Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение современных методов управления персоналом в ООО ТА «Какаду» и разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента в данной фирме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать сущность методов управления персоналом;
2) рассмотреть основные методы менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы методов управления персоналом 5
1.1 Понятие и классификация методов управления персоналом организации 5
1.2 Экономические методы управления персоналом и их роль в рыночной экономике 7
1.3 Административные методы управления персоналом 8
1.4 Социально-психологические методы управления персоналом 10
2 Анализ методов управления персоналом в турфирме «Какаду» 14
2.1 Общая характеристика ООО ТА «Какаду» 14
2.2 Анализ основных методов управления в туристической фирме 18
3 Предложения по совершенствованию методов управления 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Должностные обязанности менеджера по работе с клиентами отдела туризма:
На мой взгляд, организационная структура требует более формального разделения обязанностей, описания взаимодействий между сотрудниками и службами, в общем, требует наличия зафиксированных на бумаге правил и процедур.
Что же касается иных методов управления персоналом в данной организации, то можно сделать вывод, что экономическим методам управления в ООО «Какаду» отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:
- скидка персоналу 10% на туры от их компании;
- при уходе
в очередной отпуск
- выдача премий
работникам предприятия к
- расходы на
погребение умерших работников
предприятия по отчетным
- три оплачиваемых
рабочих дня для
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.
Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Факторами нематериального стимулирования работников ООО «Какаду» являются: предоставление отпуска вне очереди, дополнительные дни к отпуску, удобный график работы и т.д.
Для того чтобы в полной мере оценить отношение коллектива к методам управления организацией и удовлетворённость работой коллектива в целом, а также выявить проблемы и предложить пути их решения для улучшения деятельности фирмы, было проведено анкетирование (см. прил. С).
В результате проведённого исследования были получены следующие данные.
Таблица 3 – Результаты опроса
старший менеджер |
менеджер по продажам 1 |
менеджер по продажам 2 |
бухгалтер |
юрист | |
1. Как Вы относитесь
к деятельности в области |
a |
a |
c |
b |
b |
2. Удовлетворены ли Вы в целом деятельностью по управлению персоналом в Вашей организации? |
b |
a |
c |
b |
b |
3. Воздействие каких методов управления Вы ощущаете на себе в большей мере? |
b |
c |
b |
b |
a |
4. А воздействие каких методов управления Вам бы хотелось ощущать на себе в большей степени? |
с |
c |
c |
c |
c |
5. Укажите, какие условия труда Вас не удовлетворяют. |
g, i |
g |
b, g, h |
g, i |
g, i |
6. Считаете ли Вы необходимым наличие чёткой должностной инструкции? |
a |
c |
b |
a |
a |
7. Для Вас было бы важным поощрение за особые достижения в виде … |
c, g, h |
g, h, j |
c, j, k |
a, g, i |
c, g, j |
8. Какая атмосфера преобладает обычно в Вашем коллективе? |
7 |
8 |
4 |
7 |
6 |
9. Ваш пол |
b |
b |
b |
b |
b |
10. Возраст |
27 |
23 |
23 |
25 |
26 |
11. Образование |
e |
e |
e |
e |
e |
12. Стаж работы в данном коллективе |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13. Должность |
старший менеджер |
менеджер по продажам |
менеджер по продажам |
бухгалтер |
юрист |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в методах управления турфирмой «Какаду» существуют определённые недочёты. Это связано с тем, что к людям в большей степени применяются одни методы управления, а действенными и желаемыми для них выступают другие методы. Это говорит о том, что руководителем выбран не совсем правильный подход к каждому из сотрудников, не до конца учтён опыт японских коллег.
По данным опроса видно, что только 20% сотрудников фирмы (всего лишь 1 человек) полностью удовлетворены деятельностью по управлению персоналом в их организации. Попробуем найти причину сложившейся ситуации.
Большинство сотрудников (60%) ощущают на себе экономические методы управления персоналом. Однако, по данным исследования, все они единогласно хотели бы ощущать на себе в большей мере применение социально-психологических методов управления.
