только в XVII в.) и множества благословных синонимов (в разнообразных вариантах типа благоязычие, доброречие,  красноглаголание,  хитрословие, златоустие и др.) более всего говорило о существовании практических правил речи и речевой этики, ясно показывающих образ человека Древней Руси. Это - донаучный и до учебниковый период развития риторики, когда в отсутствие какой-либо терминологии имеется изобилие “ветийства” и “сладкоречия”. Существует практическая риторика (“благоречие”), основанная более всего на образцовых культурных текстах (Священное Писание, богослужебные тексты, сочинения проповедников - отцов церкви, сочинения с указанием правил речевого поведения - см. “Пчелу”, “Домострой” и др.)». Авторитет риторики продолжает падать, несмотря на расцвет судебного красноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речи известнейших юристов: Петра Александрова, Сергея Андреевского, Федора Плевако. Не могут остановить это падение ни такие великие люди своего времени: И.С. Сеченова, Д.И. Менделеева, В.. Ключевского, К.А. Тимирязева, С.П. Боткина, И.В. Склифосовского. Опускается еще ниже в России начала 20 века. Авторитетность риторики не может воскресить октябрьское время, когда ораторы завлекают под свои красные знамена многотысячные толпы людей.

     Но, уже в 1918 г. в Петрограде стараниями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского  открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого  института предлагают программы  курсов лекций по теории красноречия  и теории спора. Затем, до 30-х годов, плотное изучение искусства красноречия. Так начинался расцвет риторики. Далее издаются труды ученых: В. Вомперского «Риторики в Росссии 17 - 18 вв», В.Аннушкина «История русской риторик и решение проблем общественной практики» и «Риторика и синтаксический структуры», С. Гурвича «Основы общей риторики», Л.К. Граудиной и Г.И. Миськевич "Теория и практика русского красноречия".

     Вот так, медленно, но верно росло и  крепло понимание того, что успешный опыт использования риторических средств  может зависеть не только от таланта, но и от забытых теоретических  знаний.

 

     Заключение

     цицерон риторика ораторский

     В наш век компьютерных технологий человек разучился общаться с  себе подобными. Телефоны, компьютеры, факсы, ксероксы и прочая техника потакают этому. Сейчас можно запросто сидеть дома, заказывая еду на дом, общаясь в социальных сетях и не чувствовать себя одиноким. Как оказалось – люди не нуждаются в личном общении и, что самое интересное, считают, что это абсолютно нормально. Они забыли о том, что умеют писать от руки – почти никто уже не пишет письма – для них это, по меньшей мере, странно. А меж тем, эпистолярный жанр развивает мысль, способствует правильному и рациональному мышлению, что в свою очередь стимулирует правильную и грамотную речь. Об этом забыли…

     Люди  с «хорошо подвешенными языками» приветствуется, пожалуй, только в специализированных областях. Там, где по телефону дела не решаются, например, в юридической практике. Талантливых адвокатов очень мало, а ведь победа достигается не только правильно подготовленной защитой, но и с помощью убедительной речи.

     По-моему, сейчас риторика, равно как и ораторское искусство переживают сложнейший кризис. И, если, люди не опомнятся и не поймут, что живое общение интереснее и полезнее, в конце концов, то исчезнет не только риторика, но и простой разговорный язык. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. История русской  риторики. Хрестоматия. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. Раздел 1. М.: Издательский центр “Academia”, 1996.
  2. История русской риторики. Хрестоматия. Раздел 4. В.И. Аннушкин: Учебное пособие для вузов и гуманитарных школ. М.: Издательский центр “Academia”, 1996.
  3. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие.- 2-е изд. Мн.: Новое знание, 2001.
  4. http://www.xsp.ru/sh/pub/outpub.php?id=249 Эпоха эллинизма.
  5. http://www.megabook.ru Демосфен.
  6. http://www.megabook.ru Исократ.
 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе История ораторского искусства