Использование бенчмаркинга на предприятии

Автор: Gy Uyg, 10 Июня 2010 в 20:35, реферат

Описание работы

Для эффективного управления руководители должны учитывать не только динамику финансовых показателей своей компании, но и анализировать данные конкурентов. Сравнение результатов работы компании с деятельностью конкурентов и лидеров отрасли позволяет своевременно пересматривать стратегию развития предприятия и успешно действовать на рынке.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Для целей анализа отчетность некоторых  российских компаний корректируется по технологии, описанной в статье. Выбор компаний-аналогов. Для анализа, проводимого в конце 2004 года, были отобраны данные за 2003 год по 8 американским и 10 европейским энергомашиностроительным компаниям из списка Fortune 500 (Siemens Power Transmission, E-on, Aker Kvaerner, Emerson-Electric, Duke Energy Corporation и др.), а также данные по 12 крупнейшим российским компаниям той же отрасли (Энергомаш, «Электросила», ОМЗ, концерн «Силовые машины» и т. д.).

     Основным  критерием отбора стало лидирующее положение предприятия на своем  рынке. Для российских компаний учитывалась их прибыльность, а размер в расчет не принимался. Финансовая информация по западным компаниям взята из годовых отчетов, размещенных на корпоративных сайтах. Основные же показатели бухгалтерской отчетности отечественных компаний публикуются в электронных базах данных. Было решено, что различия стандартов ведения бухгалтерского учета в иностранных и отечественных компаниях несколько искажают результаты сравнения их отчетности, однако не влияют на основные финансовые показатели.

Выбор коэффициентов для  сравнения.

   При формировании целевых показателей  развития группы «Уралинвестэнерго» используется фиксированный ряд показателей. Анализ компаний-аналогов также проводился по этим показателям, чтобы получить следующие ориентиры для развития группы:

  • рентабельность инвестированного капитала, ROIC (отношение прибыли до налогов к инвестированному капиталу);
  • рентабельность продаж (или торговая наценка), ROS (отношение прибыли до налогов к выручке от реализации);
  • доля заемного капитала в валюте баланса;
  • темп роста выручки по уровню к прошлому году;
  • выработка труда (выручка на одного работника).
 

Расчет коэффициентов.

     Результаты  расчета представлены в виде треугольников, где указаны максимальные, минимальные  и средние значения каждого показателя по анализируемой группе предприятий.

     Оказалось, что значения рентабельности инвестированного капитала (см. рис. 1) в России превышают западные показатели. Это связано с тем, что, хотя российский рынок энергомашиностроения растет, он является более рискованным и имеет большую отдачу от инвестированного капитала. Кроме того, инвестированный капитал российских компаний данной отрасли в той или иной степени недооценен, поскольку основная часть таких компаний приватизировалась по остаточной стоимости. Следовательно, использовать показатель инвестированного капитала российских предприятий в качестве эталона для сравнения не имеет смысла, так как для этого необходимо знать рыночную оценку собственного капитала (или чистых активов) каждой из сравниваемых компаний. Поэтому было решено установить нормативное значение данного показателя для каждой компании группы в соответствии с ожиданиями собственников в отношении требуемой доходности на собственный капитал и средней ставки по заемному капиталу.

     Среднее значение по России (18%) было использовано в качестве минимально допустимой величины данного показателя. Средняя рентабельность продаж отечественных компаний (см. рис. 2 ) выше, чем у западных аналогов. Это объясняется тем, что величина данного показателя при прочих равных условиях обратно пропорциональна размеру выручки (чем больше оборот бизнеса, тем ниже будет рентабельность продаж). В то же время выработка на одного работника в отечественных компаниях значительно меньше, чем в европейских и американских фирмах (см. рис. 3 ). Это значит, что для обеспечения сопоставимого уровня дохода рентабельность продаж у отечественных компаний должна быть выше, чем в настоящий момент. Поэтому рентабельность продаж предприятий группы решили установить на 5—10% выше, чем у западных аналогов.

