Интернационализация международного бизнесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Реальная интернационализация в конечном итоге характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 52.59 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ

     Период  глобализации - период развития цивилизации  вообще и международного бизнеса в частности - проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. К сожалению, во многих случаях разрыв между ними и более отсталыми странами увеличивается и соответственно растет напряженность в отношениях. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион — Китай — выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 15-20% и население, им охватываемое, почти на 300 млн. чел. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем. Тем важнее более внимательно проанализировать характерные черты этого периода развития.

     Реальная  интернационализация в конечном итоге характеризуется тем, что  международные экономические связи  охватили практически все страны планеты и каждая из них в той  или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса.

 

      1 ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 

     1.1Сущность и особенности интернационализации в современном бизнесе  

     В экономической науке под интернационализацией чаще всего понимается процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства. Этот процесс предполагает как приход на внутренний рынок иностранных хозяйствующих субъектов, так и внешнюю экспансию национальных предпринимателей. В данной работе исследуется процесс выхода отечественных компаний в качестве инвесторов на зарубежные рынки, и, следовательно, под интернационализацией бизнеса понимается прежде всего внешняя экспансия российских компаний как новое явление отечественной экономической действительности.

     Что такое интернационализация?

    • экспорт / создание каналов дистрибуции
    • импорт / создание каналов материального снабжения
    • субподряд / создание субподрядной сети
    • открытие филиала, дочерней компании
    • набор иностранной или отечественной рабочей силы для ведения международных операций
    • обучение иностранным языкам, культуре, международной практике ведения бизнеса
    • бенчмаркинг относительно иностранных конкурентов
    • приобретение зарубежной компетенции, технологии
    • все вышеперечисленное – по отдельности или вместе

     Интернационализация охватывает все сферы современного бизнеса, диктуя им свои стандарты, правила  поведения, формы и способы организации  коммерческой деятельности. Распространение  деловой активности за пределы национальных границ все больше становится не столько вопросом выбора, сколько повелительной необходимостью. Возрастающая на этой почве волатильность международных товарных и финансовых рынков, неконтролируемые переливы огромных масс капитала через государственные границы и защитные барьеры, возводимые государствами и их региональными объединениями, рушат казавшиеся незыблемыми представления о том, как может и должна управляться экономика в условиях глобализации. Интернационализация вносит глубокие изменения в условия существования и развития всех субъектов международной жизни. Она означает,что отныне никто из них не может развиваться в одиночку, не вступая в экономическое, информационное, политическое, культурно-идеологическое взаимодействие с другими участниками глобальной игры.

     Указанная закономерность особенно отчетливо  проявляется в экономической области. Сегодня уровень развития, вес и влияние тех или иных субъектов международного обмена больше не определяются только объемами производства металла, нефти, угля, зерна, тракторов, автомашин и другой промышленной или сельскохозяйственной продукции, как бы важны они ни были для жизнеобеспечения населения той или иной страны. На смену им пришли такие понятия, как структура экономики, наличие развитой рыночной инфраструктуры, удельный вес услуг, наукоемкой, высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке, словом - все то, что определяет эффективность экономической деятельности и конкурентоспособность страны на экономической арене.

     В свою очередь, сами эти показатели во многом зависят от обеспеченности страны капиталами, способности ее экономических институтов в максимальной степени использовать возможности для укрепления своих позиций на международном рынке.  Капитал становится силой космополитической, переливающейся из страны в страну, из региона в регион, и аккумулирующейся там, где лучше условия хозяйствования, выше производительность экономики и соответственно возможности для получения прибыли.

       В результате капиталовложения  перестают быть чисто национальным  или даже по преимуществу национальным  делом и становятся бизнесом  международным. Это находит отражение как в характере, так и в масштабах инвестиционной деятельности. В современных условиях для создания конкурентоспособного предприятия уже недостаточно просто изыскать определенную сумму денег. Необходимо, чтобы эти средства поступили из источника, способного привлечь современные технологии, владеющего всей необходимой информацией и связями, что позволяло бы не только произвести, но и реализовать товар или услугу, для выпуска которых создается предприятие. А это, в свою очередь, предполагает выход на международную арену, точное знание конъюнктуры мирового рынка, возможность быстрого маневра капиталом, производственными мощностями и рабочей силой.

     Меняются  и количественные параметры инвестиционной деятельности. Работа на мировой рынок  предполагает достаточно большие объемы производства, способность вновь создаваемого или расширяющегося предприятия вести успешную конкурентную борьбу в глобальных масштабах.

     Отдельные предприниматели и даже целые  государства зачастую оказываются не в состоянии решить эту задачу. Возникает необходимость в привлечении капитальных ресурсов, обращающихся на международной арене. В результате инвестиционные решения все чаще принимаются не в столицах или деловых центрах государств-реципиентов, а в штаб-квартирах инвестиционных банков и транснациональных корпораций, расположенных за тысячи километров от объекта капиталовложений.

     В ряду проблем, встающих перед участниками  мирового экономического обмена на этапе интернационализации, одной из самых острых, если не самой острой, является задача повышения конкурентоспособности. Выдвижение этой задачи на первый план связано с тем, что в современных условиях ни одна страна или группа стран не могут рассчитывать на достаточно комфортное и стабильное место под мировым экономическим солнцем, не обладая способностью отстаивать и продвигать свои интересы в борьбе с другими, нередко более агрессивными и успешными соперниками по глобальной коммерческой игре.

