Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:00, курсовая работа
В данной работе излагается история развития не только менеджмента, но и управленческой мысли, которая способствовала формированию специальной области знания — науки управления (менеджмента). При построении своей работы я использовала хронологический принцип формирования и развития управленческой мысли.
Анотация 3
Введение 4
Глава1. Эволюция управленческой мысли 7
1.1. Этапы развития менеджмента 7
1.2. Классификация подходов и школ менеджмента 13
Глава 2. Разнообразие моделей менеджмента 21
2.1. Характеристика американской модели менеджмента 21
2.2. Особенности японской модели менеджмента 27
2.3. Особенности западноевропейской модели менеджмента 36
Глава 3. Развитие менеджмента в СССР и России 44
3.1. Развитие теории и практики управления в 20-30-е годы 44
3.2.Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоен-ный период 49
3.3. Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы труда 52
Глава 4. Контент-анализ литературных источников по истории менедж-мента 60
Заключение 67
Библиографический список 71
Разработкой принципов управления занимался и другой английский исследователь —Л. Урвик. Им был сформулирован один из основополагающих принципов управления, а именно принцип ≪соответствия людей организации≫.
Английский ученый О. Шелдон, работавший консультантом на промышленных предприятиях, стремился, как и Файоль, создать теорию ≪управления в целом≫.
Наиболее крупной его работой является ≪Философия управления≫ (1923). По мнению Шелдона, управление включает в себя: администрирование (выработку политики и координацию функций), собственно управление (осуществление политики и использование организации) и собственно организацию. Особое внимание он уделял управлению производством, работе с кадрами и эволюции управления. Разработанные Шелдоном принципы в целом соответствуют принципам Файоля. Однако функции он не считал универсальными и рассматривал их лишь применительно к производству.
Английские исследователи внесли существенный вклад в разработку метода ≪исследования операций≫, который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.
Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье (1850—1936), Шарль Фременвиль (1856—1936), братья Андре (1853—1931) и Эдуард (1859—1940) Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.
Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау (1867—1922). Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший ≪идеальный тип≫ административной организации, названный им термином ≪бюрократия≫. Веберовская концепция базировалась на европейских методах организации, в основном на прусском опыте. ≪Бюрократическая форма≫ организации основана на специализации функции, иерархии и карьере. В последующие годы веберовская концепция постоянно привлекает внимание представителей всех школ и направлений.
В Бельгии проблемы научного управления производством разрабатывал Эдмон Ландауэр (1883—1934). В 1925 г. он стоял во главе организации II Международного конгресса по научному управлению в Брюсселе.
Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Король Адамецкий (1866—1933). Он учился в России, закончил Петербургский университет, а затем работал на заводах Луганска и
Екатеринослава. С 1895 г. он увлекся вопросами научной организации производства, разрабатывал их самостоятельно и пришел к тем же выводам, что и Тейлор. Адамецкий является автором теории ≪гармонизация≫, основой которой он считал необходимость разработки норм времени для выполнения производственных операций. Труды Адамецкого были изданы в Варшаве только в 1970 г., а в СССР - в 1972 г.
Под влиянием бихевиоризма наблюдается тенденция психологизации управления на Западе. Заметное влияние на формирование этого направления оказала книга X. Либенстейна ≪За пределами экономического человека.
Новая основа микроэкономики≫. Рассматривая модель организации как системы, на ее ≪входе≫, помимо труда и капитала, он предлагал рассматривать ≪икс-фактор≫, под которым понимаются прилагаемые усилия работников.
Либенстейн отмечал, что денежное вознаграждение не является единственным фактором, предопределяющим все усилия. Усилия во многом определяются психологическими мотивами индивида, от которых зависит его поведение.
Западногерманские теоретики школы ≪человеческих отношений≫ выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии. Так, например, Й. Хойслер отмечал, что от каждого работника необходимо требовать выполнения порученной ему работы независимо от его физического и морального состояния.
Вслед за США, в Европе стали проводиться эксперименты ≪по обогащению труда≫, т.е. повышению его содержательности на рабочем месте. Так, например, в шведском концерне ≪Вольво≫ был упразднен конвейер, что по-_зволило на одном автомобильном заводе, входящем в его
состав, снизить текучесть кадров с 50 до 12% и повысить рентабельность на 35% К Практика отказа от конвейера вызвала на Западе бурную дискуссию. Отдельные специалисты не соглашались с мнением о вреде конвейера.
По их мнению, конвейер больше всего подходит для работников, так как освобождает их от ответственности и необходимости творчески мыслить.
В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада.широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к ≪участию в управлении≫.
Английский социолог М. Пулл рассматривает участие наемных работников в управлении как один из факторов, предопределяющих их поведение. В этом отношении заслуживает внимания система ≪соучастия≫, сформировавшаяся в ФРГ под немецким названием Mitbestimmung или английским codetermination. Эта система состоит из трех элементов: создание ≪производственных советов≫ на предприятиях, включение представителей наемных работников в наблюдательные советы и включение ≪рабочих директоров≫ в советы управляющих. Представительство рабочих в советах, комитетах и других органах имеет место и в других западноевропейских странах — во Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Австрии и др.
В 1973 г. шведские профсоюзы добились права представительства в советах директоров компаний.