60% опрошенных не удовлетворяет количество социальных благ (мат. помощь, ссуда, мед. страховка, питание, отпуск и т.д.). Кроме того, абсолютно все считают, что им не хватает корпоративных мероприятий, повышающих сплоченность и корпоративный дух.
Что же касаемо административных методов управления персоналом, то 60% опрошенных отметили, что они считают необходимым наличие в компании чётких должностных инструкций. А этим, как было описано выше, данная фирма не отличается.
Говоря о поощрениях за их труд, практически единогласно (80%) был выбран вариант корпоративного отдыха. Видимо, им действительно его не хватает. А также 60% опрошенных сотрудников признали, что им бы очень хотелось получить признание окружающих. Атмосфера в коллективе, по данным опроса, по 9-балльной шкале находится на среднем уровне (6,4). Это говорит о том, что в данной компании низкий уровень сплочённости. Значит, руководителю необходимо особое внимание уделить социально-психологическим методам управления.
Перечень факторов, стимулирующих трудовую активность работников, достаточно обширен. При этом следует отметить, что стимулирование труда в ООО «Какаду» требует сочетания экономических методов управления с социально-психологическими, и на этой основе совершенствование всей системы управления персоналом. Не следует забывать и об административных методах управления, применение которых обязательно в любой организации.
Полностью проанализировав деятельность турфирмы «Какаду», я решила предложить следующие пути совершенствования методов управления персоналом:
1) совершенствование административных методов:
- повышение
уровня регламентации
- повышение
эффективности видов распорядит
- создание баланса между административными методами наказания и поощрения. В целях этого необходимо осуществить ряд мероприятий: сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению; эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение в должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку).
2) совершенствование экономических методов управления персоналом:
- согласование принципов вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные их в систему бухгалтерского учета;
- соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успех фирмы и разумным жизненным расходам;
- введение жесткой схемы начисления премий, составление рейтинга работников.
3) совершенствование социально-психологических методов управления персоналом:
- формирование морального кодекса взаимоотношений сотрудников. Для этого необходимо осуществить ряд мероприятий: разработка философии фирмы, регламентирующей внутрифирменные правила взаимоотношений; развитие корпоративной культуры и партнерских взаимоотношений сотрудников; проведение праздничных мероприятий, корпоративов.
- повышение эффективности социальных методов воздействия. В рамках решения данной проблемы предполагается решить следующие задачи: постоянное проведение социологического анкетирования в коллективе о состоянии климата и роли руководителей; проведение интервьюирования и личного наблюдения в коллективе; планирование социального развития коллектива на основе обеспечения роста жизненного уровня и социальных нормативов; поддержка соревновательности и инициативности сотрудников.
- рационализация психологических методов воздействия на персонал. Решение проблемы подразумевает проведение целого комплекса мероприятий: формирование положительного психологического климата в коллективе на основе четкого соблюдения прав человека и психологических методов исследования; эффективное использование психологических методов мотивации; проведение психологического тестирования сотрудников и организация индивидуальной работы с ними с учетом типа личности, темперамента.
Следует отметить, что руководству турфирмы необходимо постоянно отмечать ценность для коллектива конкретного работника, его достигнутые результаты. Установление духа коллективизма, семейственности и корпоративности в «Какаду» приведет к улучшению результатов деятельности и укреплению искренних дружеских отношений, уважения и преданности к компании.
Таким образом,
руководству туристической
Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления предприятием: направленность методов управления всегда одна - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В соответствии с этим формируется система управления предприятием. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Итак, следует напомнить, что выделяют следующие методы управления:
- административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- экономические методы, обусловленные экономическими стимулами;
- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Экономический
метод основывается на правильном использовании
экономических законов
Руководители предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.
Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы.
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Умелое и грамотное применение и сочетание различных методов управления, является одним из главных факторов успеха организации, ведь, люди - главное достоинство любой организации.