Интеллект и познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов . Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Содержание

Введение
1.Понятие и структура интеллекта.Психологические процессы.
2.Факторы,влияющие на структуру интеллекта.Рекомендации по развити. интеллекта.
3.Социальный интеллект.Творческая активность личности.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Такое понимание процесса мышления подтверждается современными знаниями и о мозговых механизмах психики.

     По всей вероятности, наибольший вклад в наши знания о механизмах мышления внесло изучение функциональной асимметрии коры головного мозга. Наличие специализации полушарий мозга было установлено еще в XIX в., когда физиологи обнаружили в левом полушарии зоны, ответственные за речь — ее воспроизведение и различение. Эти зоны были названы по именам исследователей, их изучавших. Зона Брока 6отвечает за произнесение слов, а зона Вернике — за понимание. С тех пор функционирование левого полушария тесно связывалось с речью, и оно считалось ведущим, осуществляющим мыслительные процессы, а правому полушарию отводилась подчиненная роль: осуществлять энергетическую подпитку левого. Однако в 70-е годы нашего столетия были сделаны открытия, которые заставили отказаться от гипотезы доминантного и подчиненного полушарий. Нейрофизиологи Роджер Сперри и Газзанига, проводя эксперименты по расщеплению мозга, изучили раздельную работу полушарий и показали, что оба полушария участвуют в познавательной деятельности, но каждое осуществляет ее по-разному. Если человеку необходимо решить какую-то задачу, он выбирает определенную стратегию. Например, чтобы запомнить пару слов «кабан — чемодан» можно несколько раз в уме повторить их, при этом будет активизировано левое полушарие, а можно мысленно представить себе свинью, несущую чемодан, произойдет активизации правого полушария.

     Левое полушарие мозга осуществляет локальную обработку информации, связанной со словесными структурами, производит рациональное осмысление деятельности; в процессе решения задачи осуществляет дискретный перебор гипотез. Правое полушарие мозга осуществляет глобальную обработку информации и определяет вероятность каждой гипотезы. Это бессознательный процесс, связанный с пространственными представлениями и эмоциональной мотивацией. Таким образом, каждое полушарие говорит на своем языке, и только при совместной их работе осуществляется целостный процесс мышления. Каждый человек имеет свои особенности как в физическом развитии, так и в развитии мозговых структур. В зависимости от того, какое полушарие лучше развито (левое или правое), человеку будет присущ тот или иной стиль мышления: либо с опорой на формально-логические операции, либо — на пространственные отношения. Кроме того, в каждый период общественного развития отдается предпочтение тем или иным познавательным механизмам, и формируется (через воспитание и обучение) определенный стиль мышления.

    Одной из наиболее актуальных психологических проблем является разработка способов активизации мышления7. Можно рекомендовать несколько таких способов:

1. На  стадии постановки задачи рекомендуется  попробовать ее переформулировать или выразить в графической форме, что позволит активизировать резервные возможности мозга, а также представить проблему в окружении другой группы факторов.

2. В  процессе решения задачи следует  использовать как можно большее  количество непроизвольных ассоциаций, так как неизвестно, в чем заключается правильный ответ. Для порождения ассоциаций используются наводящие вопросы.

3. Создание  оптимальной мотивации — еще  одно из условий оптимизации  мышления. Содержание мотива может быть различным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия от самого процесса. Если в основе мотивации лежит собственный интерес, то стремление к преодолению трудностей будет сильнее и длительнее. Одной из особенностей лаборатории Резерфорда было то, что ученики работали над своими собственными задачами. Даже если Резерфорд видел, что задача безнадежна, он не вмешивался, так как собственное решение учит человека мыслить.

Мотивация должна быть устойчивой (это позволяет  переключать другие проблемы и вновь возвращаться к первой) и достаточно сильной, но не слишком, так как слишком сильная мотивация отнимает у человека право на ошибку и лишает его свободы.

4. Снижение  критичности по отношению к  собственному решению также может  повысить продуктивность мышления. Один из наиболее действенных  способов выработки новых идей — это метод «мозговой атаки». Суть его заключается в запрете на критику выдвигаемых идей.

Актуальные, личностно значимые стимулы выделяются вниманием8. Выбор

осуществляется  из всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. Восприятие связано с приемом и обработкой информации, поступающей от всех органов чувств. Внимание ограничивает лишь ту часть ее, которая будет реально обработана. Примером ограничения восприятия является процесс опознания нескольких объектов, находящихся в поле зрения. Если объекты неизвестны, то опознание второго происходит только после того, как был опознан первый. По отношению к ощущениям, восприятию и мышлению внимание выполняет регулирующую функцию: оно определяет то, что будет воспринято и осознано.

   Что же определяет избирательность, или направленность внимания? Существует две группы факторов:

1. Факторы,  характеризующие внешнюю структуру  раздражителей, т. е. физические параметры сигнала: его интенсивность, частота, новизна.

2. Факторы  внутреннего происхождения: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности данной информации. Недостаточно автоматизированные действия также требуют повышенного внимания.

   Из этих факторов следуют способы  повышения внимания: через внешнюю организацию сигнала и через приведение информации в соответствие с мотивационно-потребностной сферой личности и эмоциональным состоянием.

   При организации внимания через  «внешнее» нужно помнить следующее:

1. Изложение  парадоксального случая или спорного утверждения повышает внимание. Использование фактора новизны особенно важно в деятельности, где возможно развитие утомления, а уровень ответственности высок. Сочетание монотонности с повышенной готовностью действовать, как это бывает в операторских профессиях по управлению важными объектами (атомными станциями, ракетными установками, воздушным и железнодорожным транспортом и т. д.), приводит к развитию эмоциональной напряженности. Последняя вызывает утомление, снижает эффективность действия в нужный момент. Активизация внимания в этих случаях способствует снятию напряженности. Поэтому в монотонной деятельности рекомендуется использование сигналов разной модальности, изменение темпа работы, введение неожиданных сигналов.

