Инвестиции в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная практика последнего десятилетия в РФ свидетельствует о том, что в отношении кризисных промышленных (в основном машиностроительных) фирм многие инвесторы сначала осуществляют портфельные инвестиции, а затем вкладывают средства в реструктуризацию контролируемых предприятий (фирм). Причем нередко от прежних машиностроительных предприятий в их новой ипостаси используются лишь энергетические, бытовые объекты, промышленные здания, которые наполняются и дополняются нехарактерным оборудованием и сооружениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. критерии отбора инвестиционных проектов…………………………………….7
2. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия
инвестиционных решений в антикризисном управлении………………………………………………………….15
3. Источники финансирования инвестиций
в условиях ограниченных финансовых ресурсов….18
4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий…………………………………………………………22
5. ПОДГОТОВКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….38

Работа содержит 1 файл

Курсавой -Инвестиции в антикризисном управлении.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

Структура респондентов

  • В опросе приняли участие 29 компаний по управлению фондами (представляющие 36 фондов). Инвестиционные фонды, участвовавшие в опросе, специализируются на инвестициях в акции российских компаний.
  • 36% респондентов целиком ориентированы на инвестиции в Россию. Остальные представляют собой международные инвестиционные фонды, осуществляющие инвестиции с более широким географическим охватом (включая другие страны).
  • В опросе приняли участие:
    • фонды портфельных инвестиций, которые преимущественно занимаются инвестициями в диверсифицированные портфели ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке. Эти фонды включают в себя паевые фонды, инвестирующие средства как в акции, так и в другие ценные бумаги.
    • фонды прямых/венчурных инвестиций, которые предоставляют долевое финансирование компаниям, находящимся на разных этапах деятельности, но, как правило, до размещения ими ценных бумаг на открытом рынке.
  • Портфельные инвесторы составляют 66% всех респондентов, при этом суммарный объем денег под их управлением составляет 59% от общего объема инвестиций респондентов. Остальные участники опроса - это фонды прямых и венчурных инвестиций.

 

 

 

 

2. Характеристика состояния

инвестиционного процесса как база

для принятия инвестиционных решений 

в антикризисном  управлении

 

Объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики. Между тем в 90-е годы в России наблюдается тенденция неуклонного спада инвестиций, которая при этом характеризуется опережающими темпами даже по отношению к спаду производства.

Так, в 1995 году валовой внутренний продукт (ВВП) снизился по сравнению  с 1990 г. на 38%, а объем инвестиций в  основной капитал – на 69%,в 1997 году при снижении ВВП на 40% по сравнению  с 1990 годом объем инвестиций в  основной капитал сократился уже  на 76% по сравнению с тем же периодом. Положение в сфере инвестиций можно охарактеризовать как кризисное.

Рис.1 Динамика ВВП и  инвестиций в основной капитал, % к 1990 г.

 

Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом объективных  и субъективных причин и проявляется  в быстром сокращении абсолютных объемов накопления, существенном падении ее доли в валовом внутреннем продукте, снижении бюджетного финансирования инвестиций в основной каптал, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на совершенствование и расширение производства и т.д.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что в 90-е годы в России коммерческие структуры, банки, население вкладывают средства  в торгово-посредническую, финансовую деятельность, покупку иностранной  валюты, а не в развитие реального сектора экономики. Одним из факторов такого предложения являлась более высокая доходность по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО), чем рентабельность промышленного производства. Это и обусловило большое привлечение средств на рынках ГКО и отток их из сферы производства.

Поэтому сегодня одной  из главных задач является установление приоритета реального сектора экономики  над финансово-спекулятивным, т.е. создание  более выгодных условий  для инвестиций в реальное производство по сравнению с денежными вложениями в финансово-спекулятивные операции. Можно констатировать, что разграничение функций управления финансами различных уровней государственной власти, повышение  самостоятельности регионов в области финансовой политики, усиление роли и значение децентрализованных фондов финансовых ресурсов не привели к усилению роли финансового влияния на экономическую ситуацию в стране.

При анализе инвестиционной деятельности необходимо разграничивать капиталообразующие и финансовые инвестиции. В составе капиталообразующих  инвестиций наибольший удельный вес составляют капитальные вложения (инвестиции, направленные на создание реального капитала, в основные средства). Кроме них следует выделить инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), инвестиции  в оборотные средства, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, затраты на капитальный ремонт.

Причины, обуславливающие  необходимость инвестиций, могут различными, но их можно сгруппировать следующим образом: новое строительство, связанное, как правило, с освоением  новых видов деятельности реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий; расширение действующих предприятий; расширение действующих предприятий.

Для обеспечения успеха антикризисной инвестиционной политики важно обеспечивать связь между  стратегическими и тактическими решениями в области инвестиций. Основной целью антикризисной инвестиционной стратегии государства является структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения нацелены на поддержание эффективной деятельности предприятий, осуществление государственной финансовой поддержки неплатежеспособности предприятий для восстановления платежеспособности или финансирования реорганизационных мероприятий.

Тактические  и стратегические инвестиционные решения различаются  масштабами финансовых вложений  и  степенью неопределенности результатов  принимаемых решений, что обуславливает  различную степень финансовых рисков.

Реализация государственной  антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок, к  которым относятся:

    • политическая  и социально-экономическая стабильность в обществе;
    • наличие законодательной базы для развития инвестиционного процесса, и в том числе совершенствование налогового законодательства;
    • рост реальных налоговых поступлений в бюджет;
    • устойчивость национальной инфляции;
    • прекращение утечки капитала из страны.