     От  производительности труда в денежном эквиваленте зависят и добавленная  стоимость для акционеров, и заработная плата работников. Оказалось, что в России средняя выработка труда в 24 раза ниже, чем в США, и в 13 раз ниже, чем в Европе. Следовательно, потенциал роста российской компании достаточно высок, но оценить, насколько этот потенциал будет реализован в ближайшее время, сложно. Кроме того, полное переоборудование предприятий группы, которое требуется для значительного повышения этого показателя, в течение одного-двух лет невозможно по чисто техническим причинам. Поэтому для сравнения оцениваемого предприятия с аналогами по выработке труда было решено ориентироваться на данные российских компаний. В качестве норматива данного показателя было задано условие о необходимости его превышения над средними показателями, то есть оно должно быть больше 17 тыс. долл. США.

     Средние западные показатели доли заемного капитала (70%) значительно выше отечественных (40%; см. рис. 4). Российские предприятия  энергомашиностроения развиваются  главным образом за счет собственного капитала, что связано не столько  с дефицитом кредитных ресурсов, сколько с отсутствием направлений для их использования. В то же время собственный капитал группы дороже заемного, поэтому было решено ориентироваться на западные показатели структуры капитала, то есть наращивать объем привлеченных кредитов, соотнося скорость привлечения заемных средств с ростом бизнеса и потребностями в оборотном капитале.  

                                         

Рисунок 1. Рентабельность инвестированного капитала, %   

                                      

Рисунок 2. Рентабельность продаж, % годовых  

                                          

Рисунок 3. Выработка труда, тыс. долл. США  на человека в год   

                                         

Рисунок 4. Доля заемного капитала в валюте баланса, %   

                                                    

Рисунок 5. Темп роста выручки, % в год 

     Преимущество  показателей динамики состоит в  том, что устраняется возможность  искажения отдельных статей в  абсолютном выражении. Выручка российских компаний растет большими темпами, чем западных (см. рис. 5). Это объясняется тем, что европейские и американские компании, действующие в традиционных отраслях экономики достаточно продолжительное время, уже реализовали свой потенциал роста, и даже самое незначительное приращение оборотов (5-10%) рассматривается рынком как успех.

     Для российских компаний, особенно тех, которые  существуют еще с советских времен (к ним относятся предприятия  отрасли машиностроения), рост выручки  объясняется не столько инвестированием  в создание новых продуктов, сколько развитием имеющихся. Многие из таких предприятий загружены на 30-50% от потенциальной мощности. Загрузка мощностей, увеличение покупательной способности производственного и потребительского рынков, а также инфляция являются главными причинами роста таких предприятий. Поэтому за ориентир было решено принять темпы роста выручки отечественных аналогов без корректировок.

     Приведем  примеры использования результатов  анализа. Средний уровень рентабельности инвестированного капитала (18%) был применен для расчета нормативной экономической прибыли (EVA). После сравнения показателей рентабельности предприятий группы со среднеотраслевыми значениями выяснилось, что на одном предприятии этот коэффициент оказался ниже. При проведении анализа деятельности завода оказалось, что причиной этого стало недостаточное внимание к службе сбыта и маркетинга. В результате был разработан комплекс мер, направленных на увеличение продаж предприятия.

     Выявление компаний с потенциально недостоверной  информацией и корректировка отчетности. Для целей анализа отчетности российских компаний необходимо использовать корректировки. Они нужны для «очистки» от искажений официально декларируемой прибыли и выручки российских компаний, выбираемых для сравнения. Необходимость таких корректировок оправдана, если сравниваемое предприятие входит в состав финансово-промышленных групп (то есть имеется возможность для «распыления» финансового результата), а также если предприятие является закрытой компанией, то есть его акции или облигации не находятся в свободном обращении на открытых финансовых рынках. Кроме того, имеет смысл корректировать отчетность компаний, рентабельность инвестированного капитала которых ниже среднего значения по России.

     Анализ  допустимых корректировок специалистами ОАО «Уралинвестэнерго» проводился с использованием показателей эффективного и нормативного6 налогового бремени. 

