Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы:
Исследование конкуренции в условиях рынка, с целью принятия оптимального управленческого решения
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Цель- провести анализ и исследовать вопросы, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений.
Задачами является:
- раскрыть сущность понятия «управленческие решения»;
- рассмотреть понятия управленческое решение;
- рассмотреть процесс влияния конкуренции и риска на деятельность организации;
- выявить источники конкуренции ожидаемых условий;
- определить специфику принятия решений в условиях конкуренции на рынке
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В
УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………4
1.1. Сущность и классификация управленческих решений…………………...4
1.2Технология принятия управленческих рещений……………………….......6
1.3 Исследование условий конкуренции на рынке………….. ...……...……….8
1.3.1Правила и критерии принятия решения в условиях конкуренции на рынке …………………………………………………………………………….10
1.3.2 Модель рынка совершенной конкуренции..................................................
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА………………………
2.2 ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ СПРОСА……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………
На пятом этапе предварительно выбирается лучшая альтернатива. На основе прогнозов, расчета риска выполняется тщательный анализ допустимых с позиций достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. При этом выясняется, что при решении сложных задач на основе количественных показателей трудно выработать однозначные рекомендации о выборе конкретной альтернативы.
Конечный результат работы на пятом этапе – вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, предложенных системными аналитиками лицу, принимающему решение поданной проблеме.
На шестом
этапе менеджерами оцениваются
альтернативы на основе информации, предоставленной
аналитиками, и дополнительной (субъективных
суждений, мнений акционеров и т.п.).
При этом используются результаты аналитических
расчетов различных вариантов, рисков,
а также личный опыт менеджеров и
их интуиция. Появляется суждение управляющего
о предпочтительности вариантов
достижения целей. Если менеджер сомневается
в выборе наилучшей альтернативы,
организуются оценка эффективности
решения и получения
На седьмом этапе окончательно принимается и оформляется решение.
Восьмым этапом является реализация управленческого решения.
Поиск таких решений является многошаговым, в ходе его постоянно сравниваются цели с возможностями их достижения, отыскиваются новые возможности, корректируются цели в сторону увеличения (усложнения), если выявлены дополнительные ресурсы, и в сторону снижения, если первоначально сформулированные цели оказались нереальными. Следовательно, решение таких проблем тесно связано с анализом условий и целей действия.
1.3 Исследование условий конкуренции на рынке
Исследование условий конкуренции, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка.
Рассмотрим подробнее каждый элемент этой цепочки.
а) определение существующих и потенциальных конкурентов;
Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:
- первый
связан с оценкой потребностей,
удовлетворяемых на рынке
- второй
ориентируется на группировку
конкурентов в соответствии с
применяемыми ими типами
Подход с
точки зрения потребительского спроса
имеет целью сгруппировать
Для выявления
наиболее важных конкурентов и их
роли на рынке сбыта компании используют
методы ассоциативного опроса потребителей,
выявляя с какими полезными качествами
и условиями потребления
б) маркетинговый анализ условий конкуренции в отрасли;
Анализ условий конкуренции на рынке предполагает оценку степени его подверженности процессам конкуренции на основе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции.
В принципе на силу конкурентной борьбы влияет множество факторов, но некоторые из них повторяются чаще других. К таким факторам можно отнести:
- численность
и сравнительную силу
Численность
конкурирующих фирм и их сравнительная
сила в наибольшей мере определяют
уровень конкуренции в отрасли.
Интенсивность конкуренции
- изменение объема спроса, его динамику;
Изменения объема спроса также влияют на условия конкуренции. Так, быстрое, но сравнительно непродолжительное по времени расширение спроса может ослабить конкуренцию, а его сокращение – усилить.
- степень дифференциации продукта, предлагаемого на рынке;
Чем выше степень дифференциации продукта, тем, при прочих равных условиях, ниже уровень конкуренции на рынке. При достаточно высокой степени дифференциации продукта покупатели сдержаны высокой стоимостью перехода от одного продукта к другому.
- барьеры для вступления на рынок;
Барьеры для вступления в рынок представляют собой факторы, препятствующие проникновению на рынок новых фирм. Барьеры при уходе с рынка представляют собой препятствия, которые возникают в случае прекращения деятельности на определенном рынке. Конкуренция становится интенсивнее, когда уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода, тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке. Ослабление сил конкуренции возникает, когда краткосрочные издержки выхода ниже в сравнении с дополнительными издержками для продолжения бизнеса.
- ситуация на смежных товарных рынках;
Существует прямая зависимость между общим уровнем конкуренции на данном рынке и на смежных товарных рынках.
- реализуемые стратегии конкурентов.
При наличии
различий в реализуемых стратегиях
уровень конкуренции
Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм.
1.3.1 Правила и критерии принятия решений в условиях конкуренции
Приведем
несколько общих критериев
Матрица, приведенная в таблице 1, содержит: Аj – альтернативы, т.е. варианты действий, один из которых необходимо выбрать; Si – возможные варианты состояний окружающей среды; aij – элемент матрицы, обозначающий значение стоимости капитала, принимаемое альтернативой j при coстоянии окружающей среды i.
Таблица 1. Матрица решенийАльтернатива S (состояние среды)
А S1 S2 … Si … Sm
А1 a11 a12 … a1i … a1m
… … … … … …
Аj aj1 aj2 … aji … ajm
Аn an1 an2 … ajn … anm
Для выбора
оптимальной стратегии в
Правило максимин (критерий Ваальда)
В соответствии
с этим правилом из
Принимающий
решение в этом случае
По критерию
Ваальда лица, принимающие решения,
выбирают стратегию,
Правило максимакс
В соответствии
с этим правилом выбирается
альтернатива с наивысшим
а* = {аjmaxjmaxiПij}
Используя
это правило, определяют
Большой
недостаток правил максимакса
и максимина – использование
только одного варианта
Правило минимакс (критерий Севиджа)
В отличие
от максимина минимакс
min max П = mini [maxj (maxi Xij – Xij)]
где mini, maxj –
поиск максимума перебором
Расчёт минимакса состоит их четырёх этапов:
Находится лучший результат каждой графы в отдельности, то есть максимум Xij (реакции рынка).
Определяется отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы, то есть maxiXij – Xij. Полученные результаты образуют матрицу отклонений (сожалений), так как её элементы – это недополученная прибыль от неудачно принятых решений, допущенных из-за ошибочной оценки возможности реакции рынка.
Для каждой сточки сожалений находим максимальное значение.
Выбираем решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.
Правило Гурвица
В соответствии
с этим правилом правила
а* = maxi [(1-α) minj Пji+ α maxjПji]
где α
– коэффициент оптимизма, α
=1…0 при α =1 альтернатива выбирается
по правилу максимакс, при α
=0 – по правилу максимин. Учитывая
боязнь риска, целесообразно
Правило
Гурвица применяют, учитывая
Таким
образом, при принятии
- спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;
- разработать список возможных альтернатив;
- оценить окупаемость всех альтернатив;
- определить вероятность каждого условия;
- оценить альтернативы по выбранному критерию решения.
Непосредственное
применение критериев при
Информация о работе Исследование конкуренции в условиях рынка