В последнее время больше внимания стало уделяться коллективной работе. Четко очерчены управленческие группы, за каждой из которых закреплен круг решаемых вопросов. Так, немецкая≪модель Гарцбурга≫ предусматривает перенесение ответственности на нижние уровни, основная идея ≪модели Гарцбурга≫ состоит в передаче права принятия решений наиболее компетентным сотрудникам, что повышает качество принимаемых решений на всех уровнях управления. Каждый работник принимает управленческие решения в рамках своих обязанностей и компетенции. Принятие эффективных решений требует от работников постоянного повышения квалификации.
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции≪социального человека≫. Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. Создателями социологического подхода к управлению принято считать трех ученых: это немецкий профессор М. Вебер, французский ученый Э. Дюркгейм и итальянец французского происхождения B. Парето.
Вебер на основе глубокого анализа различных организаций (правительственных, церковных, военных и коммерческих) пришел к выводу, что основу всех социальных организаций составляют власть, иерархия и бю-
рократия (включая правила, дисциплину и обязанности).
Дюркгейм в своих работах подчеркивал, что в любой организации группы устанавливают свои нормы, традиции и ценности, и с их помощью контролируют поведение людей.
Парето рассматривал общество как социальную систему со многими подсистемами. По его мнению, социальные системы подвергаются внешнему и внутреннему воздействию социальных сил, и под их влиянием системы стремятся сохранить свое равновесие. Поэтому руководство ≪правящего класса≫ должно быть направлено на сохранение этого равновесия. Парето называют основоположником подхода к организации и управлению с позиции ≪социальных систем≫.
Стремление системы сохранить свое равновесие было использовано известным английским исследователем C. Биром в толковании процесса управления. В своей книге ≪Кибернетика и управление производством≫2 Бир отмечает, что отношения людей в обществе и в организации следует рассматривать как ≪равновесную≫ систему, которой больше присущ порядок, чем хаос. Однако, по его мнению, равновесие не является постоянным состоянием. Влияние внешней среды разрушает равновесие организации. Организация, в свою очередь, пытается восстановить нарушенное равновесие, совершенствуя действующую структуру управления, вводя новые подразделения, должности и др., которые опять-таки нарушают равновесие. Этот процесс постоянно повторяется.
Бир продемонстрировал узкокибернетический подход к пониманию процесса управления.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис, для выхода из которого потребовалось активное государственное вмешательство в экономическую жизнь стран. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом (1883—1946) была сформулирована концепция государственного регулирования экономики, основные положения которой были освещены в его книге ≪Общая теория занятости, процента и денег≫, вышедшей в 1936 г. Кейнс обосновал необхо-
димость государственного вмешательства в экономику, разработал основные принципы, формы и методы механизма регулирования. В дальнейшем формы и методы государственного вмешательства развивались и совершенствовались.
Наиболее яркое отражение теория государственного регулирования Кейнса получила в двух моделях управления. Это — модель ≪социального рыночного хозяйства≫ (ФРГ) и ≪шведская модель социализма≫.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897—1977).
Под его руководством была осуществлена полноценная экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой войны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню своего благосостояния и развития.
В основу разработанной Эрхардом концепции ≪социального рыночного хозяйства≫ была положена теория косвенного регулирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий. Эрхард отмечал, что ≪Европа ищет новые формы, и я уверен, что европейское решение будет разработано под знаком свободы... политическая свобода предполагает и экономическую≫.
Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Этому способствовало осуществление таких мер, как выбор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свободного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т. п. В 1948 г. Были проведены валютно-денежная и экономическая реформа управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.
Теория ≪социального рыночного хозяйства≫ базируется на принципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие производства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии
повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено принятием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Было проведено ряд мер, направленных на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.
Под руководством Эрхарда была проведена эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная система социальной защиты населения, которую Эрхард называл ≪политикой для миллионов≫. Осуществление этой политики проводилось под лозунгом ≪благосостояние для всех≫. Однако эта политика требовала разного подхода к сильным и слабым.
От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни.
По отношению к слабым необходимо было проявлять милосердие, защиту и поддержку, не унижая их и не оскорбляя их человеческое достоинство.
На обеспечение социальной защиты малоимущего населения были направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспеченные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь престарелым; пенсии увеличились в несколько раз; выплачивались пособия неимущим квартиросъемщикам и т.д.
Концепция ≪социального рыночного хозяйства≫ по Эрхарду включает в себя два основных положения:
1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция Эрхарада была направлена на создание сильного, ≪социального государства≫, которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения. Такая позиция противоположна взглядам американского исследователя Милтона Фридмэна, который ввел термин ≪монитаризм≫. Фридмэн выступал против государственного регулирования. Государство монитаристского типа не гарантирует населению оказание медицинской помощи, создание государственной системы социального страхования и образования. Рыночная экономика развивается стихийно, без какого-либо вмешательства со стороны государства.
Понятие ≪социального государства≫ было закреплено в конституции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция, Италия и др.), определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация: в ст. 7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство.
Однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения все более ухудшается.
2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также составляются на 5 лет и ежегодно корректируются.
Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, пришел в полный упадок, что потребовало реформирования всей системы управления.