Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является исследование существующей или проектируемой системы управления для последующей рационализации методом функционально-стоимостного анализа (ФСА).
ФСА включает следующие виды работы:
подготовительную;
информационную;
аналитическую;
творческую;
исследовательскую;
рекомендательную;
внедрение.

Содержание

Введение
1. Совершенствование системы управления объектом на основе ФСА
2. Классификация функций управления и построение функциональной модели методом FAST
3. Расчет показателей значимости функций и затрат на их реализацию
4. Построение совмещенной функционально-стоимостной модели системы управления
5. Разработка предложений по совершенствованию системы управления и оценка их эффективности
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КП по ИСУ.doc

— 388.00 Кб (Скачать)

      Пояснения к рисунку 2:

                        – вспомогательные функции

                        – основные функции                                                    

      Таким образом, мы можем увидеть, что исследуемый отдел науки и техники не имеет излишних функций, имеет восемь основных функций и семнадцать вспомогательных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Расчет показателей значимости функций и затрат на их реализацию

      В данном разделе мы определим показатель «значимость функций» для отдела науки и техники экспертным методом, расчеты оформим в таблицу 2.

      В качестве экспертов привлекались:

      1. Ребенок Галина Ивановна –  директор ДД(Ю)Т

      2. Марфина Татьяна Юрьевна –  зам. директора ДД(Ю)Т

      3. Байтингер Денис Яковлевич – зав. отделом науки и техники 

        Определим для каждой функции  показатель значимости по формуле: 

      r = ƩБi/ƩБобщ. 

      где  ƩБi – сумма баллов по i-той функции;

              ƩБобщ – общая сумма баллов по всем функциям.

      Также с помощью таблицы 1.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) определим абсолютную и относительную стоимость реализации каждой функции. 

 

Индекс  функции Наименование  функции Носитель функции Вид функции
F1

f1.1

f1.2

f1.3

руководство работой  отдела

планирование  деятельности

координирование деятельности

контроль за деятельностью

заведующий  отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

основная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

F2 внесение предложений  руководителю по подбору и расстановке  кадров заведующий  отделом основная
F3 участие в аттестации работников  ДД(Ю)Т заведующий  отделом основная
F4

f4.1

f4.2

f4.3

f4.4

f4.5

f4.6

f4.7

создание необходимых  условий обучающимся и педагогам

контроль комплектования отдела учащимися 

обеспечение выполнения учебного плана

принятие мер  по методическому обеспечению образовательного процесса

определение должностных  обязанностей педагогов отдела

ведение табеля учета рабочего времени

создание условий  для повышения профессионального  мастерства педагогов

проведение инструктажа  по технике безопасности педагогов

заведующий  отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

заведующий отделом

основная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

F5 участие в работе педсовета и совещаниях, проводимых администрацией  ДД(Ю)Т педагог доп. образования основная
F6

f6.1

f6.2

f6.3

f6.4

f6.5

осуществление образования обучающихся

обеспечение выбора методов, средств и форм обучения

разработка и  организация образовательных программ

создание дидактических  и методических материалов

составление плана  занятий, обеспечение его выполнения

ведение установленной  документации и отчетности

педагог доп. образования

педагог доп. образования

педагог доп. образования

педагог доп. образования

педагог доп. образования

педагог доп. образования

основная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

вспомогательная

F7

f7.1

           f7.2

обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся

проведение инструктажа  по технике безопасности

принятие мер  по оказанию первой помощи и извещение  руководителя ДД(Ю)Т при несчастном случае

педагог доп. образования

педагог доп. образования

педагог доп. образования

основная

вспомогательная

вспомогательная

F8 обеспечение сохранности  оборудования лаборант основная

Таблица 1 – Матрица  функций отдела науки и техники 
 
 
 

    Рис.2 – Функциональная модель отдела науки и техники 

Как?                                                                                                     Когда?                                                                                                                     Зачем?

  
 

 

 
 

 
 

 

 
 
 
 
 

 
 
 
 

Таблица 2 – Определение значимости функций отдела науки и техники экспертным путем 

Индекс  функции Наименование  функции Эксперты, баллы Ʃ баллов Коэффициент значимости функций (r)
1 2 3
F1 руководство работой  отдела 9 10 10 29 0,1543
f1.1 планирование  деятельности 7 5 4 16 0,36
f1.2 координирование деятельности 5 5 4 14 0,31
f1.3 контроль за деятельностью 5 6 4 15 0,33
F2 внесение предложений  руководителю по подбору и расстановке  кадров 3 2 4 9 0,0479
F3 участие в аттестации работников  ДД(Ю)Т 5 7 5 17 0,0904
F4 создание необходимых  условий обучающимся и педагогам 10 10 10 30 0,1596
f4.1 контроль комплектования отдела учащимися 4 6 5 15 0,14
f4.2 обеспечение выполнения учебного плана 6 6 6 18 0,16
f4.3 принятие мер  по методическому обеспечению образовательного процесса 5 5 5 15 0,14
f4.4 определение должностных  обязанностей педагогов отдела 4 4 3 11 0,1
f4.5 ведение табеля учета рабочего времени 4 5 3 13 0,12
f4.6 создание условий  для повышения профессионального  мастерства педагогов 6 7 5 18 0,16
f4.7 проведение  инструктажа по технике безопасности педагогов 5 7 8 20 0,18
F5 участие в работе педсовета и совещаниях, проводимых администрацией  ДД(Ю)Т 5 7 6 18 0,0957
F6 осуществление образования обучающихся 10 10 10 30 0,1596
f6.1 обеспечение выбора методов, средств и форм обучения 5 7 8 20 0,24
f6.2 разработка  и организация образовательных  программ 6 6 4 16 0,2
f6.3 создание дидактических  и методических материалов 4 6 5 15 0,18
f6.4 составление плана  занятий, обеспечение его выполнения 4 5 5 14 0,17
f6.5 ведение установленной  документации и отчетности 5 6 6 17 0,21
F7 обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся 8 10 9 27 0,1436
f7.1 проведение  инструктажа по технике безопасности 7 9 8 24 0,49
f7.2 принятие мер  по оказанию первой помощи и извещение руководителя  ДД(Ю)Т при несчастном случае 7 9 9 25 0,51
F8 обеспечение сохранности  инвентаря и оборудования 9 9 10 28 0,1489
Итого: 188 1

