Инвестиционная политика в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:56, курсовая работа

Описание работы

Одним из важных ресурсов антикризисного управления являются инвестиции, которые представляют собой вложения денежных средств или материальных, интеллектуальных и других объектов (которые имеют стоимость и цену) в конкретное предприятие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. критерии отбора инвестиционных проектов
2. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия
инвестиционных решений в антикризисном управлении
3. Источники финансирования инвестиций
в условиях ограниченных финансовых ресурсов
4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий
5. ПОДГОТОВКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Инвистиционная политика в Антикризисном управлении.doc

— 518.00 Кб (Скачать)

     Центральной частью инвестиционного проекта  является бизнес-план. Принятием этого  документа завершается первая фаза. Даже у кризисной промышленной фирмы  бизнес-план обычно очерчивает период 2-3 года. Естественно, что в процессе его реализации должны происходить позитивные сдвиги в фирме (в противном случае она не доживет до лучшей жизни и обанкротится). Основное назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы предоставить потенциальным инвесторам развернутую картину осуществления инвестиционного проекта, степени риска отдельных его сторон, возможные средства защиты инвестиций. В зависимости от того, на какого инвестора рассчитан бизнес-план, формируется его содержательная часть. Общеизвестны типовые методики составления бизнес-планов для российских и зарубежных инвесторов. Постепенное врастание российской экономики в макрохозяйственные связи формирует необходимость составления бизнес-планов универсального типа, допускающего к нему потенциальных иностранных инвесторов.

     Назначение бизнес-плана  кризисной промышленной фирмы заключается в следующем:

  1. получить достоверную картину и оценить с точки зрения инвесторов общее экономическое состояние фирмы и перспективы выведения ее из кризиса посредством финансовых вливаний в конкретные сферы (в том числе на реструктуризацию, диверсификацию, вычленение самостоятельных бизнес-формирований и т.п.);
  2. Определить состояние и емкость рынка сбыта традиционной для фирмы и перспективной, с точки зрения ее производственных возможностей, продукции, а также возможности расширения сбытовых сегментов путем специальных мероприятий, выяснить примерные границы цен на основные виды продукции в зависимости от их эксплуатационных качеств и объемов поставки;
  3. Оценить затраты, необходимые для выпуска конкретной продукции, сопряженные с антикризисными мероприятиями, с точки зрения их окупаемости;
  4. Выяснить возможные факторы, события и явления, которые могут оказать сдерживающее (отягощающее) воздействие на осуществление бизнес-плана, и средства их нейтрализации;
  5. Определить группу показателей  для мониторинга бизнес-плана и оценки процессов (тенденций) выхода промышленной фирмы из кризиса.

     На  основе разработанного бизнес-плана  фирма осуществляет поиск и выбор  инвесторов. Решив эту задачу (подписав соответствующие договоры), топ-менеджмент приступает к разработке директивных документов, главным из которых является план осуществления инвестиционного проекта, который содержит основные данные о вовлекаемых ресурсах, этапы работ, называет исполнителей и промежуточные контрольные показатели.

     В общем виде управление инвестиционным проектом представляет собой процесс  управления финансовыми, материальными  и трудовыми ресурсами на основе разработанного стратегического плана.

     Особенностью  инвестиционной деятельности в кризисных промышленных фирмах является повышенная степень риска ввиду их высокой чувствительности к различным форс-мажорным обстоятельствам. Тем не менее это не отрицает необходимости не только приобретения оборудования, но и строительства новых зданий, обеспечивающих прорыв в технологии функционирования персонала.

