Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
В данной работе излагается история развития не только менеджмента, но и управленческой мысли, которая способствовала формированию специальной области знания — науки управления (менеджмента). При построении своей работы я использовала хронологический принцип формирования и развития управленческой мысли.
Анотация 3
Введение 4
Глава1. Эволюция управленческой мысли 7
1.1. Этапы развития менеджмента 7
1.2. Классификация подходов и школ менеджмента 13
Глава 2. Разнообразие моделей менеджмента 21
2.1. Характеристика американской модели менеджмента 21
2.2. Особенности японской модели менеджмента 27
2.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента 36
Глава 3. Развитие менеджмента в СССР и России 44
3.1. Развитие теории и практики управления в 20-30-е годы 44
3.2.Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоен-ный период 49
3.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы труда 52
Глава 4. Контент-анализ литературных источников по истории менедж-мента 60
Заключение 67
Библиографический список 71
Однако несмотря на принятые меры не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.
Вряд ли за оставшийся период времени до конца XX в. удастся осуществить в России кардинальные преобразования системы управления. Основные изменения, способные коренным образом переломить сложившуюся ситуацию, по-видимому произойдут в XXI в. Одним из ведущих механизмов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менеджмент.
Для предыдущего периода формирования рыночных отношений в нашей стране характерно то, что делались попытки перенести на наши условия системы управления, сложившиеся на Западе. Как показала практика, это не принесло экономике страны ожидаемых результатов.
Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента.
Современная концепция Менеджмента.
Основные положения:
Успех организации определяется не рациональной организацией производства, как считали представители школы научного управления и классической школы, а ее способностью адаптироваться к изменениям внешней среды.
Организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов (международное положение, политические и социокультурные факторы, состояние экономики в стране, законы, поставщики, потребители, конкуренты и др.).
Процесс управления организацией — это непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Применение к процессу управления организацией ситуационного подхода, позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленные цели.
Ориентация на человека и его возможности. Поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства, поведению человека, изучению организационной культуры, мотивации и т. п.
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:
1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
2. Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.
3. Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.
4. Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.
5. Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.
6. Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.
7. Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.
8. Совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций.
9. Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.
10. Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.
11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).
12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это но-
вая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:
• менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;
• менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;
• менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка.
Только в этом случае менеджер будет способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.[1,2,5,9,11,21]
Глава 4. Контент-анализ литературных источников по истории менеджмента.
Таблица 4.1 – Характеристика используемых литературных публикаций.
№ | Авторы, название публикаций | Год публи- кации | Объем, стр. | Краткое содержание публикации | Степень освещения материала темы курсовой работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Большаков А.С. Менеджмент/ Учебное пособие. СПб., Издательство «Питер». | 2000 | 160 | Настоящее учебное пособие разработано на базе курсов «Менеджмент», «Основы менеджмента», «Общая теория менеджмента». | Автор обобщает идеи, принципы, модели менеджмента, изложенные в научной и учебной литературе российских и зарубежных специалистов. |
2 | Виханский О.С., Наумов А. И. | 2003 | 528 | В учебнике освещается широкий круг вопросов менеджмента в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям. Представляет интерес для тех, кто работает в | Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации, в первую очередь человеческого потенциала, для успешного выживания в динамично меняющемся окружении. |
3 | Герчикова И.Н. Менеджмент : учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : «ЮНИТИ». | 2007 | 532 | Учебник состоит из трех частей: основы менеджмента, экономический механизм менеджмента и регулирование предпринимательской деятельности. Экономический механизм менеджмента рассматривается на трех уровнях: внутрифирменное управление, управление производством и управление персоналом. | Особое место отводится финансовому менеджменту: финансовой политике и анализу финансовой отчетности фирм, а также важнейшим экономическим методам: коммерческому и внутрифирменно-му расчетам, ценам и ценообразованию. |
4 | Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. —М.: «Академичес-кий Проект». | 2000 | 352 | В книге рассматривается история мировой науки управления с древнейших времен до наших дней. Автор освещает проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Маккиавелли, классическую школу управления и в связи с ней — взгляды Фредерика Тейлора, Макса Вебера, Анри Файоля, а также воззрения представителей школы «человеческих отношений», в том числе теории мотиваций и (или)руководство Элтона Мейо, Фредерика Херцберга, Дугласа МакГрегора и др. Книга адресована студентам экономических и социологических специальностей, преподавателям и аспирантам, а также всем, кто интересуется проблемами управления. | Проблемы мотивации поведения предпринимателей, стратегический менеджмент, управление качеством и другие концепции современного менеджмента. Еще недавно понятия «менеджмент» и «менеджер» звучали непривычно. Сегодня в стране возникли сотни курсов, семинаров, школ бизнеса и менеджмента. Некоторые опираются на солидный зарубежный опыт и привлекают иностранных консультантов. Но желающих приобщиться к основам современного менеджмента гораздо больше — спрос явно превышает предложение. |
5 | Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело». | 1997 | 704 | Это один из самых популярных учебников по менеджменту во всем мире. В нем подробно и максимально доступным языком изложены основы менеджмента как науки и рассказывается об основных принципах и концепциях менеджмента.
| Книга описывает как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды. |
6 | Монден Я. «Тоёта». Методы эффективного управления./ М.: «Экономика» | 1989 | 288 | Автор известен за рубежом как создатель системы управления, которая вывела Тоёту на одно из ведущих мест в мире по производству и продаже автомобилей. Анализируются система поставок, минимизирующая складские запасы, системы точно вовремя, канбан комплексный контроль качества и др. Для руководителей предприятий, плановых органов министерств и ведомств, специалистов в области планирования и управления.
