История ораторского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:55, реферат

Описание работы

Любой человек, который поставил перед собой задачу изучить и усвоить искусство публичного выступления, обязан знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, а так же уметь применить эти знания на практике. История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Знакомство с нею и знание ее традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где оно было порождено общественными потребностями и необходимостью публичного обсуждения, решения вопросов, имевших общественную значимость. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель – они высоко ценили силу убеждения. «Теоретик греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана «ars bene dicendi» – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он». В русской риторической науке особенно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убедительности. Еще одна особенность ораторского искусства – множество наук, на которых оно базируется. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - это науки, помогающие развиваться и крепнуть риторике. «Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Из истории ораторского искусства……………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

ораторское искуство.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

                ПРИАМУРСКИЙ ИНСТИТУТ АГРОЭКОНОМИКИ И БИЗНЕСА 
 
 

   Реферат 

   по  дисциплине: «Культура речи». 
 
 
 
 

   Выполнила:

   Студентка: Скибинская  Арина  Алексеевна

   Группа: МБ-14с

   Факультет: Менеджмент

   Специальность: Управление  малым  бизнесом 
 

         

                                                       
 
 
 

                                                            Хабаровск 2011 
 

     Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………3

Из истории  ораторского искусства……………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………13

Список  литературы…………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Любой человек, который поставил перед  собой задачу изучить и усвоить  искусство публичного выступления, обязан знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, а так же уметь применить эти знания на практике. История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества. Знакомство с нею и знание ее традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности. Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Ораторское искусство знали еще в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае. Однако его непрерывная история начинается в античной Греции, где оно было порождено общественными потребностями и необходимостью публичного обсуждения, решения вопросов, имевших общественную значимость. Всем известны такие имена, как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель – они высоко ценили силу убеждения. «Теоретик греческого красноречия Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана «ars bene dicendi» – «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он». В русской риторической науке особенно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убедительности. Еще одна особенность ораторского искусства – множество наук, на которых оно базируется. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика - это науки, помогающие развиваться и крепнуть риторике. «Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников».

 

     Из  истории ораторского  искусства 

     В истории ораторского искусства  можно выделить, прежде всего, античный период. Риторика возникла в Греции в 5-4 веках до нашей эры, сложилась  в систему в 3-2 веках до нашей эры и распространилась в Риме в 1 веке до нашей эры. «Родителями» красноречия считают греков – это были классические софисты. Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было противоречивым. Вначале слово имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце 5 века до нашей эры софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.

     Древний Рим. Особенностью римского красноречия было обладание огромной практической силой – ведь все государственные дела в Риме решались дебатами в Сенате, в народном собрании и суде. Там мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому обладание, словом было необходимо для римлянина. «Все требования чистоты, правильности, ясности, краткости, уместности и сообразности, предъявлявшиеся к эллинской речи, были удачно перенесены на латинскую речь и впоследствии превратились в выразительный и точный инструмент мысли – латынь».

     Пика  своего развития римская риторика достигла в последний век Республики. Теория риторики Марка Туллия Цицерона изложенная в пяти сочинениях: «О нахождении», «Топика» – приложение одноименного сочинения Аристотеля к римской ораторской практике, «Оратор», «Брут» и «Об ораторе» - доказательство сего факта. «В них Цицерон рассуждает о построении и содержании речи, о выборе одного из стилей сообразно содержанию, о периоде и об источниках убеждения. Он исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать.

     Идеальный римский оратор – тот, кто одновременно:

     1) в своих речах и поучает  слушателей – это его долг;

     2) доставляет им наслаждение –  это залог его популярности;

     3) подчиняет себе их волю –  необходимое условие успеха». 

     Дошедшие  до нас труды оратора имеют  исключительную историческую и культурную ценность. Уже в средние века, а особенно в эпоху Возрождения, специалисты интересовались риторическими  и философскими сочинениями Цицерона, по этим трудам знакомились с греческими философскими школами. Гуманисты особенно ценили стиль Цицерона. Блестящий  стилист, умеющий выражать малейшие оттенки мысли, он явился создателем того изящного литературного языка, который считался образцом латинской  прозы.

     Древняя Греция. Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В Греции для социального строя характерна форма города-государства, поэтому там создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс, оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. «Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т.е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных - обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство».

