Исследование конкуренции в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы:
Исследование конкуренции в условиях рынка, с целью принятия оптимального управленческого решения

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.

Цель- провести анализ и исследовать вопросы, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений.


Задачами является:
- раскрыть сущность понятия «управленческие решения»;
- рассмотреть понятия управленческое решение;
- рассмотреть процесс влияния конкуренции и риска на деятельность организации;
- выявить источники конкуренции ожидаемых условий;
- определить специфику принятия решений в условиях конкуренции на рынке

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В

УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………………4

1.1. Сущность и классификация управленческих решений…………………...4

1.2Технология принятия управленческих рещений……………………….......6

1.3 Исследование условий конкуренции на рынке………….. ...……...……….8

1.3.1Правила и критерии принятия решения в условиях конкуренции на рынке …………………………………………………………………………….10

1.3.2 Модель рынка совершенной конкуренции..................................................

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ОБЪЕКТА………………………

2.2 ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ СПРОСА……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Diplomnaya_rabota.docx

— 34.01 Кб (Скачать)

На пятом  этапе предварительно выбирается лучшая альтернатива. На основе прогнозов, расчета  риска выполняется тщательный анализ допустимых с позиций достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям их реализации. При этом выясняется, что  при решении сложных задач  на основе количественных показателей  трудно выработать однозначные рекомендации о выборе конкретной альтернативы.

Конечный  результат работы на пятом этапе  – вынесение суждения о предпочтительности альтернатив, предложенных системными аналитиками лицу, принимающему решение поданной проблеме.

На шестом этапе менеджерами оцениваются  альтернативы на основе информации, предоставленной  аналитиками, и дополнительной (субъективных суждений, мнений акционеров и т.п.). При этом используются результаты аналитических  расчетов различных вариантов, рисков, а также личный опыт менеджеров и  их интуиция. Появляется суждение управляющего о предпочтительности вариантов  достижения целей. Если менеджер сомневается  в выборе наилучшей альтернативы, организуются оценка эффективности  решения и получения дополнительной информации на основе эксперимента.

На седьмом  этапе окончательно принимается  и оформляется решение.

Восьмым этапом является реализация управленческого решения.

Поиск таких  решений является многошаговым, в  ходе его постоянно сравниваются цели с возможностями их достижения, отыскиваются новые возможности, корректируются цели в сторону увеличения (усложнения), если выявлены дополнительные ресурсы, и в сторону снижения, если первоначально  сформулированные цели оказались нереальными. Следовательно, решение таких проблем  тесно связано с анализом условий  и целей действия.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Исследование условий конкуренции на рынке

 

Исследование  условий конкуренции, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка.

 

Рассмотрим  подробнее каждый элемент этой цепочки.

 

а) определение  существующих и потенциальных конкурентов;

 

Выявление действующих  и потенциальных конкурентов  производится обычно на основе одного из двух подходов:

 

- первый  связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными  конкурирующими фирмами;

 

- второй  ориентируется на группировку  конкурентов в соответствии с  применяемыми ими типами рыночных  стратегий.

 

Подход с  точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие  фирмы в соответствии с типом  потребностей, которые удовлетворяет  их продукция.

 

Для выявления  наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар  известного на рынке конкурента.

 

б) маркетинговый  анализ условий конкуренции в  отрасли;

 

Анализ условий  конкуренции на рынке предполагает оценку степени его подверженности процессам конкуренции на основе анализа основных факторов, обуславливающих  интенсивность конкуренции.

 

В принципе на силу конкурентной борьбы влияет множество  факторов, но некоторые из них повторяются  чаще других. К таким факторам можно  отнести:

 

- численность  и сравнительную силу конкурирующих  предприятий;

 

Численность конкурирующих фирм и их сравнительная  сила в наибольшей мере определяют уровень конкуренции в отрасли. Интенсивность конкуренции наибольшая, когда на рынке между собой  борется значительное количество фирм и, когда они сравнимы между собой сточки зрения размеров и возможностей. Поэтому основное внимание исследования необходимо сосредоточить на выявлении действующих на рынках конкурентов о хотя бы приблизительной оценке их силы.

 

- изменение  объема спроса, его динамику;

 

Изменения объема спроса также влияют на условия конкуренции. Так, быстрое, но сравнительно непродолжительное  по времени расширение спроса может  ослабить конкуренцию, а его сокращение – усилить.

 

- степень  дифференциации продукта, предлагаемого  на рынке;

 

Чем выше степень  дифференциации продукта, тем, при прочих равных условиях, ниже уровень конкуренции  на рынке. При достаточно высокой  степени дифференциации продукта покупатели сдержаны высокой стоимостью перехода от одного продукта к другому.

 

- барьеры  для вступления на рынок;

 

Барьеры для  вступления в рынок представляют собой факторы, препятствующие проникновению  на рынок новых фирм. Барьеры при  уходе с рынка представляют собой  препятствия, которые возникают  в случае прекращения деятельности на определенном рынке. Конкуренция  становится интенсивнее, когда уход из бизнеса становится дороже, чем  продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода, тем сильнее  фирмы расположены остаться на рынке. Ослабление сил конкуренции возникает, когда краткосрочные издержки выхода ниже в сравнении с дополнительными  издержками для продолжения бизнеса.