Таблица Модель расчета поправочных коэффициентов  к основным статьям отчета о прибылях и убытках

Исходные  данные Рентабельность  продаж, %
высокая средняя ннизкая
1 Ставка НДС 18 18 18
2 Ставка ЕСН<1> 36 36 36
3 Ставка налога на прибыль 24 24 24
4 Прочие налоги (в % от выручки) 2 2 2
5 Выручка 20 20 20
6 Рентабельность  продаж 25 14 17
7 Снижение налогового бремени 3 3 3
8 Трудоемкость (в % от себестоимости) 100 100 100
Расчетные данные      
9 Затраты на труд (в % от выручки) 15 16 17
10 Материальные  затраты (в % от выручки) 53 61 58
11 Нормативное налоговое  бремя (сумма всех налогов в выручке  с НДС) 2 2 2
12 ЕСН (в % от выручки) 5 6 6
13 Сумма НДС (в % от выручки) 9 7 7
14 Налог на прибыль (в % от выручки) 6 3 4
15 Прочие налоги 19 17 17
Желаемое  налоговое бремя 16 13 14
16 Занижение прибыли 18 6 9
17 Занижение выручки 8 8 8
18 Официальная рентабельность продаж 34 60 50
Расчет  корректировок      
1-й  способ: занижение выручки      
19 Реальная выручка  выше декларируемой на 9 9 9
20 Реальная прибыль  выше декларируемой на 58 192 118
2-й  способ: перераспределение затрат      
21 Завышение материальных затрат за счет трудовых 13 13 13
22 Занижение прибыли 0 0 0
3-й  способ: завышение себестоимости      
23 Завышение затрат 8 8 8
24 Занижение прибыли 34 60 50
25 Реальная прибыль  выше декларируемой на 10 9 9
26 Реальная себестоимость  ниже декларируемой на 51 98 98
Корректировка прибыли (среднее между 1-м и 3-м  способами) 55 172 108
 

<1> С  2005 года ставка ЕСН снижается  до 26%. Это повлечет снижение налогового  бремени в среднем на 3%.

<2> Расчет  значений таблицы по строкам: 

Стр. 9 = (100% - стр. 6) х стр. 5. Стр. 10 = 100% - стр. 9 - стр. 12 - стр. 6 -стр. 11.

Стр. 12 = стр. 9 х стр. 2.

Стр. 13 = стр. 1 х (стр. 8 - стр. 10).

Стр. 14 = (стр. 8 - стр. 9 - стр. 10 - стр. 12 - стр. 11) х  стр. 3.

Стр. 15 = (стр. 11 + стр. 12 + стр. 13 + стр. 14) : (100% + стр. 1).

Стр. 16 = стр. 6 х (100% - стр. 18) : (100% - стр. 17).

Стр. 17 = 100% - [(стр. 15 - стр. 7) х (100% + стр. 1) + стр. 3 х (стр. 9 + стр. 10 + стр. 12 + + стр. 11) - стр. 11 - стр. 12 + (стр. 10 х стр. 1) : (стр. 1 + стр. 3)].

Стр. 18 = стр. 17 : стр. 6.

Стр. 19 = 100% : (100% - стр. 17) - 100%.

Стр. 20 = стр. 6 : (стр. 6 - стр. 19) - 100%.

Стр. 21 = [(стр. 15 - стр. 7) х (100% + стр. 1) - стр. 4 - стр. 9 х стр. 2 - стр. 13 - стр. 3 х х (100% - стр. 9 - стр. 10 - стр. 9 х стр. 2 - стр. 11)] : [- стр. 2 х (100% - 3 стр.)].

Стр. 22 – считаем, что в случае перераспределения  затрат прибыль компании не меняется.

Стр. 23 = (стр. 15 - стр. 7) х (100% + стр. 1) - стр. 11 - стр. 12 - 100% х стр. 1 - стр. 3 х х (100% - стр. 9 - стр. 12 - стр. 11) : (- стр. 1 - стр. 3) - стр. 10.

Стр. 24 = стр. 23 : стр. 6.

Стр. 25 = стр. 23 : (стр. 9 + стр. 10 + стр. 11 + стр. 12 + стр. 23).

Стр. 26 = стр. 6 : (стр. 6 - стр. 23) - 100%.

Все расчеты  в таблице выполнены в Excel с  округлением до целых чисел.  

     По  мнению многих экспертов, величина эффективного налогового бремени в России на 5-7% ниже нормативной. Существует три основных способа сокращения налогового бремени:

уменьшение  выручки путем использования  посредников при продаже продукции;

перераспределение затрат на оплату труда и материальных затрат путем использования аффилированных компаний. Данный метод используется редко, так как является наиболее рискованным;

увеличение  себестоимости. В практике налоговых  органов это наиболее часто используемый метод минимизации налогообложения. Увеличение себестоимости влечет занижение прибыли и искажение финансового результата, который указывается в отчетности.

Информация о работе Использование бенчмаркинга на предприятии