Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа
Актуальность темы определена тем, что монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети странах мира.
Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Представить теоретические аспекты монархии как формы правления;
· Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;
· Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;
· Рассмотреть институт монархии как системообразующий элемент высшего государственного управления.
Введение......................................................................................................................................... 4
1. Понятие, сущность и признаки монархии............................................................................... 6
2. Типы монархии........................................................................................................................ 12
3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии................................... 18
4. Институт монархии в современном мире............................................................................. 23
Заключение................................................................................................................................... 29
Список литературы ..................................................................................................................... 33
Наконец, в-третьих, различное
юридическое положение
4. Институт монархии в современном мире
Абсолютная монархия как
форма правления типична для
позднего феодализма, когда в глубинах
аграрного строя вызревают
Характеризуется она тем,
что в руках монарха
В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман, Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные конституции, однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой конституцией можно, например, считать Временную конституцию Катара 1972 г.
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.[22]
Для абсолютной монархии характерен
авторитарный политический режим, а
государственный режим
Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.
Законодательная власть принадлежит
в принципе парламенту, который избирается
подданными или определенной их частью,
если избирательное право —
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного, или резолютивного, вето, т. е. без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto — запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 г.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него — с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, главным образом имущей. В рамках этого компромисса преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Парламентарная монархия
как форма правления существует
обычно в высокоразвитых государствах,
где переход от аграрного строя
к индустриальному
Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Соединенном Королевстве это выражается принципом «Король не может быть неправ»).
Главный отличительный признак
парламентарной монархии — политическая
ответственность правительства
перед парламентом (нижней палатой)
за свою деятельность. Если парламент
(нижняя палата) выразит правительству
недоверие или откажет в
Изложенная система отношений
между монархом, парламентом и
правительством характеризует парламентарный
режим, или парламентаризм. Однако этот
государственный режим
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Соединенное Королевство, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955—1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правлении — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран
к числу парламентарных монархий
можно отнести Малайзию, Таиланд,
Непал, однако в последнем, учитывая
реальное влияние монарха, приходится
констатировать наличие элементов
дуалистического
Заключение
Таким образом, монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Не следует считать, что это какая-то отжившая, прошедшая форма правления, которая с неизбежностью уступит место иным формам в развитии государственности.
Признаки монархии: высшая власть (власть монарха) передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли избирателей.
Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. В иных государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также обладали властью и статусом монарха. Кроме того, наследственный характер власти при монархии обеспечивает легитимность каждого нового монарха, представляет весьма стабильный и удобный способ перехода власти, «работает» на спокойствие, сплоченность соответствующего общества в критических ситуациях. Монархия — весьма традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставрироваться неоднократно после революционных перемен, устраняющих монархию.
Конкретный тип монархии,
установившийся в стране, зависит
в первую очередь от степени развития
в ней производственно-экономи
При монархической форме
правления источником власти и ее
носителем является монарх. В качестве
оснований-критериев для
В силу этих и иных особенностей
на современном этапе развития общества
и государства различаются
Монархический принцип требует, чтобы «в государстве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха». От его имени отправляется правосудие. Он назначает «всех высших должностных лиц суда и управления». В отношении к законам «ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению».
Характерными особенностями
рабовладельческой монархии являются
жесткая централизация и
Рабовладельческие монархии
имели свои разновидности. Одной
из таких разновидностей была восточная
деспотия. От восточной деспотии значительно
отличалась монархическая форма
правления рабовладельческого государства
Древнего Рима. В отличие от восточных
деспотий монархическая форма
Широкое распространение
монархической формы правления
обусловливалось такими объективными
факторами, как иерархический характер
феодальной собственности, господство
в условиях феодального общества
отношений сюзеренитета-
Монархическая форма правления
в условиях феодализма имела свои
разновидности. В соответствии с
этапами развития феодального строя
следует различать