Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение современных методов управления персоналом в ООО ТА «Какаду» и разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента в данной фирме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать сущность методов управления персоналом;
2) рассмотреть основные методы менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы методов управления персоналом 5
1.1 Понятие и классификация методов управления персоналом организации 5
1.2 Экономические методы управления персоналом и их роль в рыночной экономике 7
1.3 Административные методы управления персоналом 8
1.4 Социально-психологические методы управления персоналом 10
2 Анализ методов управления персоналом в турфирме «Какаду» 14
2.1 Общая характеристика ООО ТА «Какаду» 14
2.2 Анализ основных методов управления в туристической фирме 18
3 Предложения по совершенствованию методов управления 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Нижегородский коммерческий институт
Курсовая работа
по дисциплине «Организационное поведение»
Тема: «Использование современных методов управления персоналом в организации»
Выполнила: студентка 3 курса
Группы 3-МТГ
Захарова Мария Игоревна
Проверил: к.в.н., профессор
кафедры теории менеджмента
Макаров В.Д.
Н.Новгород
2011
Нижегородский коммерческий институт
Факультет менеджмента
Модуль: Управление персоналом
Год: 2011 Группа: 3-МТГ Студент: Захарова М.И. |
Составлено: преподаватель Макаров В.Д. Декан факультета менеджмента Груздев Г.В. Дата выполнения: 15.11.2011 |
Курсовая работа по дисциплине: «Организационное поведение»
Критерии оценки работы (контролируемые навыки) |
Оценка (уровень) А, В, С |
Комментарии преподавателя |
1. Полнота раскрытия темы |
||
2. Соответствие содержания и плана работы выбранной теме |
||
3. Умение правильно формулировать цели и задачи исследования, актуальность рассматриваемой проблемы |
||
4. Умение анализировать различные характеристики фирмы, направления деятельности, организационно-правовую форму, организационную структуру управления |
||
5. Умение рассматривать и анализировать поставленную проблему, вопрос, использовать методы исследования, выявлять основные тенденции и недостатки |
||
6. Умение определять и предлагать возможные пути решения проблемы, обосновывать эффективность предлагаемых вариантов |
||
7. Умение четко и конкретно излагать собственные мысли |
||
8. Правильное
оформление научного аппарата (сноски,
ссылки, список литературы) и соблюдение
технических требований и |
||
Общая оценка работы |
СОДЕРЖАНИЕ
В современном мире в деятельности как туристского, так и любого другого предприятия на первом месте стоит управление. Его правильное осуществление – это залог продолжительного существования предприятия и получения им стабильной прибыли.
Сфера туризма на данном этапе развития российской экономики находится на подъеме: открываются новые предприятия, образуются новые компании, в эту отрасль приходят молодые энергичные предприниматели. Но расширение, или реинжиниринг, деятельности любой организации сопровождается изменениями, как в экономической стратегии развития, так и в кадровом потенциале.
Актуальность проблемы управления персоналом в туристической фирме не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы управления персоналом зависят конечные результаты деятельности фирмы.
Объектом исследования в данной работе является туристическое агентство «Какаду», в котором я проходила учебно-ознакомительную практику. Предметом исследования является процесс управления персоналом туристической фирмы.
Цель курсовой работы – рассмотрение современных методов управления персоналом в ООО ТА «Какаду» и разработка мероприятий по совершенствованию системы менеджмента в данной фирме.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) проанализировать сущность методов управления персоналом;
2) рассмотреть основные методы менеджмента;
3) охарактеризовать деятельность туристической фирмы «Какаду»;
4) сформулировать основные предложения по совершенствованию методов управления персоналом.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей[1].
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие[10].
Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
– административные;
– экономические;
– социально-психологические.
Таблица 1 – Методы менеджмента
Параметр |
Метод | ||
экономический |
административный |
социально-психологический | |
1. Основа использования |
Экономические законы и экономические интересы |
Законы государственности и права, правовые интересы |
Законы социально-психологического развития, социальные интересы |
2. Орудия воздействия |
Экономические формы |
Административно-правовые и организационные формы |
Социально-психологические факторы |
3. Объекты соблюдения |
Экономическая среда |
Организационно-правовая среда |
Благоприятный социально-психологический климат |
4. Место в рыночной экономике |
Исходный и основополагающий метод |
Вспомогательный метод |
Обеспечивающий и основополагающий метод |
5. Главная нагрузка в аппарате управления |
Экономические службы |
Руководитель с аппаратом управления и контроля |
Общественные организации и руководитель |
При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:
- скорость достижения цели;
- вероятность достижения цели;
- отношения подчинения;
- личность управляемого;
- личность управляющего;
- экономическую самостоятельность;
- климат в коллективе[11].
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия[9].
Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Рассмотрим их более подробно.
В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг[12]. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.
Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы[8].
В группу экономических
методов управления предприятием следует
включить методы экономического стимулирования,
ценообразования, финансирования, кредитования;
осуществление функций поставщи
Таблица 2 – Экономические методы управления
Наименование группы методов управления |
Специфика группы |
Наименование подгруппы |
Наименование методов |
Экономические методы управления |
Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение |
Экономические методы, применяемые на макро-уровне |
Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика. |
Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации) |
Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование. | ||
Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование. | |||
Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника |
Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.). | ||
Методы наказания (штрафы, вычеты и др.). |
Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей[7]. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении можно ожидать низких или негативных результатов.
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников[2].
Организационное
нормирование предусматривает большое
количество нормативов, включающее:
качественно-технические нормативы; технологические;
Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относят: должностные инструкции, методические указания (рекомендации), методические инструкции, рабочие инструкции. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления[3].