На преодоление негативных явлений  в экономике России должна быть  направлена антикризисная инвестиционная стратегия.

В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться  на определенные следующие важных моментов:

  1. должны быть четко  очерчены цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция  действующих предприятий, модернизация оборудования и т.д.);
  2. необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. В условиях кризиса в инвестиционной сфере особую значимость приобретает такой принцип финансирования, как получение максимального эффекта при минимуме затрат;
  3. следует выяснить реальные источники инвестиций и с учетом определенных возможностей создать законодательную базу для осуществления и развития инвестиций, в том числе иностранных.
  4. Эти базовые условия должны способствовать решению основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии на уровне государства – обеспечить процесс накопления для обновления основного капитал, для долгосрочного  инвестирования в реальный сектор экономики.

 

 

 

3. Источники финансирования инвестиций

в условиях ограниченных финансовых ресурсов

 

Источники финансирования и инвестиционного  процесса являются:

    • собственные финансовые средства (прибыль, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми органами в виде возмещения ущерба и т.д.);
    • продажа основным фондов земельных участков и других видов активов;
    • привлеченные средства от продажи акций, средства, выделяемые финансово-промышленными группами безвозмездной основе, благотворительные и иные взносы;
    • ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;
    • иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в форме прямых вложений (в денежной  форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий различных форм собственности и частных лиц;
    • различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством на возвратной основе, кредиты иностранных инвесторов, облигационные займы, векселя, кредиты банков и других институциональных инвесторов.

Ответ на вопрос о роли различных источников финансирования может быть получен из рассмотрения  табл. 1.

Данные таблицы свидетельствуют  о превалирующей роли внебюджетных средств как источника финансирования инвестиций в основной капитал, причем с 1993 г. наблюдается устойчивая тенденция повышения их доли в структуре источников финансирования с 66,7% в 1993 г. до 80,8% в 1997 г.

 

 

Годы 

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) – всего

В том числе финансируемые  за счет:

100

100

100

100

100

100

1. бюджетных средств  – всего, из них

26,9

34,3

26,0

21,8

20,1

19,2

1.1. федерального бюджета  на безвозвратной основе

16,6

19,2

13,4

10,1

9,9

9,5

1.2. бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов

10,3

15,1

10,6

10,3

10,2

9,7

2. внебюджетных средств – всего, из них:

73,1

66,7

74,0

78,2

79,9

80,8

2.1. собственных средств  организаций

69,3

57,8

64,2

62,8

63,3

61,5


Источник: Российский статистический ежегодник: стат. Сб./Госкомстат России. М.: Логос, 1996. с. 449; 1997. с. 409.

 

Для того чтобы выполнить содержательный анализ источников инвестиционных ресурсов, выделим в их составе четыре группы:

  1. бюджетное финансирование (из бюджетов всех уровней);
  2. собственные накопления предприятий и организаций;
  3. иностранные инвестиции;
  4. сбережения населения.

При определении роли каждой группы в качестве основного принципа воспользуемся  оценкой возможного прироста вложений в инвестиции за счет каждого из них в современных условиях.

    1. Использование бюджетов всех уровней для финансирования инвестиционных программ является весьма проблематичным. По данным таблицы 1, мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств. Особенно заметным является снижение финансирования капитальных вложений за счет средств федерального бюджета. Учитывая рост государственного долга, плохую собираемость налогов, секвестирование расходов, вряд ли можно рассчитывать на выделение из бюджетов значительных ассигнований на инвестиционные программы в настоящее время.
    2. Реального накопления собственных ресурсов предприятий по существу не происходит. Одной из главных причин является высокий уровень инфляции, который обусловил обесценение амортизационных фондов и оборотных средств предприятий. В свою очередь падение производства  приводит к уменьшению прибыли, необходимой для накопления инвестиционных ресурсов. Сегодня оборотные средства  предприятия почти 80% обеспечиваются кредитами коммерческих банков. Это приводит к тому, что большая часть прибыли уходит на выплату банковских процентов. Для российских предприятий характерны высокие издержки и низкая рентабельность производства, значительный уровень износа и устаревания оборудования, потеря достаточно весомой части высококвалифицированного персонала, рост дебиторской и кредиторской задолженности, что не может не приводить к сокращению реальной базы для накопления и инвестиций. Результаты проводимых Госкомстатом России ежемесячных выборочных обследований деловой активности в промышленности  показывают устойчивое преобладание доли руководителей предприятий, ежемесячно отмечающих снижение обеспеченности финансовыми средствами по сравнению с предыдущими периодами.
    3. Многие политики и экономисты связывают возможность оживить инвестиционные процессы с активным привлечением иностранных инвестиций. По состоянию на 1 июля 1998 г. иностранный капитал в экономике России составил 37,1 млрд. дол. С одной стороны, наблюдается рост объема их инвестиций в предприятия и организации на территории России, с другой – доля прямых инвестиций при этом в разные годы варьирует от 35% до 67,7%, а в 1 полугодии 1998 г. она составляет всего 19,6% (табл. 2). При этом зарубежные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в экспортоориентированные  отрасли. В 1995 г. объем прямых иностранных инвестиций составил 2,02 млрд. дол. И не превышал в последние годы 5,3 млрд. дол., что для российской экономики явно недостаточно. По оценкам Министерства экономики, объем средств, необходимых  для расширения  и модернизации инфраструктуры и производства, а также для поддержания хотя бы умеренных темпов экономического роста, должен составить 300-500 млрд. дол. на ближайшие 10-15 лет.

Информация о работе Инвестиции в антикризисном управлении