     С точки зрения современных тенденций  в производственном строительстве  можно выделить следующие:

  • переход от бумажной техдокументации к компьютерным сетым;
  • сокращение промышленных площадей;
  • повышение степени автоматизации процессов;
  • повышение гибкости производства, его способности к перенастройке и многократному изменению объемов производства (это развивающееся качество производственных систем представляется особенно ценным для промышленных фирм, находящихся в условиях стресса, когда за короткие промежутки времени объемы выпуска продукции вынуждены изменяться многократно);
  • повышение плотности интеллектуализации промперсонала (это особенно важно для кризисных организаций, в которых резко возрастают потребности в эвристических качествах сотрудников, поскольку им приходится принимать множество оперативных решений в нестандартных ситуациях);
  • концентрация работников интеллектуализированного труда (конструкторов, технологов, менеджеров, аналитиков и т.п.) в общих производственных объемах.

     В Японии сравнительно новым явлением в развитии промышленности выступает  сооружение «интеллектуальных зданий». В Сингапуре развиваются «здания-комплексы». В США офисные помещения  фирм выводятся из билдингов и размещаются  в отдельных малоэтажных зданиях в пригородах (социологи установили, что интенсивность общения сотрудников резко снижается, когда их разделяют более двух этажей).

     Во  многих зарубежных фирмах на конференц-залы, столовые, кафе, рекреации, клубы и  т.п. приходится около 30% общей площади, что используется для расширения обмена информацией и идеями между сотрудниками. Считается, что расположение контактирующих служб в здании должно быть таково, чтобы сотрудник мог получить основную заинтересовавшую его информацию в пределах 15 секунд (это – граница прерывания собственных мыслей).

     В мировой практике существует различные  формы и методы оценки эффективности  капиталовложений. Важно отметить, что, например, многие английские  и  японские фирмы при планировании капиталовложений отдают предпочтение  в оценке их эффективности поликритериям (группе различных показателей), не ограничиваясь лишь финансовым результатом (что пока характерно для практики многих российских консалтинговых фирм, да и экономических органов разного уровня). Так, при планировании капиталовложений  многие  зарубежные фирмы учитывают будущие условия рынка, перспективы конкурентоспособности создаваемого производства и т.п. Если для российских и европейских фирм в качестве главных показателей инвестиций выступают срок окупаемости и фондоотдача, то для японских корпораций на первом месте стоит стратегическая оценка положения на рынке в перспективном периоде.

     Как показали проведенные в США исследования, наиболее высокой капиталоемкостью характеризуются средние и особенно мелкие компании (от 12 до 22%), в то время как в крупных корпорациях она существенно ниже (от 5 до 12%).

     В оценке инвестиционной деятельности компании США  в основном применяют 2 показателя:

  1. эффективность инвестиций (retur of investment, ROI);
  2. остаточный доход (result icome).
 

ROI =        доля прибыли       х    число оборотов      =  прибыль (до вычета налогов в %)

            в объеме продаж             активов за год                 объем продаж 
 

     х           объем продаж                  =        прибыль

     активы (т.е. все средства)                  активы

     Из  приведенной зависимости следует, что ROI  можно увеличить путем: увеличения объема продаж (сокращается доля условно-постоянных расходов; сокращения активов (запасы, фонды).

     В Японских компаний контроль эффективности зачастую осуществляется с помощью показателя «стоимости, добавленной обработкой».

     Этот  показатель равен сумме, складывающейся из следующих затрат: чистая прибыль; содержание персонала; аренда; лицензии; налоги; амортизационные отчисления.

     При этом показатель «стоимости, добавленной  обработкой», берется в расчете: на одного занятого; на 1 долл. зарплаты; на 1 долл. Инвестиций в капиталовложения.

     Японские  фирмы обычно инвестируют в капиталовложения средства в размере 7% от объема продаж, в то время как  норма прибыли до выплаты налогов и дивидендов обычно составляет 3-6% от объема продаж. Это означает, что около 50% инвестиций здесь осуществляется за счет кредитов банков благодаря низкой процентной ставке, которая составляет 3%, в то время как в США доходит до 10% в год.