     Особенно  распространенным жанром в древности  были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое  место, но был мало похож на современный. Прокуроров не существовало, а обвинителем мог выступить каждый. Подсудимый защищался сам. Выступая перед судьями, он пытался не убедить их в своей невиновности, его главной целью было разжалобить судей. Для этого он мог привести своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца; мог демонстрировать грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Перед колоссальной судейской коллегией (в Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных насчитывал 6000 человек) донести до каждого человека суть логических доводов было делом почти безысходным: реалистичнее было любым способом подействовать на чувства.

     Крупнейшим  учителем красноречия в V веке до н.э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его виртуозные речи приковали всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсеместно выступая перед слушателями. «На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок)».

     Лисий. Самым крупным афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, безусловно, Лисий. Характерные черты его стиля отчетливо подмечаются древними критиками. «Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации - последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи».

     Жанр  торжественной речи усовершенствовал и развил Исократ. «Изюминкой» его  стиля являются сложные периоды  с ясной и четкой конструкцией, легкоусвояемые слушателями; также  ритмическое членение речи. Такая  плавность достигалась тщательным избеганием стыка гласных в конце  слова и в начале другого. Каждая его фраза составляет художественное целое, смысловые части которого равномерно распределены и оформлены  лексически. Исократ считал, что  ораторская проза должна соперничать  с поэзией. К недостаткам его  стиля относят некоторую монотонность.

     По  мнению Исократа, которое он активно  прививал ученикам в своей школе, существуют несколько основных концепций  ораторского произведения:

     1) введение, целью которого было  привлечь внимание и благожелательность  слушателей;

     2) изложение предмета выступления,  сделанное с возможной убедительностью; 

     3) опровержение доводов противника  с аргументацией в пользу собственных; 

     4) заключение, подводящее итог всему  сказанному.

     Как мастер ораторского искусства, Исократ  в древности был весьма популярен – доказательством можно считать огромное количество выдержек и фрагментов из его речей на найденных папирусах. Но из-за своего слабого голоса и природной застенчивости он не выступал перед слушателями, тем не менее, смог стать мастером письменного красноречия, поэтому очевидной его заслугой можно считать улучшение стиля письменной речи. Однако, были и критики, которые считали манеру высказывания излишне напыщенной. Мнение Квинтилиана: ««Стиль Исократа полон многочисленных украшений и отличается большой гладкостью в различных жанрах ораторского искусства... Он тренирован скорее для арены, чем для поля боя...»».

     Демосфен. Другой известный афинянин – Демосфен. Он известен как мастер устной политической речи. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы – основные отличия его стиля речи. «Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты». С детства Демосфен обладал слабым голосом, природной нерешительностью да еще и картавил. Все это вместе взятое и привело к провалу его речей на первых выступлениях. Но, задавшись целью стать великим оратором и постичь искусство красноречия, он с упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, пытаясь «переговорить» прибрежные волны, читал речь во время бега, стремясь сохранить ровное дыхание) он сумел избавиться от недостатков своего произношения.

     Убеждение слушателя в своей правоте для Демосфена было победой. Начиная новую тему, он сразу раскрывал ее суть, излагая, не забывал делать выводы по сказанному, заострял внимание на особо важных мыслях. Часто его речь строилась на воображаемом диалоге с оппонентом. Огромное значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, различные вариации с голосом. Он с успехом соединял и использовал риторические стили, употреблял разнообразные вариации конструкций фраз и предложений. В результате всего этого, его выступления никогда не были монотонными. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

     Эпоха эллинизма. После утраты Грецией независимости ораторское искусство, казалось, должно было исчезнуть из человеческой жизни из-за невозможности применения его в политической жизни. Но этого не случилось. Выжитое из политики, оно прижилось в школах риторики. Когда стало невозможно дискутировать с живыми оппонентами – спорили с умершими. Можно было упражняться в красноречии на придуманную тему. Ну и, конечно же, всегда было можно подражать старым греческим ораторам в их хвалебных речах. Приблизительно в середине 2 века до нашей эры в риторике усилилась реакция против безудержного увлечения ритмикой и вычурной лексикой. Наметилось направление на холодный, сдержанный стиль, названный аттическим. На рубеже 2-1 веков до нашей эры на Родосе существовала риторская школа, старавшаяся ослабить пафос «азианизма». Именно это направление получило полное преобладание у римских ораторов в последние годы Республики и первые годы Империи.

Информация о работе История ораторского искусства