Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа
Актуальность темы определена тем, что монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети странах мира.
Цель данной работы – рассмотреть монархию как форму правления на примере нескольких стран. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
· Представить теоретические аспекты монархии как формы правления;
· Определить понятие, сущность, признаки и типы монархии;
· Дать сравнительный анализ исторических разновидностей монархии;
· Рассмотреть институт монархии как системообразующий элемент высшего государственного управления.
Введение......................................................................................................................................... 4
1. Понятие, сущность и признаки монархии............................................................................... 6
2. Типы монархии........................................................................................................................ 12
3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии................................... 18
4. Институт монархии в современном мире............................................................................. 23
Заключение................................................................................................................................... 29
Список литературы ..................................................................................................................... 33
Для абсолютистской монархии
характерно полное бесправие народа,
отсутствие каких-либо представительных
учреждений, сосредоточение всей государственной
власти в руках монарха. Он издает
законы, назначает чиновников, ведет
внешнюю и внутреннюю политику, собирает
и расходует налоги, причем делает
это без всякого участия народа
в законодательной
Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, глава государства одновременно представляет и светскую, и религиозную власть. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса — буржуазии.[9]
В ограниченных монархиях
власть монарха ограничена выборным
органом — парламентом — либо
особым правовым актом — конституцией.
В большинстве ограниченных монархий
налицо сочетание обоих способов
ограничения власти монарха —
конституции и парламента. Но, например,
Великобритания имеет парламент
и не имеет конституции в ее
традиционном виде — единого писаного
документа. Поэтому монархии, ограниченные
таким способом, принято именовать
парламентарными. Примерами подобных
монархий являются многие европейские
государства — помимо названной
выше Великобритании также Бельгия,
Дания, Нидерланды и др. С одной
стороны, сохранение в этих государствах
монархии — дань традиции, поскольку
монарх в них выполняет чисто
номинальные, представительские функции,
а власть в стране принадлежит
выборному органу — парламенту.
С другой стороны, сохранение поста
главы государства в лице монарха
служит символом единства и стабильности
этих государств, их уважения к историческому
прошлому и собственной
Ограниченная монархия имеет
разные формы. В поздний период средневековья
Европы наличие монархии уже сопровождалось
появлением парламентов - представительных
учреждений «третьего сословия». Возникала
своеобразная двойственность государственной
власти, которая выражалась в том,
что, хотя монарх юридически и фактически
был независим от парламента в
сфере исполнительной власти, вместе
с тем он зачастую был вынужден
считаться с деятельностью
В ряде стран Азии и Африки
ограниченные монархии действуют в
виде дуалистических монархий (например,
в Марокко и Иордании). Их отличие
от парламентских состоит в
В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.
Степень участия населения
в формировании органов власти монархии
составляет пропорцию, обратную объему
власти, сосредоточенной в руках
монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных
монархиях не только население страны,
но и ни один орган государства, даже
самый высший, не вправе изменить выбор
главы государства. Исключение составляют
лишь нелегитимные способы устранения
монарха путем заговора. Говоря о
конституционном закреплении
Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения власти монарха. Этот процесс набирает силу с появлением на политической арене нового класса — буржуазии. До ее появления абсолютная монархия была построена на балансе политических сил. Все общество было поделено как бы на две неравные части. С одной стороны — монарх и класс рабовладельцев или феодалов (дворянство, помещики), заинтересованных в укреплении и поддержке власти монарха, поскольку с его помощью они осуществляют эксплуатацию населения, а монарх через них осуществляет свою власть. С другой стороны — класс зависимого населения (рабы или крепостные крестьяне, ремесленники, посадский люд), образующий категорию подданных монарха, находящихся в его власти и власти более мелких эксплуататоров.
С вступлением общества в
стадию капиталистического развития полного
совпадения интересов буржуазии
и монарха, как это было в случае
с дворянством и помещиками, не
происходит. Этот класс, опираясь на частную
собственность — основу экономической
самостоятельности, начинает рваться
к государственной власти. И монарх,
пытаясь сохранить свою власть, идет
или на сознательное ее ограничение
путем «дарования» (октроирования)
Конституции, или на создание коллегиального
органа, обладающего в той или
иной мере властными полномочиями (либо
на то и другое одновременно). Объем
властных полномочий и, следовательно,
степень участия населения в
формировании такого органа находятся
в прямой зависимости от степени
развития в стране капиталистических
отношений. В странах развитого
капитализма коллегиальный
Конституционной монархии свойственно
юридическое, законодательное ограничение
власти монарха в области как
законодательной, так и исполнительной
деятельности. Несмотря на то, что монарх
формально назначает главу
3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии
Предостережения в отношении
ущербности количественного критерия
классификации форм правления постоянно
следовали и от многих других авторов.
Это подтолкнуло ряд
В более поздний период Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации форм правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность — в основе аристократии, честь — в основе монархии и страх — в основе деспотии. Помимо названных критериев в отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко использовались так называемые юридические критерия. Суть их, по общему признанию, сводилась к тому, что в процессе классификации форм правления за основу брались не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов и «правящих лиц».
Различие между монархической
и республиканской формами
При республиканской форме правления, пояснял автор, все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственны перед народом «от последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени. В монархии же все обстоит как раз наоборот — «имеется безответственный орган власти», называемый монархом.[13] «Именно в этом различии ответственности и безответственности, — подытоживал Н. Коркунов, — заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме и характере их функций», как это иногда утверждается в литературе. В самом деле, президент США пользуется большей властью, нежели английская королева. Однако президент «ответственен перед конгрессом и потому — не монарх». Английская же королева, напротив, «безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней».[14]
Юридические критерии классификации
форм правления широко использовались
также известным русским
Рассмотрим, в чем конкретно
выражается это «юридическое положение».
Согласно представлениям Ф. Кистяковского
и других авторов, многократно подтвержденным
самой жизнью и политико-правовой
практикой, оно может выражаться,
во-первых, в выборности (в условиях
республики) или наследственности (в
условиях монархии) высших органов
государства и самой
Однако выборные монархии, замечает автор, составляют не столько само правило, сколько исключение из него. А, кроме того, по наблюдениям автора, «избирательная монархия» везде, где бы она ни существовала, «оказалась учреждением весьма неустойчивым и нецелесообразным». Она «или приводила к разложению государственного строя, иди превращалась в наследственную монархию».[17]
Выборность и наследственность
как критерии подразделения форм
правления государства на республики
и монархии органически сочетаются
с такими их немаловажными признаками,
как срочность пребывания у власти
главы государства в условиях
республики и соответственно бессрочность
— в условиях монархии. Данные критерии,
впрочем, как и многие другие, имеют,
естественно, относительный и к
тому же формально-юридический
Во-вторых, различное юридическое
положение носителей власти как
общий критерий классификации форм
правления может выражаться, по мнению
ряда авторов, в ответственности
их перед народом, нацией, парламентом
и т.д. в условиях республики и
«полной безответственности» в
условиях существования монархии. Самостоятельность
власти монарха и его
От его имени отправляется правосудие. Он назначает «всех высших должностных лиц суда и управления». В отношении к законам «ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению». Разумеется, заключает автор, все эти функции могут принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница при этом состоит в том, осуществляются ли они «безответственным монархом или же ответственным перед народом должностным лицом».[19]
В ответственности