Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа
Реальная интернационализация в конечном итоге характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса.
Интернационализация
бизнеса может осуществляться в
различных формах - экспортная торговля,
создание представительств, торговых
фирм, совместных предприятий за рубежом,
перенос производства, проведения НИОКР,
разработки маркетингового комплекса
в другие страны и т.д. Выбор рациональной
формы интернационализации бизнеса зависит
от стратегических целей фирмы и конкретных
условий деятельности на родине и за рубежом.
Ниже приводится таблица 1.1 выбора предпочтительного
этапа интернационализации бизнеса в
зависимости от целей фирмы и условий
ее деятельности
Таблица
1.1 – Основные этапы интернационализации
бизнеса
Этап интернаци-онализации |
Подэтапы интернационализации | Условия для реализации | Цели |
Экспортный | 1.1 Продажа через агентов | -незначительная доля экспорта в продажах; | преодоление цикличности в спросе; |
-местный спрос превышает предложение; | рост объемов продаж; | ||
-отсутствие барьеров для импорта. | реализация отличий в экономических условиях. | ||
1.2 Создание представительств | -значительная доля экспорта в продажах; | продленный спрос; | |
--отсутствие барьеров для импорта; | выгоды массового производства. | ||
-спрос равен предложению; | |||
- сильная конкуренция; | |||
- важность послепродажного обслуживания. |
Продолжение таблицы 1.1 – Основные этапы интернационализации бизнеса
Этап интернационализации |
Подэтапы интернационализации | Условия
для реализации |
Цели |
Мждународный | 2.1. Местный маркетинг | -различия в условиях деятельности; | реализация различий в условиях деятельности |
-интенсивная конкуренция | |||
-необходимость дифференциации маркетинга; | |||
2.2. Местное производство | -наличие барьеров для импорта | доступ к местным ресурсам | |
2.3. Местные НИОКР | -более низкая стоимость | ||
-специфика маркетинга | |||
Транснациональный | -мировая конкуренция | выгоды массового производства; | |
глобальная оптимизация: НИОКР-ресурсы-производство. |
1.4 Роль
конкурентноспособности в стратегии интернационализации
бизнеса
Сопоставление
данных публикуемых ежегодно докладов
о мировой
С
другой стороны, страны Азии, Африки и
Латинской Америки в
Разрабатывая концепцию конкурентоспособности, авторы наиболее авторитетного в этой области Мирового экономического форума определяют ее как «комбинацию институтов, политических механизмов и факторов, которые определяют уровень производительности в той или иной стране». В свою очередь, от уровня производительности, - пишут они, - напрямую зависит степень процветания, который способна обеспечить стране ее экономика. «Уровень производительности также определяет нормы прибыли на инвестиции в данную экономику. Поскольку нормы прибыли имеют фундаментальное значение для темпов роста экономики, более конкурентоспособная экономика, по всей вероятности, будет расти быстрее в среднесрочной и долгосрочной перспективе».
Иными словами, критерий конкурентоспособности экономики является определяющим для понимания, куда и почему направляются инвестиции и, в конечном счете, какие перспективы ожидают ту или иную страну в современном мире. «В эпоху глобализации, становления новой экономики, возрастающей частоты крупных и комплексных инноваций, а значит, и межотраслевых структурных сдвигов, - пишут известные российские экономисты А.А.Дынкин и Ю.В.Куренков, - формирование и развитие, национальных конкурентных преимуществ практически не имеет альтернативы для устойчивого роста национального благосостояния и повышения качества жизни».
В борьбе за реализацию этих преимуществ, отмечают эксперты Мирового экономического форума, страны проходят различные стадии своего развития. На первой стадии, которую они определяют как «диктуемую объективными факторами», прежде всего наличием естественных ресурсов и дешевой рабочей силы, успехи в повышении конкурентоспособности зависят от способности страны организовать нормальную работу общественных и частных институтов, создать необходимую инфраструктуру, добиться макроэкономической стабильности, обеспечить производство грамотными и здоровыми работниками.
Вторая стадия, отличается от первой тем, что основное содержание экономической деятельности определяется «борьбой за повышение эффективности» производственных процессов и повышение качества продукции. Это выдвигает на первый план такие показатели, как качество высшего образования и профессиональной подготовки работников, эффективность рынков товаров и рабочей силы, доступность финансовых ресурсов, возможность максимального использования существующих в данной стране навыков и технологий.
И, наконец, на третьей стадии главным показателем, определяющим положение страны в мировой иерархии, становится ее способность опередить других в «инновациях», производстве принципиально новых товаров и услуг, использовании самых совершенных производственных процессов.
