Интеллект и познавательные процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов . Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Содержание

Введение
1.Понятие и структура интеллекта.Психологические процессы.
2.Факторы,влияющие на структуру интеллекта.Рекомендации по развити. интеллекта.
3.Социальный интеллект.Творческая активность личности.
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение

    1.Понятие и  структура интеллекта.Психологические  процессы.

    2.Факторы,влияющие  на структуру интеллекта.Рекомендации  по развити. интеллекта.

    3.Социальный  интеллект.Творческая активность личности.

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

Интеллект - в  переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов . Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания.

Очевидность теоретической  и практической значимости надежных знаний о природе интеллектуальных способностей человека контрастирует с реальным, весьма неудовлетворительным положением дел в психологии интеллекта, обнаруживающим себя, в частности, в нарастании критики самого понятия «интеллект».

Когнитивные процессы восприятия, памяти, наряду со всеми иными (вниманием, воображением, представлением), входят в состав наиболее обобщенного когнитивного образования, обозначаемого понятием «интеллект». Вместе с тем интеллект обладает и такими свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Кроме того, интеллект зависит от личностных особенностей субъекта, как бы «несет на себе печать» личности в целом, что также придает ему новые, специфические особенности.

Целью данной курсовой работы является исследование некоторых  общих особенностей интеллекта

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач: изучить понятие и структуру  интеллекта,описать факторы,влияющи  е на структуру интеллекта,рассмотреть рекомендации по развитию интеллекта,проанализировать психологические процессы

Таким образом, тему работы «Интеллект человека» можно  считать на сегодняшний день актуальной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и структура интеллекта.Психологические процессы

    Интеллект1— это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.

     Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект можно определить также как общую  способность человека действовать  целесообразно, мыслить рационально  и эффективно функционировать в  окружающей среде (Векслер).

     В психологии существует понятие общего интеллекта двух его подструктур: вербального и невербального.

    Измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что его отнесут к разряду умственно отсталых. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением всех этических и профессиональных правил.

    Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Как мы выяснили, существует две подструктуры общего интеллекта. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

     Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

     Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ — коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей системе: свыше 135 баллов — гений, от 120 до 135 баллов — высокий, от 100 до 120 — средний, от 80 до 100 — низкий. Все, что ниже 80 баллов — умственная отсталость.

      Вербальный интеллект 2- лексический запас; способность к выявлению аналогий и установлению логических связей между различными видами вербальной информации; способность комбинировать знания из различных областей знаний, гибкость и скорость переключения вербального мышления; способность находить наиболее точное решение из ряда приблизительных.

Вербальный  интеллект используется человеком  намного чаще и сильнее чем  другие виды интеллекта. Он сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем другие виды интеллекта. Именно он определяет успешность учения не только по гуманитарным  предметам, таким как языки, литература, история и т.п., но и естественнонаучным дисциплинам (хотя для успеха в последних потребуется еще и прекрасное развитие пространственного интеллекта). Именно поэтому так важно совершенствование вербального мышления, так как оно нам необходимо на протяжении все нашей жизни в независимости от того, чем мы занимаемся. Чем лучше мы говорим и пишем, чем внимательнее слушаем и читаем, тем проще нам

оперировать имеющейся информацией, налаживать связи с остальными людьми,

 решать  стоящие перед нами задачи, и  взаимодействовать с окружающим  нас миром.

    Невербальный интеллект - способность устанавливать логические закономерности по отношению к невербальным (математическим) видам информации; способность к анализу и прогнозу (экстраполяции событий); способность разрабатывать и расшифровывать сложные алгоритмы; общий потенциал интеллектуального развития.

     Для изучения интеллекта необходимо рассмотреть психологические процессы:ощущение,восприятие,мышление,внимание,память.

     Если вернуться к схеме организации познавательных процессов, то можно увидеть, что мышление замыкает их иерархию. Это не только высший, но и иной уровень познания. Результатом предшествующих уровней познания (ощущения, восприятия, представления) является наглядный образ — отражение объективной реальности той или иной степени адекватности. Результатом процесса мышления является формирование понятия такой языковой структуры, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.

