Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
В данной работе излагается история развития не только менеджмента, но и управленческой мысли, которая способствовала формированию специальной области знания — науки управления (менеджмента). При построении своей работы я использовала хронологический принцип формирования и развития управленческой мысли.
Анотация 3
Введение 4
Глава1. Эволюция управленческой мысли 7
1.1. Этапы развития менеджмента 7
1.2. Классификация подходов и школ менеджмента 13
Глава 2. Разнообразие моделей менеджмента 21
2.1. Характеристика американской модели менеджмента 21
2.2. Особенности японской модели менеджмента 27
2.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента 36
Глава 3. Развитие менеджмента в СССР и России 44
3.1. Развитие теории и практики управления в 20-30-е годы 44
3.2.Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоен-ный период 49
3.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы труда 52
Глава 4. Контент-анализ литературных источников по истории менедж-мента 60
Заключение 67
Библиографический список 71
В странах с рыночной экономикой отношения социального партнерства складывались естественным путем, на протяжении длительного периода времени. Россия же решает эти вопросы, как и многие другие, связанные с формированием рыночных отношений, административным путем, что не приносит пока желаемых результатов.
В России до сих пор не сформировалось понимание необходимости партнерства, согласия, ввиду недостаточного развития социально-трудовых отношений, низкого уровня общей культуры партнеров и отсутствия четко
выраженной стратегической цели.
Модель ≪социального рыночного хозяйства≫ Зрхарда превзошла все возлагаемые на нее ожидания.≪Немецкое чудо≫ было достигнуто благодаря правильному выбору социально-ориентированной модели развития общества.
Немецкая экономическая политика позволила непрерывно наращивать объем благ, предоставляемых всему населению. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
В 50—60-е гг. XX в. Швеция достигла значительных успехов. Объем промышленного производства увеличился почти на 35%. В 1960—1965 гг. ежегодный прирост ВНП на душу населения в среднем составил 5,3%, а производительность труда — 5—6%. Безработица стремительно падала и к началу 70-х годов составила всего 2%.
Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем (1898-1987). Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой экономики и социального партнерства.
Эта модель учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения. В течение почти 70 лет у власти в Швеции находились социал-демократы.
Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.
Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и
для нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса различных мер:
• обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;
• оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;
• создание условий для зарабатывания средств любыми способами, не противоречащими законам;
• защита фажданских и политических прав и свобод;
• защита от политического преследования и произвола администрации;
• создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.
Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели.
Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления.
Впоследствии Швеция пережила два достаточно глубоких кризиса: в 1977—1978 и в 1981—1982 гг. С похожими трудностями встретились практически все страны Западной Европы, но в Швеции спад промышленной продукции был выше, чем в других странах, и составил за период 1976—1982 гг. 5%. Одновременно сократился не менее чем на 40% объем промышленных капиталовложений. Причинами упадка экономики наряду с нефтяным кризисом 70-х гг. является ухудшение внешних условий сбыта экспортной продукции, насыщение внутреннего рынка, изменение международной валютной системы, политическая нестабильность в стране и др. Для выхода из сложившегося положения Стокгольмская школа, в которую входили известные шведские ученые и экономисты (Пол Самуэльсон, Гуннар Мюрдаль, Эрик Дамэн, Бертиль Улин, Эрик Лундберг, Ганнар Стрэнг и др.), рекомендовала использовать модифицированную кейнсианскую политику. Были проведены денежная и налоговая реформы. Правительство активно проводило политику на оптимальное распределение прибыли и направление ее в первую очередь на инвестиции. В итоге Швеции удалось добиться значительных успехов, экономическое положение страны стало достаточно устойчивым.
Большинство исследователей считают, что в США теория и практика управления достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.[15,28,33,38]
Глава 3. Развитие менеджмента в СССР и России.
3.1. Развитие теории и практики управления в 20—30-е годы.
Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране. В первые года Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
Среди ученых, усилия которых были направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления в условиях социализма, следует прежде всего назвать А.А. Богданова (1873—1928).
Свои основные идеи он изложил в докладе на тему ≪Организационная наука и хозяйственная планомерность≫, прочитанном на I Всероссийской конференции по НОТ, а также в монографии под названием ≪Всеобщая организационная наука (тектология)≫.
В отличие от К. Маркса, который сформулировал тезис ≪философы до сих пор объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его≫, Богданов считал, что созерцательная философия должна быть отброшена и заменена всеобщей организационной ≪строительной≫ наукой — тектологией. (Тектология — слово греческого происхождения, в переводе означает — строю.) Целью тектологии является превращение мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее.
По мнению Богданова, любая управленческая задача, требующая своего разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов. В этом и состоит содержание организационной деятельности.