 

    4  Построение совмещенной функционально-стоимостной модели системы управления

       Для дальнейших исследований составим совмещенную функционально-стоимостную модель и оформим ее в таблице 2.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

       Для заполнения данной таблицы нужно рассчитать следующие показатели:

       1. Расчет показателя «относительная  важность функции» выполняется  по формуле: 

       

     где G – количество уровней ФМ. 

       2. Расчет показателя «степень исполнения  функции» определяется экспертным  методом. В расчете данного  показателя участвуют те же  эксперты, что участвовали в определении  значимости функции в таблице  2.

       3. Расчет показателя «качество исполнения функции» определяется по формуле: 

       

     где - относительная значимость j-й функции;

      - степень удовлетворения (исполнения) j-й функции в V-ом варианте;

     n – количество функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    5 Разработка предложений по совершенствованию системы управления и оценка их эффективности

       Для проведения дальнейшего исследования необходимо построить функционально-стоимостную  диаграмму (рисунок 3) и диаграмму  качества исполнения функций (рисунок 4).

       Они имеют целью выявление зон  диспропорции, т.е. зон избыточной затратности  реализации функции, а также определение зон функциональной недостаточности (низкого качества исполнения функций) для разработки управленческих решений по совершенствованию системы управления. 

Рисунок 3 – Функционально-стоимостная  диаграмма 

Относительная

важность

функции, R

 
 
 
 
 

                                                                                                                                Функции 

 
 
 
 
 
 
 

Относительные

затраты на

функцию, Sотн. 
 

       Из  данного рисунка можно сделать  вывод о зонах диспропорции:

       1) наиболее ярко выражена зона  диспропорции по функции заведующего  отделом «внесение предложений  руководителю по подбору и расстановке кадров»;

       2) менее ярко выражена зона диспропорции по функции педагогов «осуществление образования», но данная функция является важнейшей для данного отдела и отклонение незначительное, что бесспорно связано с большими затратами на технические средства, в первую очередь с тем, что оборудование дорогое и идеальным вариантом было бы сменить его на новое, так как сумма амортизации за годы использования оборудования велика. 

Рисунок 4 – Диаграмма  качества исполнения функции 

Относительная

важность

функции, R 

 

 
 
 

                                                                                                                                Функции

 
 
 
 
 
 
 
 

Качество

исполнения 

функции, Q 
 
 

       Зоны  диспропорции по рисунку 4 говорят о том, что и заведующий отделом, и педагоги принимают активное участие в общественной работе ДД(Ю)Т: заведующий вносит предложения руководителю по подбору и расстановке кадров и участвует в аттестации работников ДД(Ю)Т, а педагоги активно участвуют в работе педагогического совета и других совещаниях, проводимых администрацией ДД(Ю)Т. Нельзя сказать, что это плохо. Напротив, на мой взгляд это означает, что в коллективе Дворца сложился дружный и сплоченный коллектив, и в нем работают люди, которые имеют возможность и желание участвовать в работе своей организации.

       Зоны  диспропорции по функциям F6 и F7 говорят о том, что педагоги стараются вложить значительные силы в осуществление наиболее важной функции – образования, а также в охрану жизни и здоровья обучающихся.

       Также, глядя на рисунок, можно выделить зону диспропорции по функции F8. Но если по вышеперечисленным функциям диспропорция наблюдалась в сторону высокого качества исполнения функции, то в данном случае все обстоит иначе. По рисунку видно, что качество исполнения функции ниже, чем её важность.

       Тем не менее, хотя отклонение и незначительное, но функция обеспечения сохранности  оборудования очень важна для  нормального функционирования отдела.

       Исходя  из этого, принимается следующее решение: передать данную функцию заведующему отделом как вспомогательную к функции «создание необходимых условий для обучающихся и педагогов».

       Для базового варианта рассчитаем коэффициент  организованности системы, для расчета  которого необходим расчет следующих показателей: 

     1) коэффициент актуализации ( ): 

              ,              

         где FН – необходимые (позитивные) функции;

         FО – общее количество действительных функций 

        = 25/25=1; 

      2) коэффициент сосредоточения ( ): 

               ,              

           где Fосн – количество основных функций

         

         = 8/25=0,32  
 
 
 

      3) коэффициент совместимости ( ): 

               ,              

       где FC – функции согласования 

          =8/25=0,32 

            4) коэффициент гибкости: 

            ,            

       где Fn – количество потенциальных функций.

        

          КгF= 25/(25+25)=0,5. 

         Таким образом, коэффициент организованности  будет равен: 

         =1*0,32*0,32*0,5=0,05. 

       Следующим этапом исследуем выработанный на основе базового усовершенствованный вариант.

       Дадим характеристику функциям отдела науки  и техники. В соответствии с выработанным решением, матрица функций будет выглядеть следующим образом. 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

Информация о работе Исследование систем управления