     Мышление 3— процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

     Мышление изучается многими науками, каждая выделяет свой аспект. Философия изучает соотношение материи и мышления.

     Социология проводит анализ исторического развития в зависимости от социальных структур общества.

     Кибернетика изучает мышление как информационный процесс.

    Формальная логика рассматривает основные формы мышления: суждения, умозаключения.

     Схоластика (средневековый реализм) постигает природу вещей через постижение значения имени вещей. В основе этого типа реализма лежит обособление каждой идеи, имени и оформление ее как сущности. Мышление — оперирование идеями, выстраиваемыми в иерархические сочетания.

     Психология изучает механизмы реализации мыслительных актов, в том числе мозговые, и понимает мышление как познавательную деятельность.

     Несмотря на то, что мышление — это качественно иной процесс по сравнению с перцепцией, он не может быть оторван от предшествующих психических процессов — должен существовать «мостик» от непосредственного и конкретного отражения к отражению опосредованному. Таким переходом является допонятийное мышление, свойственное детям и встречающееся на более поздних этапах развития. Особенности допонятийного мышления наиболее полно были изучены психологом Жаном Пиаже. Он выделил следующие особенности разных видов мышления:

    Допонятийное

    Понятийное

I. Эгоцентризм4. Субъективность мышления, которая жестко связана с жестко фиксированной системой отсчета. Эгоцентризм, в отличие от эгоизма, состоит не в обращенности мысли на ее носителя, а в выпадении последнего из сферы отображения. Это — жесткость своей точки зрения, невозможность оценить себя как носителя и партнера отношений с вещами и людьми в силу элементарности отражения этих отношений. Встречается не только у детей — жизненный опыт показывает, что и позже мы не всегда в состоянии преодолеть эгоцентризм и вносить поправки за счет своей исходной позиции.

     Децентрация или перецентрация. Интеллектуальная децентрация как преобразование системы координат, выход за пределы индивидуальной системы отсчета. Представляет собой расширение «карты мира»

II. Трансдуктивный  характер связей в предпонятийных  структурах, что выражается в отсутствии различий между частным и общим, отсутствии соотнесения родовых и видовых признаков

Индуктивно-дедуктивный  характер связей понятийных структур. Индукция как переход от частного к общему и дедукция как переход от общего к частному

III. Синкретизм  — осмысливание предмета по  одной несущественной его части.  Отсутствие различий между существенными  свойствами и случайными особенностями. Взаимная связь черт, воспринимаемых вместе, гораздо сильнее, чем все остальные отношения

    Иерархическая соотнесенность признаков. Выявление с помощью анализа существенного и случайного

IV. Нечувствительность  к логическому противоречию и  переносному смыслу

      Полнота понимания5

     Мы видим, что в допонятийном мышлении отсутствует сформированность логических структур и имеет место недостаточный опыт взаимодействия с вещами и явлениями. Ж. Пиаже считал, что развитие мышления есть результат развития системы операций, т. е. развитие логики ведет к познанию вещей. В соответствии с другой точкой зрения продвижение в познании вещей и отношений, приобретение практического опыта способствуют изменению и развитию самого мышления.

    Из анализа соотношений допонятийного и понятийного мышления вытекает основной принцип организации процесса мышления — это обратимый перевод пространственно-предметных психических структур или наглядных образов на символический оперативный язык речевых сигналов. Процесс мышления имеет место только тогда, когда под словесным понятием кроется конкретное образное содержание, в противном случае мы имеем дело с демагогией: с другой стороны, возникающие в голове образы могут стать основой мыслительного акта, если они получают символическое (словесное или формально-знаковое) оформление.

    Внезапно возникающее понимание иногда называют интуицией. В отличие от мышления интуицию нельзя назвать процессом, так как возникновение интуитивного решения недоступно сознательному наблюдению. Как писал известный психофизиолог П. В. Симонов, «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимы доказательства». Поиск доказательств и осуществляется с помощью мышления.

Информация о работе Интеллект и познавательные процессы