 

- ситуация  на смежных товарных рынках;

 

Существует  прямая зависимость между общим  уровнем конкуренции на данном рынке  и на смежных товарных рынках.

 

- реализуемые  стратегии конкурентов.

 

При наличии  различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.

 

Все перечисленные  факторы ставят конкурирующие фирмы  в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние  на конкурентные стратегии фирм.

 

 

 

 

1.3.1 Правила и критерии принятия решений в условиях конкуренции

 

Приведем  несколько общих критериев рационального  выбора вариантов решений из множества  возможных. Критерии основаны на анализе  матрицы возможных состояний  окружающей среды и альтернатив  решений.

 

 Матрица,  приведенная в таблице 1, содержит: Аj – альтернативы, т.е. варианты  действий, один из которых необходимо  выбрать; Si – возможные варианты  состояний окружающей среды; aij –  элемент матрицы, обозначающий  значение стоимости капитала, принимаемое  альтернативой j при coстоянии  окружающей среды i.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица  1. Матрица решенийАльтернатива S (состояние среды)

А S1 S2 … Si … Sm


А1 a11 a12 … a1i … a1m


… … … … … …


Аj aj1 aj2 … aji … ajm


Аn an1 an2 … ajn … anm


 

 

Для выбора оптимальной стратегии в ситуации конкурентности  используются различные правила и критерии.

 

Правило максимин (критерий Ваальда)

 

 В соответствии  с этим правилом из альтернатив  aj выбирают ту, которая при самом  неблагоприятном состоянии внешней  среды, имеет наибольшее значение  показателя. С этой целью в  каждой строчке матрицы фиксируют  альтернативы с минимальным значением  показателя и из отмеченных  минимальных выбирают максимальное. Альтернативе а* с максимальным  значением из всех минимальных  даётся приоритет.

 

 Принимающий  решение в этом случае минимально  готов к риску, предполагая  максимум негативного развития  состояния внешней среды и  учитывая наименее благоприятное  развитие для каждой альтернативы.

 

 По критерию  Ваальда лица, принимающие решения,  выбирают стратегию, гарантирующую  максимальное значение наихудшего  выигрыша (критерия максимина).

 

Правило максимакс

 

 В соответствии  с этим правилом выбирается  альтернатива с наивысшим достижимым  значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает  риска от неблагоприятного изменения  окружающей среды. Альтернатива  находится по формуле:

 

 а* = {аjmaxjmaxiПij}

 

 Используя  это правило, определяют максимальное  значение для каждой строки  и выбирают наибольшее из них.

 Большой  недостаток правил максимакса  и максимина – использование  только одного варианта развития  ситуации для каждой альтернативы  при принятии решения.

 

Правило минимакс (критерий Севиджа)

 

 В отличие  от максимина минимакс ориентирован  на минимизацию не столько  потерь, сколько сожалений по  поводу упущенной прибыли. Правило  допускает разумный риск ради  получения дополнительной прибыли.  Критерий Севиджа рассчитывается  по формуле:

 

min max П = mini [maxj (maxi Xij – Xij)]

 

где mini, maxj –  поиск максимума перебором соответствующих  столбцов и строк.

 

 Расчёт  минимакса состоит их четырёх  этапов:

 

Находится лучший результат каждой графы в отдельности, то есть максимум Xij (реакции рынка).

 

Определяется  отклонение от лучшего результата каждой отдельной графы, то есть maxiXij – Xij. Полученные результаты образуют матрицу отклонений (сожалений), так как её элементы – это недополученная прибыль  от неудачно принятых решений, допущенных из-за ошибочной оценки возможности  реакции рынка.

 

Для каждой сточки сожалений находим максимальное значение.

 

Выбираем  решение, при котором максимальное сожаление будет меньше других.

 

Правило Гурвица

 

 В соответствии  с этим правилом правила максимакс  и максимин сочетаются связыванием  максимума минимальных значений  альтернатив. Это правило называют  ещё правилом оптимизма – пессимизма. Оптимальную альтернативу можно  рассчитать по формуле:

 

 а* = maxi [(1-α) minj Пji+ α maxjПji]

 

 где α  – коэффициент оптимизма, α  =1…0 при α =1 альтернатива выбирается  по правилу максимакс, при α  =0 – по правилу максимин. Учитывая  боязнь риска, целесообразно задавать  α =0,3. Наибольшее значение целевой  величины и определяет необходимую альтернативу.

 

 Правило  Гурвица применяют, учитывая более  существенную информацию, чем при  использовании правил максимин  и максимакс.

 

 Таким  образом, при принятии управленческого  решения в общем случае необходимо:

- спрогнозировать будущие условия, например, уровни спроса;

 

- разработать список возможных альтернатив;

 

- оценить окупаемость всех альтернатив;

 

- определить вероятность каждого условия;

 

- оценить альтернативы по выбранному критерию решения.

 

 Непосредственное  применение критериев при принятии  управленческого решения в условиях  неопределённости рассмотрено в  практической части данной работы.


Информация о работе Исследование конкуренции в условиях рынка