| В книге описана система организации производства на этой фирме, материально-технического обеспечения каждого рабочего места, позволяющая гибко управлять технологическими процессами. |
7 | Пронников В., Ладанов И. «Управление персоналом в Японии»./ М.: «Наука». | 2003 | 320 | Книга знакомит читателей с особенностями управления персоналом в Японии. Материал книги подготовлен в форме научно-популярных очерков, сведенных в пять тематических глав. Анализируются методы интенсификации труда персонала, мероприятия по повышению качества продукции. В книге дается также представление о роли японских менеджеров в управлении персоналом, анализируется их подготовка и оценка. | В книге большое внимание уделяется вопросам мотивации японского персонала, занятого в промышленных фирмах. Рассматриваются социально-культурные аспекты мотивации, система мотивов и стимулов, проблема формирования корпоративного духа фирмы. |
8 | Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента./М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». | 2008 | 556 | Методологические основы менеджмента. Технология менеджмента. Организации и управление ими. Эффективность менеджмента организации. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов. Организация управленческого труда. | История развития и современное состояние менеджмента. Современный менеджер. Групповая динамика. |
9 | Семенова И.И История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА».
| 2000 | 222 | Этапы развития менеджмента, классификация подходов, характеристика основных школ и моделей менеджмента, теория и практика управления в СССР и России — основные темы учебного пособия "История менеджмента".Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, руководителей предприятий и организаций, а также для широкого круга читателей.
| Хотя управление уже и существует примерно семь тысячелетий, но в самостоятельную область знаний, науку менеджмент выделился только в XX в., с развитием капитализма. Как и любая наука, менеджмент интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Изучение истории менеджмента — непременное условие формирования современного менеджера-профессионала. |
При анализе основных информационных источников, использованных при создании данной курсовой работы, можно сделать вывод о достаточной разработанности выбранной темы. Но несмотря на это, предмет исследования подлежит творческому рассмотрению и индивидуальному подходу на практике. Это связано с тем, что история менеджмента была рассмотрена многими историками, экономистами и менеджерами и у каждого из них свой подход. Спорные положения мне помогла разрешить книга И.И Семенова «История менеджмента».[27]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента.
Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Изучение истории менеджмента свидетельствует о том, что заметный вклад в его развитие внесли отечественные ученые и практики. Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин выступал за укрепление централизованного государственного управления. Реформы Петра I по развитию промышленности и торговли способствовали совершенствованию
системы управления в России и ликвидации ее отсталости. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Ломоносов считал необходимым активное вмешательство государства в экономику.
В эпоху Екатерины II в целях совершенствования управления было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Основным недостатком прогрессивных преобразований было то, что они происходили на крепостнической основе.
Значительная реорганизация системы управления в России была осуществлена в эпоху Александра I. По его поручению М.М. Сперанским было разработано «Введение к Уложению государственных законов» (1809), в котором излагался план государственного реформирования.
Сперанский предложил разделить систему власти на три части: законодательную, находящуюся в ведении Государственной думы; исполнительную, находящуюся в ведении министерств, ответственных перед Думой; судебную, находящуюся в ведении Сената. Для объединения этих трех частей власти было предложено создать Государственный совет. Главой исполнительной власти являлся император. Однако большая часть предложений Сперанского не была реализована из-за сильного противодействия со стороны реакционных группировок. Главной заслугой Сперанского считается проведение огромной работы по систематизации и кодификации российского законодательства.
Отмена крепостного права в России в 1861 г. потребовала проведения соответствующих преобразований в системе государственного управления. В 1864 г. Была осуществлена земская реформа, основным содержанием которой было введение всесословного самоуправления (земства) в самодержавно-бюрократическую систему управления страной. Земства осуществляли свою деятельность на принципах самоуправления и самофинансирования. Вслед за земской в 1870 г. была проведена реформа системы городского самоуправления, согласно которой каждому городскому жителю предоставлялось избирательное право независимо от сословия. Участие в общественном управлении зависело от количества уплачиваемых налогов.
На совершенствование системы управления была направлена денежная реформа, проведенная в 1897 г. министром финансов СЮ. Витте. Она заключалась в понижении золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Этот способ девальвации позволил закрепить курс рубля, а затем и сделать его разменным на золото.
Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Он занимался совершенствованием местного самоуправления, ввел земства в западных губерниях.
Особую известность ему принесла земельная реформа, начатая в 1907 г. Столыпин выступал против уравнительного принципа распределения земли, содействовал добровольному переселению крестьян в районы Запад-
ной Сибири. Крестьяне получили право выкупать землю.
У помещиков за счет ссуд Крестьянского банка при крайне низком проценте платы за кредит. Столыпин выступал за децентрализацию управления Россией. Были разработаны проекты преобразования управления в уездах и губерниях и реорганизации полиции, программа строительства шоссейных и железных дорог, законопроект о страховании рабочих и др. С 1905 г. широкое распространение получило бесплатное начальное образование, которое должно было стать всеобщим с 1922 г.
Советский период развития теории и практики управления в нашей стране характеризуется значительными достижениями в области приспособления управления к требованиям административно-командной системы: к ее политике, идеологии, системе ценностей, к организационно-правовому и хозяйственному механизмам.
Весь потенциал советских ученых и практических работников был направлен на реализацию идей и целей административно-командной системы управления, которая по своему существу являлась бюрократической, механистической системой. Эта система доказала свою несостоятельность и потребовала радикальной перестройки, основанной на изменении форм собственности, предоставлении предприятиям всех прав на хозяйственную самостоятельность в распоряжении материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, результатами труда (распределение прибыли и доходов) и выхода на внешние рынки.