 2. Значимую информацию необходимо усиливать, для этого ее можно повторить несколько раз или выделить каким-то способом. В разговоре можно сделать вид, что что-то забыто, а потом вернуться и вставить значимое замечание.

3. Неполное  представление содержания также  привлекает внимание. Стоит сказать, что дальше будет неинтересно, трудно, как сразу возрастает интерес к недоговоренному. И именно это запомнится. При использовании данного приема срабатывает механизм личной включенности.

4. Систематизация  материала, периодическое подведение итогов и структурирование информации также эффективный способ организации внимания.

Использование внутренних факторов для привлечения  внимания:

1. Излагаемый  материал должен соответствовать  личным интересам слушателей. Когда этого нет, то каждый человек занят своими мыслями, и убеждения или разговоры в этом случае ни к чему не приводят. Наши собеседники в лучшем случае покивают головой и забудут, о чем их просили.

2. Не  рекомендуется начинать разговор  со своих проблем или своей  темы. Слушателей надо подготовить, а для этого следует начинать встречу на поле собеседника, с учетом его, а не ваших интересов. Постарайтесь задавать вопросы, которые требуют не односложных ответов типа: «так-так», «да», «нет», а развернутых. Сложные ответы помогают завладеть вниманием собеседника.

    Описанные способы организации внимания касались тех ситуаций, когда мы пытаемся организовать внимание других людей. Это необходимо в деловых переговорах, педагогической работе или светской беседе. Но не менее значима для нас организация собственного внимания. Для этого следует определить, какими свойствами оно обладает. Основные характеристики внимания: концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем.

    Концентрация внимания9— это состояние нашего сознания, необходимое, чтобы включиться в деятельность, сосредоточиться на задаче. Концентрация предполагает повышение интенсивности сигнала или увеличение значимости выполняемой деятельности при ограничении поля восприятия.

    Устойчивость — длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или задаче. Устойчивость непроизвольного внимания, возникающего без нашего усилия, всего 2-3 секунды. Произвольное внимание, которое достигается волевым усилием, ослабляется через 15 минут напряженной работы, затем начинает колебаться. Послепроизвольное внимание возникает как результат развития произвольного, как эффект вырабатываемости. Сознательного контроля оно не требует и со стороны похоже на непроизвольное, так как не требуется никакого усилия, чтобы сосредоточиться на материале или деятельности.

     Распределение внимания — это способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность совершать сразу несколько действий. Согласно преданию, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон. Однако есть основания полагать, что одновременно протекает только один вид сознательной деятельности — субъективное ощущение одновременности обязано быстрому последовательному переключению с одного вида на другой. Таким образом, переключаемостъ10 — это обратная сторона распределения внимания. Она определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. Плохая переключаемость приводит к рассеянности. Но рассеянность может быть и следствием максимальной собранности и сосредоточенности на основном объекте интересов.

    Часто, обладая большими способностями, человек не может реализовать их из-за плохой самоорганизации, несобранности. Главным признаком самоорганизации является умение настроиться на деятельность и поддерживать работоспособное состояние в течение длительного времени, не прилагая волевых усилий. Эту настройку помогают осуществить концентрация и устойчивость внимания. Можно дать несколько советов по управлению этими функциями внимания, полезных при организации учебной деятельности.

    Рассмотрим типичную ситуацию, когда нужно приступать к занятиям, садиться за стол делать уроки или готовиться к экзаменам. Вы никак не можете этого сделать, в голову лезут посторонние мысли. Попробуйте для начала простейший самогипноз, который позволяет включиться в любую деятельность или состояние. Итак, вы садитесь за стол, на котором все приготовлено, но который вам ненавистен, закрываете глаза и про себя или полушепотом повторяете 8-12 раз «Я могу писать, Я могу писать, Я могу писать… Я пишу… Я пишу!…» Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откидываетесь на спинку кресла с закрытыми глазами. В голове пустота, и вы ничего не хотите и не ждете, на все наплевать. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой блаженной пустоте начнет всплывать фраза, а потом и требование писать, и рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы или формулы могут быть какими угодно, главное — короткими и по существу дела. Этот прием является простейшим разговором сознания с подсознанием, в котором обе стороны, не мешая и не перебивая, дают возможность настроиться на дело. Автор этот приема В. Леви назвал его «эхомагнит» 11и выделил три фазы: заклинание, пустота, действие.

     Но иногда мы не в состоянии даже сосредоточиться на том, что поможет нам включиться в работу. В голове ни одной мысли, только обрывки, клочки фраз. Что делать? Садиться и писать! Любые строчки, приходящие в голову, пусть это будет и не совсем логично. Главное — не останавливаться и не перечитывать написанное, чтобы самому не испугаться своих путаных записей и не остановить процесс врабатывания. Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас и тогда можно будет вернуться к первоначальным записям — там может быть и что-нибудь полезное, а если нет, не страшно, так как эти записи помогли вам начать работать.

    Если вам предстоит длительная деятельность— написание курсовой работы или отчета, то и помехи бывают очень сильными. Каждый день человек говорит себе, что сегодня он устал, а вот завтра на свежую голову с утра начнет трудиться. Но наступает утро, а с ним новые дела и новая усталость. Постарайтесь начать новое дело не утром, а вечером на фоне усталости. Пусть это будет только первая фраза или заголовок, главное, что утром нужно будет начинать не с начала, и новый день не будет омрачен необходимостью делать неприятное — начинать, ну, а предыдущий вечер все равно был испорчен усталостью.

Информация о работе Интеллект и познавательные процессы