     Сказанное о национальных хозяйствах и их региональных объединениях в равной (если не большей) степени относится и к их компонентам - частным корпорациям, компаниям, фирмам, фондам и т.п. Но здесь, едва наметившись, сходство и кончается. Если в случае с государствами и их наднациональными группировками участники конкурентной борьбы имеют возможности использовать для защиты своих интересов международно-правовые, административные, и даже политические рычаги, то частные предприниматели вынуждены полагаться прежде всего на самих себя.

  1. Транснациональные корпорации (ТНК)

     Эффективное использование частными предпринимателями  всех этих преимуществ привело к  возникновению такого явления как  транснациональные корпорации (ТНК) и их финансовые двойники - транснациональные банки (ТНБ), инвестиционные, гарантийные и иные фонды, подчиняющие себе финансовые рынки всего мира. По сути дела современная мировая экономика становится конгломератом взаимосвязанных коммерческих, производственных, финансовых, информационно-технических и иных структур, опутывающих весь мир сетью своих представительств, филиалов, отделений по производству и реализации их товаров и услуг.

     О масштабах деятельности транснациональных  корпораций дают представление следующие данные. В 2007 году, последнем, по которому имеются исчерпывающие данные, на 790 тыс. зарубежных филиалах ТНК было занято 82 млн. работников. На них приходилось 11% мирового ВВП и треть мирового экспорта. За период с 1990 по 2007 год численность занятых в зарубежных филиалах ТНК выросла более чем в три раза. Объемы производства и экспорта крупнейших мировых корпораций, таких как General Electric (США), General Motors (США), British Petroleum (Великобритания), Exxon Mobil (США), Toyota Motors (Япония) и некоторые другие, превышают ВВП целых стран.

     Говоря  об относительной самостоятельности  и даже независимости транснациональных  фирм от регулирующих функций государства, где расположены их штаб-квартиры, мы вовсе не хотим сказать, что те и другие никак не связаны друг с другом. Напротив, эта связь носит самый непосредственный и, в конечном счете, взаимовыгодный характер. И дело не только в предусмотренной законами и правилами деловой этики необходимости для любой частной фирмы вести прозрачную, доступную для независимого аудита отчетность, уплачивать налоги, соблюдать установленные нормы корпоративного поведения, нарушение которых может повлечь ответственность, вплоть до уголовной - достаточно вспомнить хотя бы недавнее дело владельцев корпорации Enron в США.

     Существует  подчас не столь очевидная на поверхности, но от этого не менее глубокая взаимная зависимость и взаимная заинтересованность в успешной деятельности транснациональных корпораций и страны, давшей им путевку в жизнь. Современное государство кровно заинтересовано в экспансии своих корпораций и фирм за пределы национальных границ, так как это дает ему возможность усиливать свое экономическое и политическое влияние в мире. Это проявляется, в частности, в том упорстве представителей западных держав, с которым они отстаивают право своих ТНК на свободное проникновение в экономику других государств на различных международных форумах, в том числе и на буксующих ныне переговорах о внесении поправок в правила ВТО в ходе так называемого «раунда в Дохе».

     Со  своей стороны, ТНК кровно заинтересованы в укреплении и защите своих тылов  — экономики породивших их стран, ибо от этого в решающей степени  зависит их собственное положение, прежде всего, приток инвестиционных ресурсов. Последнее же определяется в первую очередь эффективностью и производительностью национального хозяйства стран их основного базирования.

     1.2 Стратегии интернационализации  в международном бизнессе 

     Что касается конкретных форм и стратегий  интернационализации бизнеса как одного из наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности стран и их частных представителей, то в принципе они давно известны. Это и организация производства в других странах, и инвестиции в экономику зарубежных государств, и использование разнообразных инструментов финансовых рынков, и международная торговля, и перенос НИОКР в те страны и регионы, где они дают наиболее эффективную отдачу, и распространение все более совершенных информационных технологий, позволяющих быстро реагировать на изменение ситуации, принимать решения и совершать платежи в режиме реального времени в самых отдаленных районах планеты.

       Хотелось бы обратить внимание  на два фактора, оказывающие  наиболее мощное и глубокое  воздействие на развитие  процесса  интернационализации. Речь идет  о слияниях и поглощениях как  форме международной экспансии  ТНК, а также о тесно связанной  с ними роли международных  финансовых рынков как всемирной  паутины, связывающей воедино  процессы глобализации в их различных формах и проявлениях.

     Слияния и поглощения по самой своей сути представляют собой явление столь  же старое, как и сам капитализм. Проглотить конкурента, а если не удается, то вступить с ним в сделку («can t beat it, join it») - всегда было непременным правилом частного предпринимательства. Новым, принесенным современным этапом глобализации, являются резко возросшие масштабы и темпы распространения этого явления, за которым, как будет показано в дальнейшем изложении, стоят сложные и противоречивые процессы, протекающие в современной мировой экономике. Что касается роли финансовых рынков, то они являются сегодня самым динамичным и одновременно самым нестабильным сегментом мировой экономики, который во многом определяет темпы и характер современной интернационализации. 
 

Информация о работе Интернационализация международного бизнесса