Факты показывают, что сегодня именно в сфере инноваций идет самая ожесточенная конкурентная борьба. Развертывается глобальное соревнование за то, кто больше и эффективнее инвестирует в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, кто создаст наилучшие условия и переманит к себе наибольшее количество способных студентов, инженеров, научных работников, чтобы вырваться вперед и оставить позади соперников.
Конечно, в реальной жизни все эти стадии и характерные для них факторы развития отнюдь не отделены друг от друга ни во времени, ни в пространстве. Даже самые продвинутые государства и их наднациональные объединения, вроде США и ЕС, будучи всемирно признанными лидерами в области инновационного развития, стремятся по максимуму использовать такие свои преимущества, как глубина и масштабы внутреннего рынка, развитость инфраструктуры, командное положение в мировых финансах и т.п.
То же самое с известными оговорками можно сказать и о современной России. Относимая по классификации Всемирного экономического форума к категории стран, находящихся на стадии более эффективного использования существующих технологий, наша страна занимает ведущие мировые позиции в таких инновационных сферах, как освоение космоса, атомное машиностроение, некоторые подотрасли судостроения, производства авиационной техники и т.п. Нет у России поводов испытывать какой-либо комплекс неполноценности и в связи с ее доминирующими позициями в области поставки сырья и энергоресурсов на мировой рынок. В условиях сложившейся в последние годы крайне благоприятной конъюнктуры на товары российского экспорта доходы от него могут и должны стать источником инвестиций в отрасли высоких технологий и, тем самым, для финансового обеспечения декларированного российским руководством перехода страны на путь инновационного развития.
Так
или иначе, разработанные в международных
экспертных кругах методы классификации
стран по их конкурентоспособности и выявленные
при этом факторы перехода государств
из одной стадии в другую представляют
далеко не чисто академический интерес.
Они являются своего рода матрицей, на
основе которой разрабатываются долгосрочные
экономические стратегии и принимаются
конкретные инвестиционные решения не
только правительствами, но и отдельными
фирмами. В современном взаимозависимом
мире время работы «вслепую», по наитию,
уходит в прошлое не только на уровне государств,
но и на уровне отдельных участников международного
экономического обмена.
1.5
Особенности международной деятельности
фирм в современных условиях
Качественные изменения в организационных формах и методах международной деятельности фирм являются результатом тех сдвигов, которые происходят в сфере производства, где господствующие позиции принадлежат ТНК (транснациональным корпорациям). Эти изменения отражают тот факт, что проблема воспроизводства все более превращается в проблему рынка, и, чтобы осуществить производство на расширяющейся основе, ТНК все глубже внедряются в сферу международного обращения путем создания собственной заграничной сети. Это проникновение вместе с тем означает, что сам характер и содержание международной деятельности фирм претерпевают существенные изменения, поскольку международная деятельность все более отражает результаты производственного кооперирования и производственных связей как между крупными ТНК, так и внутри них.
Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами. Созданные за рубежом филиалы таких компаний не имеют юридической самостоятельности, а зарубежные рынки рассматриваются как продолжение национального рынка. Поэтому такие компании имеют очень высокий уровень централизации принятия управленческих решений и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнской компании.Сосредоточение значительной части международного товарообмена в ТНК и осуществление его в формах и методах, присущих их экономической природе, определяют во многом характер международных экономических связей в современных условиях. Транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития ТНК, но и фактором, определяющим в известной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. По мере возрастания в деятельности ТНК роли внешнеэкономической сферы она становится все более действенным фактором их экономического роста.
Важнейшие изменения в содержании международной деятельности ТНК проявляют себя прежде всего в том, что наряду с торговлей в ее традиционном виде все большее значение приобретают новые формы обмена, такие, как производственное сотрудничество, обмен научно-техническими знаниями и опытом, другими услугами.
Новые
явления в организационных
Одним
из важнейших условий роста
Производственные заграничные филиалы и дочерние компании создаются либо в виде сборочных предприятий, либо предприятий с полным производственным циклом. Сборочные предприятия осуществляют сборку машин и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий основной компании и продают их иностранным покупателям часто через местных посредников. Сборочные предприятия создаются в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового производства, главным образом в автомобильной промышленности, производстве тракторов, мотоциклов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного оборудования. Заграничные сборочные предприятия являются удобным средством для организации сбытовой сети и технического обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их как базу, ТНК получают возможность не только продавать в данной стране собираемые машины и оборудование, налаживать техническое обслуживание, но и изучать особенности и потребности местных рынков в других видах машиностроительной продукции, устанавливать более тесные контакты с местными правительственными чиновниками, фирмами-импортерами и т.д.
Информация о работе Интернационализация международного бизнесса