Вообще всю управленческую деятельность Богданов сводил к соединению и разъединению наличных элементов. Так, например, процесс труда он сводил к соединению различных материалов, орудий труда и рабочей силы, результатом которого является организационное целое — продукт. Неизменные первичные элементы им были названы ≪конъюгациями≫, а соединительные элементы, с помощью которых осуществляется связь ≪конъюгации≫ друг с другом, — ≪ингрессии≫.
В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм, заимствованный из физико-химических наук. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил.
Всеобщая организационная наука включает в себя два основных механизма: механизм, формирующий систему, и механизм, регулирующий систему. Основными элементами формирующего механизма являются конъюгации и ингрессии, а суть регулирующего механизма сводится к подбору наилучшего сочетания элементов. Состояния равновесия сменяются состояниями нарушения равновесия (кризисами), которые изучаются организационной практикой.
Тектология, по мнению Богданова, носит универсальный характер и может быть одинаково успешно применена для изучении различных явлений как природы, так и общества.
Несмотря на недостатки ≪всеобщей организационной науки≫, Богданова можно по праву считать родоначальником новой науки — организации.
Вопросами совершенствования теории и практики организации труда занимался другой известный советский ученый А.К. Гастев (1882—1941). Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название ≪трудовые установки≫.
В свое время представители школы научного управления (Ф.Тейлор, Ф. Гилбрет и Г. Гантт) занимались изучением производственной операции и входящих в ее состав трудовых движений. Они стремились найти наилучший состав и последовательность выполнения трудовых движений с целью определения наименьших затрат времени на выполнение операции. Однако в условиях социалистического производства Гастев считал это недостаточным. По его мнению, труд рабочего должен носить творческий характер, а сам рабочий должен быть активным рационализатором производственного процесса.
Основной задачей концепции трудовых установок Гастев считал необходимость таким ≪образом перестроить производство, чтобы в самой его организационной технике постоянно слышался призыв к непрерывному совершенствованию, к непрерывному избирательству, к непрерывному улучшению как производства в целом, так и того ограниченного поля, на котором работает каждый отдельный производитель≫.
У рабочего, считал Гастев, должна быть выработана органическая потребность в постоянном совершенствовании своего труда, а также в постоянном улучшении оборудования, приспособлений и пр. А это невозможно без создания определенной методики, формулирующей постоянный подход к этому совершенствованию. ≪Создание методики, прививка определенной организационно-трудовой бациллы каждому рабочему, каждому участнику производства...≫ и есть, по Гастеву, трудовые установки.
Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС, в задачи которого входила научная разработка вопросов производительности труда и выработка способов наиболее продуктивного труда рабочих.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому (1866—1941), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге ≪Научная организация труда и система Тейлора≫, которая вышла в свет в 1922 г. и затем в течение четырех лет ежегодно переиздавалась. Новое переработанное и дополненное издание этой книги вышло в 1928 г. Под названием ≪Теория и практика рационализации≫, которое так же 5 лет переиздавалось вплоть до 1933 г. По этим работам Ерманского училось не одно поколение студентов и практических работников.
Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева (1881—1940), основными работами которого являются книги: ≪НОТ≫, ≪Принципы организации≫, ≪Борьба за время≫, ≪Организуй себя сам≫. Кроме теоретических разработок этой проблемы, Керженцев был организатором и руководителем Лиги ≪Время≫, редактором печатного органа Лиги —журнала ≪Время≫.
Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности. По его мнению, НОТ включает в себя три составные части:
1) человек и его деятельность;
2) материальные средства (выбор места для организации, предприятия, подбор необходимого оборудования, материалов и др.);
3) использование рациональных организационных методов.
В 1922 г., задолго до зарождения таких наук, как кибернетика (наука о связях и информации), теория систем и системотехника, Н.А. Амосов — инженер Таганрогского института НОТ — исследовал механизм взаимодействия управляющей и управляемой систем, соотносительность хозяйственных процессов и управляющих ими центров, а также формы связи между ними. Амосов, ведущий тему ≪Теория организационного плана≫, своевременно поставил вопрос о разработке принципов науки организации. В отличие от Богданова, Амосов исследовал не философскую, а техническую сторону этой проблемы.
В это же время в стране стали проводиться исследования в области психотехники и психофизиологии труда.
Этими вопросами занимались Лаборатория промышленной психотехники Наркомтруда, Казанский и Ленинградский институты труда, ЦИТ и другие учреждения.
Наряду с фундаментальными исследованиями в области НОТ в этот период времени публиковалось много статей в периодической печати.
Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы ≪Семнадцати≫ во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гостевым.