     К сожалению, в России последних лет  перманентно изменяющиеся процентные ставки многих коммерческих банков за кредиты настолько высоки, что  не могут использоваться для характерных  машиностроению долгосрочных, медленно оборачиваемых капиталовложений. В этих условиях руководство кризисных промышленных фирм может рассчитывать лишь на краткосрочные ссуды комбанков для осуществления быстро оборачиваемых капиталовложений. Среди блиц-инвестиционных проектов могут быть следующие:

  • покупка полноформатных технологий массового производства высоколиквидной  продукции (обычно это «расходуемые» изделия, то есть быстро изнашиваемые);
  • закупки специального оборудования, крупных партий материалов и комплектующих изделий для выполнения крупной тендерной поставки;
  • приобретение быстро окупаемых энергетических объектов (параенераторные установки, водоподогревательные установки и т.п.);
  • приобретение материально-энергосберегающего комплектного оборудования (малообъемные линии цинкования, фосфотирования; малообъемные термопластаватоматы и т.п.);
  • перевод технического проектирования, производственно-диспетчерской деятельности, бухучета а систему персональных компьютеров, включенных в единую общезаводскую сеть (значительная экономия трудовых ресурсов и соответствующих фондов оплаты труда, содержания персонала и т.п.);
  • покупка высокодоходных фирм из традиционной или других сфер деятельности;
  • создание дилерской сети для резкого расширения сбыта продукции (затраты на аренду и оборудование помещений, приобретение оргтехники, оплату содержания персонала и т.п.).

      Чем в первую очередь руководствуются  управляющие инвестиционных фондов при отборе проектов в России?

      По  мере роста привлекательности российского  рынка инвесторы постепенно переходят  к более традиционным критериям оценки инвестиционных решений.

      Если  несколько лет назад тот факт, что отношение капитализации  некоторых российских компаний к  прибыли составляло 1/20 среднего уровня для зарубежных компаний, был достаточным основанием для принятия решения о покупке акций, то теперь многое изменилось. Инвесторы принимают решения, основанные на гораздо более обширной информации. Опыт работы фирмы "Эрнст энд Янг" показывает, что клиенты фирмы, инвестирующие в России, в последнее время уделяют гораздо больше внимания независимой комплексной проверке объектов приобретения, с учетом таких факторов как прозрачность компаний, открытость структуры собственности и состав совета директоров.

      Для того чтобы количественно оценить  эти изменения, в 2002 году фирма "Эрнст  энд Янг" провела опрос среди фондов, осуществляющих инвестиции в России. В опросе приняли участие в общей сложности 36 международных и местных фондов, суммарные активы которых превышают 4,7 млрд. долл. США (из которых 3 млрд. долл. США инвестировано в российские акции и долговые обязательства). В своем исследовании фирма "Эрнст энд Янг" постаралась измерить относительную важность этих критериев при выборе объектов инвестиций в России.

      Результаты  опроса

      Структура руководства

      Один  из наиболее важных выводов, сделанных по итогам опроса, заключается в том, что характеристика руководства компании имеет для инвестиционных фондов более важное значение, чем размер компании и даже ее текущая прибыль. Многие из респондентов отметили, что первостепенное значение для планируемых ими инвестиционных проектов имеет наличие у компании-объекта инвестиций эффективного и честного менеджмента.

      Независимые директора

      Наличие независимых директоров в составе  совета директоров было названо в  числе факторов, способных оказать  исключительно позитивное влияние на принятие инвестиционных решений.

      Структура собственности

      Еще одним фактором, имеющим принципиальное значение для инвестиционных фондов, является структура собственности  компаний-объектов инвестиций. Многие респонденты предпочитают осуществлять инвестиции совместно с западными стратегическими инвесторами или другими инвестиционными фондами и не работать с компаниями, в которых доля принадлежит государству. (В то же время необходимо отметить, что в опросе участвовали преимущественно международные инвестиционные фонды).

Информация о работе Инвестиционная политика в антикризисном управлении